Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям узнать много нового, а педагогу в игровой форме решить поставленные задачи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Звуки «М», «Мь». Буква М.

«Сюрпризы от Маши и Миши».

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство с буквой М.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять навыки:- определения позиции звука в слове;

                                      - анализа и синтеза слова «мама»;

                                      - нахождения заданного звука в словах,

                                      - дифференциации звуков по твердости, мягкости,

                                      -фонематического анализа и синтеза.

Развивающие:

Развивать:- слуховую память, внимание, восприятие;

                    - умение концентрировать внимание;

                     - слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

                   - речевое дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать:- умение работать в микрогруппах, группах;

                          - желание помогать друг другу;

                          - интерес к играм со звуками.

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие».

Оборудование:

- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил

 ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

-звуковые  пеналы;

- листы с графическими заданиями

- фишки для рефлексии (малинки и лимоны).

Часть НОД

Речь воспитателя

Ответы детей

1.Организационный момент. Приветствие

 ( дети стоят на ковре в кругу)

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Посмотрите на них  и поздоровайтесь.

Здравствуйте!

2. Ход занятия

  • Сообщение цели занятия.

  • Игра «Собери картинку» (слова со звуком М, определение места звука в слове)

Я предлагаю вам отправиться в гости к одному сказочному персонажу. Кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Это девочка. Она очень любопытная, как и все дети. Ее боятся все животные в доме, потому что она не дает никому покоя, а особенно своему другу. Можно подумать, что она заправский хулиган. Но это не так. Движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день. Кто же это?

 А как звали Машиного друга?

 С какого звука начинается слово Маша?

А слово Миша?

Правильно. Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

О звуках М и Мь.

 

Чтобы нам сесть за столы нужно выполнить задание от Маши. Разделитесь на команды по 5-6 человек и соберите картинку из конверта от Маши.

Дать детям конверты с разрезными картинками Мяч,

матрешка, машина, мост, гном, дом...(со звуками М,МЬ в начале, в конце , и в середине слова).

Картинки и на доске.

Картинки по запросу машинки для детей

Картинки по запросу помидор

Маша из мультика «Маша и медведь»

Миша.

Со звука М.

Со звука МЬ.

О звуках.

Дети  подходят к столам и собирают разрезные картинки со словами. Называют слово и определяют место звука в слове.

  • Характеристика звуков М,МЬ

Характеристика звуков «М», «Мь».

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

- Звук «М» - согласный или гласный? Почему?

- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?

- Звук «М» - твердый или мягкий?

- Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?

- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?

- Звук «Мь» - твердый или мягкий?

- Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

Характеристика звуков «М», «Мь».

Дети дают характеристику звукам М (согласный, звонкий, твердый),

 МЬ (согласный, звонкий, мягкий). Объясняют почему.

  • Игра «Ромашки для Миши»

  • Психогимнастика

У Миши День Рождения. Маша решила набрать для Миши букет ромашек. Но не простых а с зелеными и синими серединками. У синей серединки лепестки  с твердым звуком М, а у зеленой серединки с мягким звуком Мь.

У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.«Ромашки для Маши и Миши»

- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

- Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

Ребята, встаньте около стульчиков и покажите, как обрадовался Мишка Машиному букету….

А как Миша удивляется таким необычным ромашкам…

Как Миша нюхает цветы?

Как Мишка сердится на Машу иногда?

А как Мишка прощает Машу и вздыхает…

Каждый ребенок берет лепесток и присоединяет к синей или  зеленой серединке.

Радуются, хлопают в ладоши.

Изображают удивление.

Глубокий вдох, выдох.

Рассердиться, зарычать.

Вздохнуть, пожать плечами.

  • Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

  • Физкультминутка

  • Знакомство с буквой М.

  • Итог занятия.

Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и  тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

http://jashtar.kg/uploads/posts/2016-03/145717515819.jpeg

Предлагаю выложить фишками слово  «мама».

Назовите первый звук в слове. М

Какой он? (согласный, твердый, обозначаем синим кружочком)

Назовите второй звук в слове. А

Какой он? (гласный, обозначаем красным кружочком)

Назовите третий звук в слове. М

Какой он?

Назовите четвертый звук в слове. А.http://mediasok.org/media/cache/thumb_jcarousel/uploads/megogo/23512/image8.jpg

Какой он?

Сколько всего звуков в слове МАМА. (четыре)

 А теперь поменяйте фишки местами так, чтобы получилось то, что говорил крокодил АМАМ.

Ребята, обозначать звуки М,МЬ мы будем буквой М. Посмотрите на нее. На что она похожа?

Сколько палочек в букве М?

Стали дети ровно в круг
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно,
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)

Картинки по запросу звук и буква м презентация

Звуки М и МЬ мы будем обозначать буквой М.

Посмотрите на нее. На что она похожа?

Из каких элементов состоит буква М?

Сюрприз от Маши для вас.

На  листах закрасьте все участки с буквой М, и вы узнаете, что тут нарисованоhttp://cs41.babysfera.ru/b/9/d/c/458036509.blog.jpeg

О каких звуках и о какой букве мы сегодня говорили?

Что вам понравилось больше всего?

Если вам было легко и вы со всеми заданиями справились, подарите Маше и Мише малинку. А если вам было трудно, то подарите им лимон.

Дети выкладывают схему слова МАМА звуковыми символами.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Выполнение графического задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".

На занятии дети  помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).

Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...

Конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Как сестрица Аленушка спасла братца Иванушку"

Конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Как сестрица Аленушка спасла братца Иванушку"...

Конспект проведения занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Чудесные превращения слов»

Познакомить детей с различными превращениями слов. Продолжать прививать интерес к русскому языку, развивать сообразительность, смекалку, внимание, мышление....

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим Буратино. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим  Буратино.  Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»...