Конспект сценария ИОС «Поможем бабушке Федоре»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Жерносек Галина Юрьевна

Цель: Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; развивать связную и диалогическую речь, совершенствовать грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_situatsiya_po_rechevomu_razvmtiyu_sr.gr_.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

 Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Поможем бабушке Федоре»

Конспект сценария ИОС

ОО «Речевое развитие»

средняя группа

Составил:

Жерносек Галина Юрьевна

Конспект сценария ИОС

Возрастная группа: средняя группа

Тема НОД: «Поможем бабушке Федоре»

Цель: Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; развивать связную и диалогическую речь, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи: 

  • поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом обращении со взрослыми и сверстниками4
  • уточнить и расширить активный словарь по теме «Посуда» (тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; самовар);
  • поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
  • учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания;
  • воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать её в чистоте.  

Предварительная работа:

  • загадывание и разгадывание загадок о посуде, заучивание рифмованных текстов загадок;
  • чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» и рассматривание книжных иллюстраций;
  • организация игр: «Разбитая посуда», «Назови ласково», «Найди лишний предмет».

  Материалы и оборудование: картинка-загадка; стрелки; конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним; картинки с изображениями посуды; чудо-дерево с посудой; самовар на небольшом табурете-подставке с салфетками; плоскостное изображение тарелок с кашей; магазин-витрина с предметами посуды; набор красивой посуды от Федоры (сюрприз); костюм бабушки Федоры.

Ход ситуации

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

I Вводная часть

Воспитатель:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,

На гостей посмотрим и поздороваемся!

Воспитатель:

Дети, хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель:

А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовёте предметы, которые так причудливо изображены на картинке.

Воспитатель:

Как можно назвать все эти предметы одним словом?

 Воспитатель:

Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?

Педагог поощряет стремление детей использовать элементы объяснительной речи.

Воспитатель:

Мы сегодня отправимся в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте, - это Страна посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры-приключения. (Обнимает детей, ласково приговаривая).

Я ребяток собираю,

В путь-дорожку приглашаю.

Не заблудиться в нашем путешествии нам помогут стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут направление, куда нам путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперёд. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе.

Воспитатель:

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит.

Дети, кто знает загадку о самоваре?

Воспитатель:

В таком нелёгком путешествии нам придётся много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Поможем ему: проговорим загадку, сделаем зарядку и пойдём дальше.

Педагог предлагает продолжить путешествие.

Воспитатель:

Чудо-ёлка растёт,

Чудо, чудо чудное,

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А ложечки да чашки,

Поварёшки на нём!

Ребята, что ещё вы видите на этой чудесной ёлке?

Воспитатель:

Как вы назовёте одним словом все эти предметы?

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы посуды маленького размера и назовите их ласково.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Назови ласково».

Игра «Назови ласково». 

Воспитатель:

Молодцы, ребятки! Быстро и дружно справились с моим заданием! А теперь закройте глазки и сосчитайте до пяти.

Педагог развешивает на «дереве» муляжи и игрушки (яблоко, морковь, волка, свинью, булочку). Потом предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, что нового появилось на дереве.

Проводится игра «Что лишнее?»

Воспитатель:

Продолжим наше путешествие. Мы оказались на лесной полянке. Но что это?

Педагог обращает внимание маленьких путешественников на разбросанные картинки с изображениями посуды.

Появляется Федора.

Федора (поёт):

Ой-ой-ой, ой-ой-ой!

Вы в канаву упадёте,

Воротитеся домой!

Вы утонете в болоте!

Ой, вы бедные сиротки мои,

Не ходите, погодите,

Утюги и сковородки мои,

Воротитеся домой!

Воспитатель:

Дети, вы узнали, кто это?

Федора:

Здравствуйте, ребята!

Федора:

Знаете, из какой сказки я пришла?

Педагог уточняет у детей, помнят ли они автора этой поучительной сказочной истории. При необходимости взрослый называет сам – Корней Иванович Чуковский.

Федора:

Знаете, какое у меня горе?

Федора:

А почему вся посуда убежала от меня?

Воспитатель:

Ах ты несчастная Федора!

Федора (плачет):

Что же мне теперь делать?!

Воспитатель:

Дети, подскажите Федоре, как надо ухаживать за посудой.

Федора:

Ох не буду, ох не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать.

Помогите мне, ребятки, поухаживать за ней!

Воспитатель:

Мы почистим её песочком, окатим кипяточком, вытрем полотенчиком. И будет она опять словно солнышко сиять!

Федора:

Вот так чудеса! Я и не знала, что за посудой так нужно ухаживать. Помогите мне, ребята, вернуть посуду домой.

Федора:

Спасибо, ребята, за помощь. А теперь загадаю вам загадки: «Сама не ем, а людей кормлю». Что это?

Федора:

Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молока.

