Мастер - класс «Что такое ребус – метод?»
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)

Васильева Мария Семеновна

Обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм - методика Л.В.Штернберга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebus_-_metod.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Что такое ребус – метод? » Обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм- методика Льва Владимировича Штернберга Васильева М.С. – воспитатель группы «Одуванчик»

Слайд 2

Главными целями обучения языкам в образовательном учреждении является формирование коммуникативной, языковой, социокультурной компетенций. Коммуникативная компетенция формируется в процессе овладения обучающимися навыкам аудирования , чтения, говорения и письма, умения отвечать на вопросы, вести диалог. Отработка навыков чтения проводится в комплексе с развитием других видов речевой деятельности. Выработка навыка чтения включает несколько последовательных этапов: Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков в слове. Сначала читают слоги-слова ( ау-уа ), обратные слоги ( ам , ум), затем прямые открытые слоги ( ма , му ).

Слайд 3

Методики обучения чтению, существующие в России, начинаются с заучивания букв и с изучения правил их слияния. Буквы являются абстрактными графическими знаками, на заучивание которых ребенку требуется длительное время и немалые усилия. Каждая буква обозначает собой не один конкретный звук, но фонему, то есть условную приблизительную единицу, которая в разных сочетаниях с другими буквами произносится по-разному. Эта многовариантность приводит к тому, что ребенок не понимает, как буквы должны сливаться при прочтении.

Слайд 4

Кроме того, у детей дошкольного возраста очень слабо развито внимание. Вспоминая одно за другим названия букв и правила их слияния, ребенок оказывается неспособен в это же самое время следить за всей цепочкой произнесенных слогов, он не может быстро выбрать правильный вариант ударения и понять получившееся слово. Налицо обнаруживается несоответствие между конкретно-предметным мышлением ребенка и тем уровнем абстракции, которым ему предлагается овладеть. Такое несоответствие делает самое начало обучения слишком трудным и долгим, и у многих детей создает психологический барьер, тем самым формируя негативное отношение как к самому обучению, так и к чтению вообще.

Слайд 5

Ребус - метод - это веселая игра и эффективный метод обучения чтению детей от 4 лет с помощью слоговых пиктограмм. Для того, чтобы в полной мере был реализован принцип этого метода, необходимо все указанные задания выполнять обязательно вслух, громко и чётко. Правила метода: Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове ложка не первую букву л и не первый слог лож, а именно первый склад ло ). Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести: ЛОЖКА-ЛО КОШКА-КО ЧАЙНИК-ЧА

Слайд 6

Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово. Мы начинаем играть с двумя словами одновременно: НОЖНИЦЫ, ГИРЯ— НО… ГИ… ГОЛУБЬ, РЫБА— ГО… РЫ… Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Именно так происходит освоение слоговых структур. Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках — достаточно ограничиться одними лишь складами

Слайд 7

Для начала с ребенком надо провести устную игру по «обрубанию» слов. ЛОЖКА — ЛО... KOШКА — КО... МЯЧИК — МЯ... ЧАЙНИК — ЧА... — РУЧКА. — РУ... — ПАЛЬМА. — ПА... — НОЖНИЦЫ. — НО...

Слайд 8

Во всех словах, которые предлагаются ребенку, ударение непременно падает на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет нас от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.) Затем усложняем правила, и мы начинаем играть с двумя словами одновременно: — ТУФЛИ, ЧАЙНИК. — ТУ... ЧА... — КАКТУС, ШАРИК — КА... ША... — НОЖНИЦЫ, ГИРЯ — НО... ГИ... — ГОЛУБЬ, РЫБА — ГО... РЫ...

Слайд 9

Точно так же, игру можно продолжить и с тройками слов: — ЛОЖКА, ПАЛЬМА, ТАПКИ. — ЛО... ПА... ТА... — КОШКА, ЛЕЙКА, СОЛНЦЕ. — КО... ЛЕ... СО... А затем— пусть ребенок поиграет в эту игру сам с собой. Для этого показываем ему подсказки в виде картинок (пиктограмм). Например, ребенок видит и произносит: — КОШКА, НИТКИ — КО-НИ.

Слайд 10

— ДЫНЯ, РАК — ДЫ-РА .

Слайд 11

1 А теперь, поиграем в игру «Угадай слово»

Слайд 12

2

Слайд 13

3

Слайд 14

4

Слайд 15

5 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Что такое лэпбук?"

Познакомить с лэпбуком, как одной из форм совместной деятельностьи взрослого и ребенка....

Мастер-класс «Что такое ЛЭПБУК?»

Мастер-класс "Что такое ЛЭПБУК?"...

Мастер – класс «Есть такая профессия, Родине служить»

Данная работа была приурочена к празднику «День Пограничника»...

Мастер-класс "Что такое Новый год?"

познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы....

Мастер-класс "Они такие разные, бывают и опасные"

Детское рукоделие — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека.Представляю  подборку из  интересных и необычных мастер-классов, чтобы приобщить ребен...

мастер класс «ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА».

Мастер класс «ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА»....