Речевое занятие "Собака со щенятами"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Самар Наталья Анатольевна

Тема занятия:

«Собака со щенятами»

Возрастная группа:

5-6 лет   

Цель занятия:

Составление описательного рассказа с опорой на картину «Собака со щенятами» в процессе речевого занятия

Задачи:

Образовательная:

отвечать на вопросы понятно для слушателей (воспитателя и детей) в процессе рассматривания картины

Развивающая:

согласовывать слова всложносочиненых предложениях, используя союзы а, но, и.

Воспитательная:

внимательно слушать рассказы детей, не перебивать друг друга.

Планируемый результат занятия:

Дети отвечали на вопросы понятно для слушателей (воспитателя и детей) в процессе рассматривания картины; согласовывали слова в предложениях; внимательно слушали рассказы детей, не перебивать друг друга; составлили описательного рассказа с опорой на картину «Собака со щенятами» в процессе речевого занятия

Материалыиоборудование:

Картина «Собака со щенятами» (формат А3), мольберт, части картины «Собака со щенятами» (пазлы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.04_rechevoe_razvitie.docx375.73 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание устойчивой мотивации к содержанию будущей деятельности на занятии.

(воспитатель тихо включает лай собаки) Дети, вы слышали? (дети обращают внимание на воспитателя.Воспитатель незаметно включает звук громче) А теперь? Кто это? (Собака). У нас в группе собака?? Где? А кто найдет быстрее собаку? (заранее воспитатель убирает все игрушки собак и кладет пазлы картины «Собака со щенятами» в разные, но заметные места картину «Собака со щенками») (Дети находят эти фрагменты)

Словесный метод. Беседа

Дети отвечают на вопросы, стоят возле педагога.

Дети замотивированы, готовы к дальнейшей деятельности на занятии

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

определения способов и средств их решения через постановку и анализ проблемной ситуации

Дети, что вы нашли? (картинка). А можно я посмотрю? Посмотрите, а вам не кажется, что картинки похожи? (Да). А как мы можем это посмотреть? (Собрать в целую картину). Отличная идея! (дети на столе собирают картину, а воспитатель склеивает скотчем и смотрит на обратную сторону). Дети, представляете, а тут что-то написано. Я вам прочитаю, а вы внимательно послушайте: «СРОЧНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ!!! В вашем городе будет проходить конкурс на лучший рассказ о картине «Собака со щенятами» Приглашаем всех!!!» Дети, представляете, нас пригласили на конкурс.  Как думаете, а мы можем прямо сейчас принять участие? (Нет.У нас нет рассказа) А если у нас нет рассказа, что необходимо сделать? (составить) Все верно!

Словесный метод. Беседа. Постановка проблемы

Дети, выполняя задание, ставят перед собой цель занятия

Дети поставили проблему и готовы её решить

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Подведение детей к дальнейшей деятельности

(Дети и воспитатель подходят к мольберту с картиной)

Дети, посмотрите, что у нас на мольберте? (картина). Предлагаю сесть на свои стулья.

Словесный.

Дети ознакомились с материалом занятия

Дети готовы к прослушиванию рассказа

2.3.

Этап практического решения проблемы

Создание условий для решения поставленной цели

Дети, прежде чем мы составим рассказ на конкурс, предлагаю рассмотреть картину очень внимательно.

Только я попрошу вас ответить полным предложением, вот так «Я вижу на картине…»

 Кто изображен на картине? ( «Я вижу собаку и щенков») Ира, повтори.

Посмотрите внимательнее, что  кроме собаки и щенят вы еще видите?

Что делает собака? (Собака лежит на траве) Леша, повтори

Какая собака? Не забываем описывать полным ответом (попросить малоактивных детей повторить) Собака большая

Какая у нее шерсть? (У собаки густая, пушистая, коричневая, белая.)

Воспитатель: Сколько лап у собаки?

Галя, предлагаю тебе, подойди к мольберту и посчитать, сколько лап у собаки

Воспитатель: Кто сидит около собаки?

Около собаки сидит щенок.

Воспитатель: А что делает другой щенок?

Дети: Он смотрит на воробьёв

Воспитатель: Какой щенок?

Дети: Щенок маленький.

Воспитатель: Послушайте меня внимательно, как я про него скажу: «Это щенок. Он маленький, пёстрый, забавный. Он похож на маму-собаку. Глаза у него маленькие. Хвостик беленький. Он смотрит на воробьёв».

Мне кажется, что нам пора отдохнуть. Вы устали? Тогда встанем со стульев и встанем так, чтобы никому не мешать.

Физминутка.

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал

Раз прыжок и 3 кивка,

Два направо голова

Три налево поворот

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел,

Он устал  и присмирел.

Вот мы с вами и отдохнули, предлагаю вернуться на свои места.


Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы очутиться на той полянке рядом с собаками?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда давайте представим, что мы рядом с собаками на поляне. Предлагаюпогладим щенка, какой он? (показ дидактической игрушки: щенок)

Дети: Мягкий, тёплый

Воспитатель: А какая миска?

Дети: Железная, холодная

Воспитатель:  Представим, что мы подошли к будке, какая она на ощупь?

Дети: Деревянная, шершавая, твердая

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Замечательно, вы столько всего увидели в картине. А как бы вы назвали эту картину?

Дети: Варианты ответов индивидуальные.

Воспитатель: А художник назвал эту картину «Собака со щенятами». Дети, а кто помнит, зачем мы с вами составляем текст?(для конкурса) (Образец рассказа воспитателя).

Дети с помощью воспитателя составляют описательный текст.

Образец: Картина называется «Собака со щенками». Собака лежит на лужайке и наблюдает за своими щенками. У собаки два щенка. Щенки наблюдают за воробьями, а воробьи едят из миски. Щенки еще маленькие и мама собака о них заботится.

Практический.

Физ минутка.

Дети рассматривают картину и составляют рассказ с помощью воспитателя.

Дети  рассмотрели картину и составили рассказ с помощью воспитателя.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности.

Какие у вас рассказы получились красочными. А для чего он нам был нужен? (Для конкурса)

А как вы узнали о конкурсе?(собрали картинку). А мы сразу смогли составить рассказ?(Нет) А что мы делали?

Дети, вы большие молодцы! Теперь мы сможем участвовать в конкурсе!

Словесный метод. Вопрос – ответ.

Дети отвечают на вопросы

Подвели итоги занятия

https://6.lipetskddo.ru/files/file/1/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%20%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Собака и щенята"

Беседа о домашнем животном ,её повадках, место обитания, образ жизни...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы  по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Открытое занятие "РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ». ЧТЕНИЕ СТИХОВ ОБ ОСЕНИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ). ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа 2022 год

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА:  РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ». ЧТЕНИЕ СТИХОВ ОБ ОСЕНИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ).ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕдля сред...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии Образовательная область: Речевое развитие Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами». Старшая группа

Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.Программные задачи:Образовательные: -продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содер...

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе по теме «Развитие речи детей через дидактические игры и рассматривание сюжетной картины «Собака со щенятами» в рамках тематической недели «Мамина неделя»

Данный конспект НОД по речевому развитию разработан для детей второй младшей группы в рамках тематической недели "Мамина неделя". В структуре НОД используются дидактические игры, способствую...