Федора:

На огне я стою, еду вкусную варю.

Федора:

Из горячего колодца через нос водица льётся.

Федора:

Молодцы! Все загадки разгадали!

Воспитатель:

Ребята, давайте сядем и расскажем Федоре, что мы знаем о посуде. Садись, Федора, послушай.

На столах – картинки с изображением посуды. Дети называют предметы посуды, изображённые на картинках, рассказывают, из каких они частей состоят и для чего предназначены.

Федора (уточняет):

Кружка нужна для того, чтобы из неё….

Федора (снова уточняет):

Сковорода нужна для того, чтобы на ней …

Федора:

Кастрюля нужна для того, чтобы в ней …

Федора:

Чайник нужен для того, чтобы в нём …

Федора благодарит детей за подсказки и предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки».

Федора обращает внимание детей на свои чашки- какие они красивые. Показывает конверты и говорит, что в них такие же чашки, но разбитые. Просит детей помочь ей чашки «склеить», т.е. сложить части правильно.

 !!!Федора понарошку угощает их кашей.

Федора:

Посмотрите, какая каша в тарелках! Она горячая, над ней поднимается пар. Возьмите тарелочку с кашей так, чтобы пар был перед вашими губами.

Игра «Горячая каша».

Педагог напоминает детям, чтобы они не раздували щёк. Тарелка должна находиться на расстоянии не более 10 см. от губ ребёнка. Игру можно повторить 2-3 раза.

Федора:

Ребята, одна часть посуды у меня разбилась, другая- в лесу заблудилась.

Подскажите, где можно купить посуду?

Воспитатель:

Дети, давайте мы продолжим наше путешествие и возьмём с собой Федору. Познакомим её с магазином.

Игра «Магазин посуды».

Дети выступают в роли покупателей, педагог – в роли продавца. Чтобы продавец понял, что хочет купить ребёнок-«покупатель», последнему нужно рассказать о выбранном предмете посуды, не называя его. Первой в роли покупателя выступает Федора, она описывает предмет, например: «Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из неё едят суп». Педагог подаёт ей тарелку, она кладёт её в сумку. Аналогично составляют загадки все дети. Федора благодарит детей, прощается и уносит сумку с посудой домой.

Воспитатель:

Дорогие дети, наше путешествие закончилось, и нам нужно отправляться домой. Федора приготовила вам сюрприз – это набор посуды.

Дети заходят в игровую комнату. Встают полукругом, лицом к гостям.

Дети:

Здравствуйте!

Дети:

Да, хотим!

Дети рассматривают картинку, на которой изображены несколько предметов, наложенных друг на друга, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце.

Дети: посуда.

Дети делают предположения.

Дети вместе с педагогом делают несколько шагов по направлению стрелок и останавливаются перед самоваром, стоящем на табурете.

Дети (построчно или хором).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела!

Дети ещё раз повторяют загадку, чётко проговаривая каждое слово.

Дети идут по направлению стрелочек до «чудо-дерева», на ветках которого вместо плодов висит игрушечная посуда.

Дети перечисляют названия предметов посуды.

Дети: посуда.

Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково: тарелочка, ложечка, кастрюлечка, блюдечко, вилочка, кружечка и т.д.

Дети считают до пяти, закрыв глаза.

Ребёнок находит и называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «Яблоко лишнее, это фрукт. А все остальное- посуда».

Дети рассматривают картинки.

Дети:

Это бабушка Федора.

Дети: Здравствуйте, бабушка Федора!

Дети: Из сказки «Федорино горе».

Дети:

Убежала посуда.

Дети:

Ты её не любила, била, запылили, закоптила, загубила.

Дети:

Посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить.

Дети поднимают картинки.

Дети имитируют мытьё посуды.

Дети помогают Федоре.

Дети: Ложка.

Дети: Стаканы.

Дети: Кастрюля.

Дети: Чайник.

Дети: Пить чай.

Дети: Жарить котлеты.

Дети: Варить суп.

Дети:

Кипятить воду, заваривать чай.

Дети выполняют задание.

По команде Федоры дети делают вдох и дуют на «пар», вытянув губы трубочкой.

Дети: В магазине.

Дети вместе с Федорой идут по стрелочкам дальше. Подходят к «витрине магазина».

Дети рассматривают его и с подарком возвращаются в группу.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Физическая культура" Старшая группа...

Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ

 Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем  детей с ОНР.  НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре".

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре"....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и физкультуре «Поможем бабушке Федоре»

Конспект комплексного занятия по  развитию речи и физкультуре...

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

Конспект интегрированного НОД «Поможем бабушке Федоре».

Конспект интегрированного НОД «Поможем бабушке Федоре». Задачи:1.Расширять и систематизировать знания детей о посуде, ее назначении, материале из которого она сделана. Воспитывать бер...