Мастер - класс «Что такое ребус – метод?»
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)
Обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм - методика Л.В.Штернберга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebus_-_metod.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главными целями обучения языкам в образовательном учреждении является формирование коммуникативной, языковой, социокультурной компетенций. Коммуникативная компетенция формируется в процессе овладения обучающимися навыкам аудирования , чтения, говорения и письма, умения отвечать на вопросы, вести диалог. Отработка навыков чтения проводится в комплексе с развитием других видов речевой деятельности. Выработка навыка чтения включает несколько последовательных этапов: Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков в слове. Сначала читают слоги-слова ( ау-уа ), обратные слоги ( ам , ум), затем прямые открытые слоги ( ма , му ).
Методики обучения чтению, существующие в России, начинаются с заучивания букв и с изучения правил их слияния. Буквы являются абстрактными графическими знаками, на заучивание которых ребенку требуется длительное время и немалые усилия. Каждая буква обозначает собой не один конкретный звук, но фонему, то есть условную приблизительную единицу, которая в разных сочетаниях с другими буквами произносится по-разному. Эта многовариантность приводит к тому, что ребенок не понимает, как буквы должны сливаться при прочтении.
Кроме того, у детей дошкольного возраста очень слабо развито внимание. Вспоминая одно за другим названия букв и правила их слияния, ребенок оказывается неспособен в это же самое время следить за всей цепочкой произнесенных слогов, он не может быстро выбрать правильный вариант ударения и понять получившееся слово. Налицо обнаруживается несоответствие между конкретно-предметным мышлением ребенка и тем уровнем абстракции, которым ему предлагается овладеть. Такое несоответствие делает самое начало обучения слишком трудным и долгим, и у многих детей создает психологический барьер, тем самым формируя негативное отношение как к самому обучению, так и к чтению вообще.
Ребус - метод - это веселая игра и эффективный метод обучения чтению детей от 4 лет с помощью слоговых пиктограмм. Для того, чтобы в полной мере был реализован принцип этого метода, необходимо все указанные задания выполнять обязательно вслух, громко и чётко. Правила метода: Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове ложка не первую букву л и не первый слог лож, а именно первый склад ло ). Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести: ЛОЖКА-ЛО КОШКА-КО ЧАЙНИК-ЧА
Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово. Мы начинаем играть с двумя словами одновременно: НОЖНИЦЫ, ГИРЯ— НО… ГИ… ГОЛУБЬ, РЫБА— ГО… РЫ… Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Именно так происходит освоение слоговых структур. Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках — достаточно ограничиться одними лишь складами
Для начала с ребенком надо провести устную игру по «обрубанию» слов. ЛОЖКА — ЛО... KOШКА — КО... МЯЧИК — МЯ... ЧАЙНИК — ЧА... — РУЧКА. — РУ... — ПАЛЬМА. — ПА... — НОЖНИЦЫ. — НО...
Во всех словах, которые предлагаются ребенку, ударение непременно падает на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет нас от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.) Затем усложняем правила, и мы начинаем играть с двумя словами одновременно: — ТУФЛИ, ЧАЙНИК. — ТУ... ЧА... — КАКТУС, ШАРИК — КА... ША... — НОЖНИЦЫ, ГИРЯ — НО... ГИ... — ГОЛУБЬ, РЫБА — ГО... РЫ...
Точно так же, игру можно продолжить и с тройками слов: — ЛОЖКА, ПАЛЬМА, ТАПКИ. — ЛО... ПА... ТА... — КОШКА, ЛЕЙКА, СОЛНЦЕ. — КО... ЛЕ... СО... А затем— пусть ребенок поиграет в эту игру сам с собой. Для этого показываем ему подсказки в виде картинок (пиктограмм). Например, ребенок видит и произносит: — КОШКА, НИТКИ — КО-НИ.
— ДЫНЯ, РАК — ДЫ-РА .
1 А теперь, поиграем в игру «Угадай слово»
2
3
4
5 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Что такое лэпбук?"
Познакомить с лэпбуком, как одной из форм совместной деятельностьи взрослого и ребенка....
Мастер-класс «Что такое ЛЭПБУК?»
Мастер-класс "Что такое ЛЭПБУК?"...
Мастер – класс «Есть такая профессия, Родине служить»
Данная работа была приурочена к празднику «День Пограничника»...
Мастер-класс "Что такое Новый год?"
познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы....
Мастер-класс "Они такие разные, бывают и опасные"
Детское рукоделие — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека.Представляю подборку из интересных и необычных мастер-классов, чтобы приобщить ребен...
Мастер- класс "Что такое АРТПРАКТИКИ с детьми дошкольного возраста".
Мастер-класс для воспитателей....
мастер класс «ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА».
Мастер класс «ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА»....