Методическая разработка " Сенсорная интеграция как основа обучения громоте дошкольников" проект " Сенсорная азбука"
проект по обучению грамоте (старшая группа)

                                                                           Дай мне сделать -я пойму

                                                                                                       Конфуций

 

Актуальность

Актуальна проблема ранней профилактики дисграфии при подготовке к школьному обучению и коррекция возможных отклонений.  

Родители чуть ли не с рождения начинают учить детей узнавать буквы, приобретая для этой цели всевозможную литературу и пособия, не всегда отвечающие требованиям методики обучения грамоте (это всевозможные «говорящие азбуки», компьютерные игры и программы, обучающие компьютеры и т. п.) . Потом мы слышим от родителей: «Ребёнок знает все буквы, но не может прочитать слог». Не всегда получается убедить родителей полностью доверить обучение грамоте детей специалистам, поэтому я решила привлечь родителей к совместной деятельности по обучению детей грамоте. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Весёлая сенсорная азбука».

 Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т. д. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка с малых лет.

Буквы с рельефными рисунками имеют большое значение для развития воображения, представлений и речи ребёнка. С помощью тактильно-двигательных ощущений складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположение их в пространстве, качестве различных материалов. При восприятии и обследовании букв их яркие цвета, оттенки, чёткие контрасты стимулируют ребёнка использовать зрительный анализатор, упражняя совместную работу глаза и руки. Совершенствуется моторно-зрительная координация, укрепляются межполушарные связи, что важно при профилактике дисграфии у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тактильное восприятие – эффективное средство компенсации. Без оказания своевременной коррекционной помощи отклонения в речевом развитии приводят к более стойким специфическим ошибками на письме и при чтении.

Развивающая книжка — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно.Это веселое, интересное и комфортное обучение! Творческие, а главное полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности дошколят. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение применять полученные знания

К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста и их родители

Цель:

Стимулировать интерес к изучению букв родного языка, подготовка к изучению грамоте и процессу чтения посредством совместного творческого взаимодействия с родителями.

 

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с буквами русского алфавита.
  • Закрепление образа буквы
  • Развитие фонематического слуха
  • Подготовка руки к письму
  • Активизировать и обогащать словарный запас.
  • Закреплять правильное звукопроизношение.
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе
  • Закреплять употребление антонимов: «мягкий – твёрдый», «гладкий – шершавый», «большой – маленький», «толстый – тонкий» и др.

Развивающие задачи:

  • Развитие мелкой моторики
  • Развивать мыслительные процессы: обобщение, анализ, сравнение, классификация.
  • Концентрировать зрительное и слуховое внимание. * Совершенствовать фонематическое и тактильно-двигательное восприятие.
  • Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Учиться тактильно узнавать буквы русского алфавита.

Воспитательные задачи:

  • Приобщать к творческой деятельности через участие в создании тактильных букв.
  • Воспитывать интерес и внимательное отношение к буквам – поделкам.
  • Воспитывать бережное отношение к «Сенсорной азбуке».

 

 

 

           Эффективность использования проекта

Для детей

Для родителей

Для воспитателя

Для ДОУ

Положительная

динамика

речевого

развития;

развития мелкой мотрики;

сокращённое

по времени

овладение

знаниями и

умениями;
успешная

социальная

адаптация

в ДОУ и

семье;
индивидуальный

подход к каждому ребенку.

Положительная оценка

деятельности воспитателя;
готовность и желание

помогать воспитателю;
использование знаний

по развитию речи детей

и обучению грамоте

в домашних условиях.

Положительный

Психологический

климат

между воспитателем

и родителями;
заинтересованность

воспитателя в

творчестве

и инновациях;
удовлетворенность

собственной

деятельностью;
учет положительной

динамики в овладении

детьми элементами грамоты.

благоприятные условия для

профессионального роста педагога;
повышенный статус ДОУ.

