Главные вкладки

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Максимова Татьяна Владимировна

    Дети знакомятся со звуками [з],[з'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsaritsa_grammatika.docx103.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности

    по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

    «Царица Грамматика»

    Программное содержание:

    -Закрепить знания детей о звуках з, з’, познакомить с буквой З.

    -Упражнять в определении местоположения звука в слове, количества слогов в слове, в различении  гласных и согласных (твердых и мягких) звуков.

    -Развивать умение составлять предложения со словом «зима», определять количество слов в предложении, подбирать однокоренные слова к слову «мороз».

    -Развивать внимание, мышление, умение аргументировать свой ответ.

    -Воспитывать умение слушать  ответ сверстника, желание помогать друг другу  при затруднении.

    Материал:

    Магнитофон, звуковое письмо, посылка  с конвертами, изображения девочек – близнецов, картинки с изображением предметов со звуками з, з’, изображение буквы З, ребус, фишки (зеленые, синие, красные), веревочки, раскраски.

    Ход:

    Ребята, сегодня я получила интересное звуковое письмо и посылку.  Как вы думаете, от кого? (предположения детей). Давайте послушаем это  письмо.

    (Звучит аудиозапись)

     «Здравствуйте, дорогие ребята! Я – царица Грамматика. Я –  невидимка. Когда я прихожу на ваши занятия, вы меня не видите. Я убедилась, что вы очень умные и трудолюбивые. Поэтому я приготовила для вас сюрприз. За каждое правильно выполненное задание вы получите часть ребуса. Отгадав ребус, вы получите сюрприз. До свидания, желаю удачи!».

    Ребята, как вы думаете, мы сможем справиться с заданиями? (Ответы детей).

    Хорошо, но для начала мы с вами сделаем «Звуковую зарядку»:

    -если вы услышите, гласный звук, то наклонитесь вперед;

    -если твердый согласный звук, то наклонитесь вправо;

    -если мягкий согласный звук, то наклонитесь влево.

    Я вижу, вы все внимательные, и мы с вами справимся со всеми заданиями.

    Задание 1.

    Итак, первое задание:

    Посмотрите на этих девочек. Их зовут Зоя и Зина. Они – близнецы. А как вы думаете, кто такие близнецы? (Ответы детей). Правильно, близнецы – это дети, родившиеся у одной мамы в один день, они очень похожи друг на друга. Девочки очень любят рисовать. Они нарисовали много рисунков, но их рисунки перепутались. Вам нужно определить, кто какие рисунки нарисовал. Я вам подскажу только то, что в рисунках  Зои есть звук з, а в рисунках  Зины - звук з’. (Дети определяют, кто какие рисунки нарисовал, называют позицию звука в слове).

    Молодцы, вы справились с заданием, и вы получаете часть ребуса!

    Ребята, звуки з и з’ обозначаются буквой З. Как вы думаете, на что похожа эта буква? (Ответы детей). Вы хотите попробовать выложить эту букву веревочкой? (Дети выкладывают букву З с помощью веревочки).

    Задание 2.

    Итак, второе задание. Возьмите понравившуюся картинку, определите количество слогов в слове. Под музыку вы будете тихонечко бегать врассыпную, а когда музыка закончится, вы соберетесь в кружочки:

    -первый круг – дети с картинками, в названиях которых один слог;

    -второй круг  –  два слога;

    -третий круг – три слога.

    Посмотрим, чей кружок быстрее соберется.

    Молодцы, и со вторым заданием мы справились! Вот и еще одна часть ребуса!

    Задание 3.

        Интересно, какое же третье задание приготовила нам царица Грамматика? Да это же загадка! Попробуем отгадать  ее. Слушайте внимательно:

    Крыша в шапке меховой,

    Белый дым над головой.

    Двор в снегу, белы дома,

    Это к нам пришла…..(зима)

        Правильно, зима. Как вы догадались, что это зима? (Ответы детей).

    Царица Грамматика предлагает записать отгадку с помощью фишек.  (Дети строят схему слова, используя красные, синие, зеленые фишки). Сколько гласных звуков в слове? Какой первый гласный звук? Какой второй гласный звук? Назовите мягкий согласный звук. Назовите твердый согласный звук. Сколько всего звуков в слове?  

        За правильно выполненное третье задание вы получаете еще одну часть ребуса.

        Ребята, а что вы любите делать зимой?

    Физкультминутка «Зима».

                                                     Мы зимой в снежки играем,

                                                     По сугробам мы шагаем.

                                                     И на лыжах мы бежим,

                                                     На коньках по льду летим,

                                                     И Снегурку лепим мы,

                                                     Гостью – зиму любим мы.

    Задание 4.

    Итак, четвертое задание. Нужно вам, ребята, составить предложения со словом ЗИМА и определить, сколько слов в предложении.  (Дети составляют предложения и определяют количество слов в предложении). За правильно выполненное четвертое задание вы получаете еще одну часть ребуса.

    Все задания мы выполнили, попробуем сложить ребус.  (Дети складывают ребус (см. приложение 1) и отгадывают его). Правильно, это слово МОРОЗ. Кто может подобрать родственные слова к слову МОРОЗ? (Дети подбирают: морозный, заморозить, морозильник и т. д.). Итак, ребята, мы с вами выполнили все задания царицы Грамматики, и нас ждет сюрприз: раскраски (см. приложение 2).

    Приложение 1.

         

    Приложение 2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

    Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе

    Образовательная область: речевое развитиеВзаимодействие образовательных областей: художественно-эстетическое развитие.Тип: интегрированное.Возраст детей: 6-7 летВиды детской деятельности: игровая...

    Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

    Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

    Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".

    На занятии дети  помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....

    Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).

    Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...

    Конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Как сестрица Аленушка спасла братца Иванушку"

    Конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Как сестрица Аленушка спасла братца Иванушку"...