Непосредственная образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Д, ДЬ. Буква Д. Наши друзья – Домовой и Домовёнок».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

нод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_og.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

                                                                                                         

Тема: «Звуки Д, ДЬ. Буква Д. Наши друзья – Домовой и Домовёнок».

Цель: создание условий для обучения, закрепления и систематизации знаний о согласных звуках Д, ДЬ и букве Д.

Задачи:

  • заинтересовать детей в определении первого звука в слове, выделении заданного звука на слух и определении позиции звука в слове;
  • закреплять навык правильного произношения звуков Д, ДЬ в слогах, словах, фразах;
  • побуждать к связному речевому высказыванию через словообразование;
  • обеспечивать получение опыта в подборе видовых понятий к родовым;
  • стимулировать усвоение сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы»;
  • упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • совершенствовать навык звукового анализа слов;
  • преобразовывать слова и делить слова на слоги;
  • познакомить с буквой Д;
  • учить печатанию буквы Д, чтению слов;
  • развивать фонематический слух, речь, память, внимание, логическое мышление;
  • демонстрировать и прививать пользу мудрых советов и добрых дел;
  • создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: Домовой, Домовёнок; колокольчик; изображения домов разного типа: деревни, города; картинки с изображением посуды: сковорода, дуршлаг, ведро; постельных принадлежностей: одеяло, подушка; домики с тремя окошками для обозначения позиции звука; цветовые сигналы-фишки звуков; изображение буквы Д; макароны, фасоль, счётные палочки;  кассы букв; тетради, авторучки.

Методы и приемы:

  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросы);
  • Проблемные (проблемные ситуации, логические задачи,  проблемные вопросы);
  • Наглядные (демонстрация картинок);
  • Игровые;
  • Практические (выкладывание образа буквы; работа с кассой букв; печатание буквы Д).

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

 Оргмомент.

Логопед зачитывает стихотворение:

Мы строители: тук – тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей,

Дом большой и видный вышел.

Дети, какой звук вы чаще всего слышали?

- Звук Д.

1. Знакомство со звуками Д, ДЬ. Выделение звука Д из слов «домовой», «домовёнок», «дом» и звука ДЬ из слова «дедушка».

Ребята, к нам пришли в гости озорной Домовёнок и дедушка Домовой!

Показываются игрушки-домовые.  

Где же они могут жить?

- Дома, в доме…

Какой первый звук вы услышали в словах «дом», «домовой»?

- Д.

 А в слове «дедушка»?

- ДЬ.

Молодцы!  Сегодня вместе с ними мы будем изучать звуки Д, ДЬ.

2. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Звук  Д – согласный, звонкий, твёрдый, звук ДЬ – согласный, звонкий, мягкий. Произнесём.

-Д, ДЬ. У них «преграды» язык и зубы.

Правильно.

Обозначим звуки цветовыми символами-фишками. В какой замок мы поселим звук Д?

- В замок синего цвета, он твёрдый согласный.

А в каком замке будет жить звук ДЬ?

- В замке зелёного цвета, он мягкий.

Логопед акцентирует внимание детей указкой, показывая цветные замки.

3. Развитие фонематического восприятия.

Домовёнок хочет с вами поиграть в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук Д, поднимите руку, если в слове будет звук ДЬ.

Логопед произносит слова: вода, буквы, дерево, вата, дом, топор, дело, думать, дорога, тропа, день, подарок.  Дети выполняют задание.

4. Произношение звуков Д, ДЬ в слогах, словах и предложениях. Словообразование.

Дети, догадайтесь, какая любимая игрушка у Домовёнка?

Под столом звенит колокольчик.

Повторим звон колокольчика: дан-дон-динь (тихо), дон-дан-дон (громко).

Дети повторяют вместе с логопедом.

На доске выставляются картинки с изображением разных домов.

Что это?

- Дома.

Посмотрите, какие они разные.  Скажите ласково об этом доме.

- Домик, домишко…

А это не дом, а огромный?

- Домище.

Как называют такой домик?

- Дача, дачный домик.

Правильно.

Выставляются на доске многоэтажные дома, затем одноэтажные.

Где вы видели такие дома?

- В городе, в деревне.

Этот дом сделан из дерева, какой он?

- Деревянный.

В каждом доме, об этом мне рассказывал дедушка, жили странные существа – Домовые. Они были добрые, но невидимые. Какими они были?

- Добрыми, невидимыми.

Домовые хотят с нами подружиться. Домовёнок хочет стать нашим…

- Другом.

Арина будет его…

- Подружкой.

Дедушка Домовой спрашивает: знаете ли вы, что значит дружить? Что такое дружба?

Объяснения детей.

Расскажите им, кто есть у вас дома? Как назвать их одним словом?

- Родители, родные.

Кто для вас самый родной человек?

- Мама.

Ваня, какие слова о своей маме ты скажешь?

- Дорогая, родная, добрая…

Да. «Лучше нет дружка, чем родная матушка».  Рома, кто самый старший в вашей семье?

- Дедушка.

Что вы хотите пожелать своим родным?

- Здоровья, добра, радости…

Ребята, Домовёнок обязательно исполнит ваши пожелания!

5. Определение позиции звуков Д, ДЬ. Подбор видовых понятий к родовым.

Познакомьте Домовёнка с предметами вашего дома, назовите посуду, в названии которой есть звуки Д, ДЬ.

- Сковорода, ведро.

Отгадайте загадку Домового: «Новая посудина, а вся в дырках».

- Дуршлаг.

Раздаются картинки с изображением посуды для определения позиции звука Д в словах. Дети определяют позицию звука и кладут цветовой сигнал-фишку звука Д в окошко звукового домика.

На чём вы сидите дома?

- На диване.

Кристина, какой первый звук в слове «диван»?

- ДЬ.

Назовите постельные принадлежности.

- Подушка, одеяло.

Никита, каким цветом ты обозначишь звук ДЬ в словах «диван», «одеяло»?

- Зелёным, он мягкий согласный.

6. Практическое усвоение сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».

Для чего нужны сковорода, ведро, одеяло, подушка, диван?

Выслушиваются индивидуальные ответы детей.

7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Дети, давайте поиграем с нашими друзьями в игру «Назови ласково»?!

Логопед говорит слова, а каждый ребёнок отвечает. 

Слова: дом, дым, день, дождь, холод.

8. Работа над предложением. Проблемная ситуация – подведение к умозаключениям.

Послушайте, какие «полезные» советы даёт нам озорной Домовёнок: «Дети, бросайтесь подушками! Солите лягушек в кадушках! Смотрите мультфильмы по холодильнику. Гладьте бельё сковородой. Жарьте дыню в ведре!» Какие это советы?

- Глупые, бесполезные.

Объясните, почему так нельзя делать.

Дети рассуждают и высказываются.

Физминутка.

Дедушка Домовой приглашает нас в деревню. Вставайте.

Логопед декламирует стихотворение, а дети вместе с ним имитируют движения и проговаривают слова хором:

По дороге мы идём. Путь далёк, далёк наш дом.

Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим. Полежим, отдохнём,

Потом дальше пойдём.

М.Г. Генинг, Н.А. Герман

А вот и деревня! Что мы делали в пути?

- Сидели, отдыхали.

Под каким деревом?

- Под дубом.

Какая была дорога?

- Длинная, дальняя, трудная.

9. Отгадывание загадки. Деление слов на слоги.

Послушайте загадку дедушки Домового:

«Однажды дядя мне привёз в белом ящике мороз.

И теперь мороз седой бережёт продукты: рыбу, дыни, фрукты».

- Холодильник!

Разделите слово «холодильник» на слоги. Дети «прохлопывают» слово.

- Четыре слога!

10. Знакомство с буквой Д.

Ребятишки, мы с вами познакомились со звуками Д, ДЬ, играли с ними, а теперь я покажу вам букву Д.

Логопед  демонстрирует букву Д, размещает её на доске, уточняет, что она согласная и прикрепляет её синим и зелёным магнитами. 

Выложите на столе букву Д.

Дети выкладывают букву Д из макарон, фасоли, счётных палочек – у кого, что приготовлено логопедом.

Откройте кассы букв, найдите букву Д и выложите её на стол.

Дети находят букву Д среди алфавита в индивидуальной разрезной кассе букв и кладут на стол.

11. Звуковой анализ слов.

Ребята, возьмите фишки, выложите схему слова «дом».

Дети выполняют задание.

А теперь слово «садик».

Дети выполняют задание. Логопед с Домовым и Домовёнком проверяют схемы заданных слов.

Очень хорошо! Наши гости довольны! Убирайте фишки. Спасибо.

12. Преобразование слов и их чтение.

Вы уже умеете составлять слова из букв. Выложите слово «дом».

Дети выполняют задание.

Поиграем со словом: превратите слово «дом» в слово «дым».

Дети учатся преобразовывать слова, меняя одну букву в словах.

Молодцы! А теперь слово «дым» в слово «дам».

Дети выполняют задание. Логопед с Домовым и Домовёнком читают слово «дам». 

Хорошо! Убирайте буквы в кассы. Открывайте тетради. Будем писать букву Д сначала в воздухе вместе со мной. Проговариваем: «Сверху вниз, сверху вниз, а внизу у нас карниз, а под ним две ножки».

Дети правильно прописывают букву в воздухе.

13. Печатание буквы Д.

А теперь пишем в тетрадях букву Д большую и маленькую, стараемся.

Логопед проверяет правильную посадку: осанку, опору пола двумя ногами, наклон головы, положение руки, захват ручки пальцами, размещение тетради на столе, соблюдая все правила написания. Домовой с Домовёнком и логопед по ходу выполнения задания проверяют и хвалят каждого ребёнка.

 

14. Подведение итога.

Домовой: «Ребята, вы такие мудрые, да старательные! Мы теперь тоже будем учиться, нам очень понравилось  у вас в гостях!»

Домовёнок: «А вам с нами было весело, да интересно?»     

- Да!!!

Логопед: «Молодцы! Кладите авторучки, закрывайте тетради, да принимайте угощение от

гостей!»

Домовой и Домовёнок угощают детей леденцами и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе. Звуки В, В\'. Буква В....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".

На занятии дети  помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....

Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».

КонспектНОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [О] и буква О». Задачи:Образовательные:- Познакомить со звуком [О],...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [ч] и буква ч»

Обучение грамоте в подготовительной группе, знакомство с со звуком ч и буквой ч...