 

Условия реализации проекта:

 

Заинтересованность детей и родителей регулярность и систематичность

работы.

 

Форма работы : дидактические игры, артикуляционная гимнастика,

пальчиковые игры, путешествие по стране « Пиши – читай» (вне основных

занятий ,1 раз в 2 недели ), творческая деятельность детей – лепка,

рисование, аппликация букв, печатание букв в тетрадях, работа с прописями.

Ожидаемые результаты:

 

1. Знание детьми букв алфавита

 

2. Сформировать у детей навык чтения

 

3. Развить фонематический слух. Умение детей находить заданный звук в

начале, середине и конце слова.

 

4. Повышать педагогическую культуру родителей по воспитанию детей.

(Научить родителей одному из приёмов изучения букв, тем сам показать

широкие возможности для занятий с ребёнком дома).

 

5. Развивать мелкую моторику рук, посредством раскрашивания, вырезания

своих работ и создания коллажей.

 

6. Развить мышление и творческие способности

 

 

На занятиях по обучению грамоте дети знакомятся со звуками, их характеристикой, учатся находить звук в словах, подбирать слова на изучаемый звук и т. д. Далее осуществляется знакомство с буквой. Для закрепления образа буквы проводятся игры: «На что похожа буква», «Узнай букву», выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, мозаики и т. д.

При знакомстве с новой буквой дети с воспитателем выкладывают ее из природных материалов или мелких предметов начинающихся на эту букву в альбоме « Сенсорная азбука» на клей или двойной скотч. После в течении недели, дома дети с родителями вырезают из ненужных детских журналов картинки предметов или животных начинающихся на эту букву и приносят их в группу.

В группе дети презентуют свои картинки и вместе с воспитателем вклеивают их в альбом «Сенсорная азбука»  вокруг основной буквы сделанной из природного материала на вечерних занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

Время

 

 

Мероприятия

 

ответственный

Сентябрь

Проведение родительского собрания « Учите детей играя»

Воспитатель

Октябрь

 

Оформление стендов «Вышли буквы погулять».

Артикуляционная гимнастика. «Хомячок»,

«Окошко»

 

Пальчиковая игра «Каша», «Где обедал

воробей»

 

Выполнение индивидуальных заданий в

тетрадях по подготовке к обучению грамоте

 

Дидактические игры« Веселый поезд»,

«Сестрички»,» как зовут детей»

 

Рисование фломастерами знакомых букв.

 

Воспитатель,

родители

дети

Ноябрь

 

Оформление стенда для родителей на тему: «Игры со звуковыми символами»

Игры с кубиками – алфавит

 

Просмотр мультфильма «Поем алфавит»

 

Дидактические игры « Составь слово»

 

Пальчиковая игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,

«Буренушка»

 

Артикуляционная гимнастика « Чашечка»,» Иголочка»

 

Лепка первой буквы своего имени.

 

Выполнение заданий по печатанию букв в тетрадях.

 

Дидактические игры «Найди братца», « Угадай слово»,

«Какое слово хотел написать художник»

 

Воспитатель

дети

Декабрь

 

Оформление стенда для родителей на тему: «Подготовка руки к письму».

«Игры на кухне» - рекомендации по развитию речи детей

(подборка дидактических игр)

 

 Магнитная азбука. Деятельность с азбукой на

доске.

 

Лепка буквы из пластилина по желанию детей

 

Дидактические игры «Сплетем венок из

предложений», «Буквенный светофор»

 

Артикуляционная гимнастика «Орешек»,

«Лопата»

 

Пальчиковые игры «Сидит белка на тележке»,

«Наша квартира», «Гномики – прачки»

 

Просмотр презентации «Буквы»

 

 

 

Воспитатель

дети

Январь

 

Оформление стенда для родителей: «К чтению готов?»

