НОД "Подготовка детей к обучению грамоте" Тема "Звук и буква Х"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Андронова Татьяна Анатольевна

Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote_zvuk_i_bukva_h.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

        Конспект  непосредственно-образовательной деятельности:

образовательная область

«Речевое развитие «Подготовка детей к обучению грамоте».

Подготовительная к школе  группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи  №7 «Маленькая страна».

Тема:  «Звук [Х]. Буква Х».

                                                                               Подготовила:

                                                                      Андронова Т. А., учитель-логопед

                                                                           

г. Советский

25.01.2023г.

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие»  –  развитие  компонентов устной речи: подготовка детей к обучению грамоте, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – развитие игровой деятельности детей, приобщение к нормам общения и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Коммуникативная» –  беседа, вопросы, совместная речевая деятельность.

«Познавательное развитие» – развитие  познавательной деятельности.

«Физическое развитие» –  развитие мелкой моторики, графомоторики, ловкости, зрительно-двигательной координации.

Интеграция видов деятельности:

Игровая – задания выполняются в игровой форме.

Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует  развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.

Познавательная  – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.

Двигательная – показать буквы используя движения своего тела.

Социально-коммуникативная – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Проблемно-поисковая – решение проблемных ситуаций путем выполнения заданий.

Вид занятия: тематическое «Подготовка детей к обучению грамоте».

Формы образовательной деятельности:  групповая.

Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять понятия «звук», «слово», «буква».

2. Продолжать обучать о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый) и их акустических особенностях.

3. Знакомить с буквой Х.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Продолжать формировать фонематический слух:

  • выделять звук [Х] в звукосочетаниях, в слогах, словах;
  • находить слова со звуком [Х];

2. Определять позицию звука [Х] в словах.

3. Упражнять количество слогов в словах.

4. Совершенствовать навык  проведения звукового анализа слова из 4-х звуков на примере слова МУХА, составления звуковой  схемы слова.

5.Закреплять знание графического  образа пройденных букв.

6.Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.

7.Развивать внимание, мелкую моторику.

8.Продолжать формировать графомоторику пальцев рук, правильно держать карандаш при письме.

9. Развивать ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные задачи:

Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками, навыков сотрудничества в совместной  деятельности. 

Планируемый результат: владеть понятиями «звук», «слово», «буква», умение самостоятельно находить слова на заданный звук [Х], определять количество слогов в словах, определять позицию звука [Х], сложить разрезные картинки, проведения звукового анализа слова из 4-х звуков на примере слова МУХА.

Оборудование: магнитные доски.

Демонстрационный материал: буква Х из четырех частей; буква Х; фишки синего, красного цвета; буквы к слову МУХА; разрезные картинки (холодильник, кухня, шахматы, мухомор, орех, пароход, хлеб, сахарница, горох); предметные картинки (халат, мухомор, хобот, хвост, холодильник, лейка, чемодан); буквы М, К, А, П, Т; цифры 1, 2, 3, 4; схема для определения позиции звука [Х]; буквы Х, О, Ы, У, И, Э, А.

Раздаточный материал: разрезные картинки (холодильник, орех, мухомор, кухня); схема для определения позиции звука [Х]; фишки  синего, красного цвета; буквы М, У, Х, А; простые карандаши; тетради; тарелочки (пуговицы, камни., грецкие орехи, стеклышки).

Предварительная работа: игра «Сложить картинки».

Индивидуальная работа: следить за произношением звука [Р] у Жени М, Даниила Д., Ярослава К., звук [Л] у Саши К., Насти С.; следить за осанкой у детей.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

I.

Вводная часть   Организационный момент

Логопед: ребята, у нас сегодня гости на занятии. 

Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг!

Логопед: ребята, сложите картинки.

Логопед: назовите свои картинки. Определите, какой звук звучит в этих словах?

Логопед: правильно. Мы сегодня повторим звук [Х] и познакомимся с буквой Х.

Характеристика звука [Х].

Логопед: произнесите звук [Х].

Логопед: как располагается язык  при произнесении звука [Х].

Логопед: положите руку на горлышко, оно дрожит или нет?

Логопед: значит звук [Х], какой звук?

Коммуникативная.

Дети выкладывают картинки на столах (холодильник, хлеб, мухомор, сахарница, кухня, пароход, шахматы, орех, горох, вездеход).

Саша: в этих словах звучит звук [Х].

Дети произносят звук [Х].

Дети: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой.

Дети: голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Дети: звук [Х] глухой.

2  мин.

II.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Логопед: вот буква Х. Но, что это? Буква порвана, кто это сделал?

Посмотрите, здесь написано «Ха, Ха, найдите части буквы. Буквоежка».

Логопед: ребята, поможем найти части буквы Х для Буквоежки?

Логопед: чтобы найти части буквы Х, надо выполнить задания, справимся?

Дети: да.

Дети: справимся.

1 мин.

III.

Основная часть  Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

1.

Логопед: вам надо поймать звук [Х]:

А) в звукосочетаних: а, в, х, т, п, х, х, м;

Б) в слогах: мА, до, ху, ты, хо, на, ух.

Логопед: найдите слова, в которых есть  звук [Х].

Логопед: молодцы! Вот одна часть буквы Х.

Игра «Ловишки»

(дети встают спиной к педагогу)

Дети: петух, холодильник, мухомор, хобот,

2,5 мин.

2.

Логопед: определите, где находится звук [Х] в ваших словах.

Логопед: проверьте друг у друга.

Логопед: Катя, где находится звук [Х] в слове петух?

Логопед: Ярослав, где находится звук [Х] в слове мухомор?

Логопед: Настя, где находится звук [Х] в слове муха?

Логопед: вот еще одна часть буквы Х.

Дети присаживаются за столы.

Катя: в слове петух звук [Х]  находится в конце слова.

Ярослав: в слове мухомор звук [Х]  находится в середине слова.

Настя: в слове муха звук [Х]  находится в середине слова.

1,5 мин.

3.

Логопед:

Физкультминутка.

Мы шли, шли, шли  (дети шагают на месте)

Что за букву мы нашли.

Буквы М, У, К, Т, П.

Логопед показывает карточку с изображением буквы, дети показывают используя движения своего тела.

 1,5 мин.

4.

Логопед: молодцы, вот часть буквы Х.

Логопед: это буква Х. Буквоежке будет приятно, что мы справились. Из каких частей состоит буква Х?

Логопед: выложите букву Х.

Дети: буква Х состоит из двух частей.

Дети выкладывают букву Х из природного материала (камешки, сосновые шишки, ракушки).

2 мин.

5.

Логопед: откройте  тетради, пропишите букву Х. Букву Х пишем сверху вниз, указательный пальчик «лежит» на карандаше.

Логопед: отгадайте слово, которое я произнесу по звукам М, У, Х, А.

Логопед: Вера, сколько слогов в слове МУХА?

Логопед: сколько гласных звуков в слове МУХА?

Логопед: назовите гласные звуки в слове МУХА.

Логопед: сколько согласных звуков в слове МУХА?

Логопед: назовите согласные звуки в слове МУХА.

Логопед: скажите, какие согласные звуки [М, Х] в слове МУХА?

Логопед: выложите слово МУХА фишками.

Логопед: посмотрите на доску, проверьте себя. Замените звуки на буквы. Прочитаем слово МУХА.

Логопед: перепишите слово МУХА в тетрадь. Я сфотографирую ваши работы для Буквоежки.

Дети присаживаются за столы.

Дети прописывают букву Х.

Дети: слово МУХА.

Вера: в слове МУХА 2 слога..

Настя: в слове МУХА 2 гласных звука.

Дети: гласные звуки [А, У].

Дети: в слове МУХА 2 согласных звука.

Дети: согласные звуки [М, Х].

Дети: звуки [М, Х] в слове МУХА твердые, обозначаем синей фишкой.

Дети выкладывают слово МУХА фишками.

Дети: МУХА.

Дети переписывают слово МУХА в тетрадь.

1,5 мин.

IV.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    Итог занятия. Систематизация знаний.

Логопед: прочитаем слоги с буквой Х.

Логопед: придумайте слова на слоги.

Дети читают слоги.

Ответы детей.

    2 мин.

V.

Рефлексия.

Логопед: с каким звуком мы работали?

Логопед: какой звук [Х]?

Логопед: кому мы помогали?

Логопед: с какой буквой вы познакомились?

Логопед: какие задания вам понравились больше всего?

Логопед: какие задания вызвали затруднения?

Логопед: на занятии мы закрепили знания о мебели. Фотографии я отправлю Буквоежке.

Катя: мы работали со звуком [Х].

Дети: звук [Х] согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Дети: мы познакомились с буквой Х.

Список литературы:

1. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группа «Подготовка детей к обучению грамоте» группе детского сада для детей с ОНР. СБ Детсво-пресс, 2018г.

2Козырева Л. М. Развитие речи для детей от 5-7 лет. Ярославль. — М.: Академия, 2001г.. — 158 с: ил.

3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М.:Аркти, 2006г.

САМОАНАЛИЗ

непосредственно-образовательной деятельности

образовательная область

«Речевое развитие «Подготовка детей к обучению грамоте».

Подготовительная к школе  группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи  №7 «Маленькая страна».

Дата проведения: 25.01.2023г.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Маленькая страна».

Присутствовало: 8 детей.

Тема НОД: «Звук [Х]. Буква Х».

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие»  –  развитие  компонентов устной речи: подготовка детей к обучению грамоте, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – развитие игровой деятельности детей, приобщение к нормам общения и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Коммуникативная» –  беседа, вопросы, совместная речевая деятельность.

«Познавательное развитие» – развитие  познавательной деятельности.

«Физическое развитие» –  развитие мелкой моторики, графомоторики, ловкости, зрительно-двигательной координации.

Цель: формирование у детей фонематического слуха и восприятия: формирование представлений о звуке [Х] и букве Х.

Исходя из цели НОД, поставила:

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять понятия «звук», «слово», «буква».

2. Продолжать обучать о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый) и их акустических особенностях.

3. Знакомить с буквой Х.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Продолжать формировать фонематический слух:

•        выделять звук [Х] в звукосочетаниях, в слогах, словах;

•        находить слова со звуком [Х];

2. Определять позицию звука [Х] в словах.

3. Упражнять количество слогов в словах.

4. Совершенствовать навык  проведения звукового анализа слова из 4-х звуков на примере слова МУХА, составления звуковой  схемы слова.

5.Закреплять знание графического  образа пройденных букв.

6.Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.

7.Развивать внимание, мелкую моторику.

8.Продолжать формировать графомоторику пальцев рук, правильно держать карандаш при письме.

9. Развивать ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные задачи: содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками, навыков сотрудничества в совместной  деятельности.

Представленный конспект является авторской разработкой в соответствии с задачами коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет, в соответствии с ФГОС ДО.  Также с учётом дидактических и общепедагогических принципов: принцип непрерывности; принцип активности; принцип доступности; принцип психологической комфортности

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: буква Х из четырех частей; буква Х; фишки синего, красного цвета; буквы к слову МУХА; разрезные картинки (холодильник, кухня, шахматы, мухомор, орех, пароход, хлеб, сахарница, горох); предметные картинки (халат, мухомор, хобот, хвост, холодильник, лейка, чемодан); буквы М, К, А, П, Т; цифры 1, 2, 3, 4; схема для определения позиции звука [Х]; буквы Х, О, Ы, У, И, Э, А. Это помогло мне раскрыть тему интересно, удержать внимание детей на протяжении всего НОД.

При подготовке к НОД была проведена предварительная работа: НОД «Подготовка детей к обучению грамоте» запланирована и проводится в течении года (2 раза в неделю); дети показывают буквы используя движения своего тела; проводим занятия по графомоторики (прописи в тетрадях, штриховка, игры и упражнения с буквами для предупреждения оптической дисграфии); чтение слогов с пройденными буквами.

На первом этапе  «Организационный момент» – приглашение детей на игровую деятельность «Сдюжить картинки» (со звуком [Х])  для стимуляции внимания.

На втором этапе  «Актуализация  знаний – выход на проблему. Мотивация» для детей  создала проблемную ситуацию (помочь Буквоежке собрать части буквы Х), что усилило эмоциональный настрой детей в реализации цели НОД (знакомство с новым звуком [Х]).

Основная  часть НОД  предусматривает  решение проблемной ситуации, а также, актуализацию знаний и начало выполнения действий по коррекционно-развивиающим задачам НОД в соответствии поставленной цели: формирование фонематического слуха и восприятия, формирование представлений о звуке [Х] и букве Х): игра «Ловишки» (поймай звук [Х]), найти слова  со звуком [Х], деление слов на слоги, определение позиции звука в словах [Х], знакомство с буквой Х (здесь решалась задача по оптической дисграфии (выложить букву Х камушками), затем прописать букву Х в тетрадях. Я напомнила правила написания буквы и как держать карандаш.  Выполнение звуко-буквенного анализа и синтеза слова муха, дети выполнили самостоятельно, т.е. дети владеют данной задачей. Поставленные мною задачи дети выполняли самостоятельно, верно, применяла приём, проверяли друг у друга (определение позиции звука в словах),  

В ходе всей НОД старалась подать материал интересно, доступно и понятно. На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д.  Так же я обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных.

В заключительной части  был подведен итог («Выложите из палочек мебель. Это и будут наши схемы мебели для первобытного человека»). Подводя итог НОД привлекла к этому детей, попросила высказаться «О чём мы сегодня говорили?  Кому мы помогли?». Смогла создать ситуацию успеха.

В каждом этапе НОД были использованы наглядные пособия и необходимые атрибуты, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Атрибуты достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в НОД. С учетом ФГОС ДО эффективного использования времени учебное пространство разделено на зоны.

          Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную  и речевую активность, использовали имеющиеся знания и умения. НОД построено так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия. Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.

        Для реализации задач в НОД были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной форме программные задачи.

Индивидуальная работа следила за правильным произношением звукаов в словах, полных ответов. Уровень речевого развития детей соответствовал возрасту детей. Дети следили за правильным произношением звуков.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Тема НОД  была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их речевого нарушения и индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Дети динамично переключались от одного игрового упражнения к другому, интерес постоянно поддерживался. Стимулировала детскую активность, пыталась выстроить диалог с каждым ребенком. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

        

Список источников:

1. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группа «Подготовка детей к обучению грамоте» группе детского сада для детей с ОНР. СБ Детсво-пресс, 2018г.

2Козырева Л. М. Развитие речи для детей от 5-7 лет. Ярославль. — М.: Академия, 2001г.. — 158 с: ил.

3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М.:Аркти, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".

На занятии дети  помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....

Конспект занятия по обучению грамоте «Что такое буквы, звуки , алфавит» для детей дошкольного возраста

Конспект занятия для детей дошкольного возраста по обучению грамоте. Данное занятие легко поможет детям понять , что такое звук, буква, алфавит. Занятие даст детям начальное представление о строении с...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...