 Занятие №1. «Звуки «

 

Занятие № 2 «Звуки и буквы . Гласные звуки»

 

Дидактические игры «Назови слова , в которых второй

звук гласный ( согласный)», «придумай слова со звуком…»

 

Пальчиковые игры« Дрозд – дроздок», «Что принес нам

почтальон», «есть игрушки у меня»

 

Артикуляционная гимнастика»Вкусный мед», «Качели»

 

Настольно – печатная игра «Слова», Зверобуквы

 

Выполнение индивидуальных заданий в тетрадях по

подготовке к обучению грамоте

 

Воспитатель

дети

Февраль

 

Изготовление мини – словариков «Моя семья»

Занятие №3 «Звуки и буквы»

 

Занятие №4. «Твердые и мягкие согласные звуки

 

Дидактические игры «Волшебные кубики»,»

Нужные знаки»

 

Артикуляционная гимнастика «Цветочки»,

«Маятник»

 

Пальчиковые игры «Рыбка», «Плетем паутину»

 

Печатание букв в тетрадях.

Составление букв из счетных палочек.

 

 

 

Март

 

Конкурс поделок «Моя любимая буква»

Занятие №5. «Слог. Деление слов на слоги»

 

Занятие №6. «Алфавит»

 

Настольно – печатная игра « Составь

предложение»

 

Дидактическая игра «Поймай звук»,»Куклы

заблудились».

 

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «

Маляр»

 

Работа в прописях.

 

Составление рассказов с использованием

мнемотехники.

 

 

 

Апрель

 

Изготовление «Книжки малышки» тема « Приключения буквы….»

 

Занятие №7. «Гласные и согласные звуки»

 

Занятие №8. «Гласные и согласные звуки»

 

Словесные игры « Подружки – веселушки»

 

«Узнай звук»

 

Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

 

Пальчиковые игры «Повар», «Помощники»

 

Разрезные картинки « составь слово из букв»

 

Составление предложений из предложенных

слов

 

Родители

 дети

воспитатель

ВЫВОД-

 

За период реализации детско-родительского

проекта «Сенсорная азбука» созданы условия для

развития фонематического восприятия детей

средствами совместного творческого

взаимодействия с родителями.

8 детей свободно читают, двое по слогам.

Это создает благоприятные условия для

полноценного личностного развития детей

 группы и их успешной

подготовки к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

Совместной работой детей, воспитателя  и

родителей являются:

 

Изготовление альбома «Сенсорная азбука»

 

Среди отзывов родителей были такие:

• Массу положительных эмоций.

• Общение, контакт с ребёнком, интерес к знаниям.

• Умение дружно выполнять работу.

• Совместный труд, интерес к поиску материала.

• Совместное чтение книг и общение.

• Учит усидчивости, внимательности, старательности.

• Более глубокие знания о буквах.

Такая совместная работа создаёт благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД на основе интеграции образовательных областей.

Цель : обобщить и расширить знания детей о дружбе, ее социальной значимости.Задачи:Образовательные:  ·...

Методическая разработка конспекта НОД на основе интеграции образовательных областей.

Воспитанники приобретут навыки взаимодействия со взрослым и друг с другом, приобретут навыки взаимодействия с игрушкой, приобретут элементарные представления о домашних животных, получат положительный...

Методическая разработка на тему : "Обучение основам программирования в детском саду. Робот "Cubetto".

CUBETTO это игрушка, которая состоит из нескольких частей.1.     Мини-робот, который является главным действующим лицом и может двигаться в заданном направлении. У него есть лицо, ...

Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по безопасности дорожного движения и поведении на улицах города.«Незнайка в городе»...

Методическая разработка для педагогов на тему: "Обучение и развитие детей 3-5 лет на основе применения методического пособия "Дары Фрёбеля"

Данная методическая разработка для педагогов направлена на формирование целостного педагогического процесса во всестороннем развитии дошкольников....

Методическая разработка.СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ как метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра у детей среднего возраста.

На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей...