Многофункциональное пособие по речевому развитию "Маленький грамотей" для детей 5-7 лет
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Данное многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет) поможет разнообразить работу по ЗКР, формированию словаря, грамматического строя речи, формированию связной речи, закреплению притяжательных прилагательных, закреплению составления описательных рассказов; подготовить детей к обучению грамоте. Задания в данном пособии не требуют времени на подготовку, они позволяют одновременно решать множество задач. А самое главное – превращают задания в увлекательную игру. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, расширяют свой словарный запас, развивают речь, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 109.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: Многофункциональное пособие
по речевому развитию «Маленький грамотей»
(для детей 5-7 лет)
Автор работы: Дружкина Светлана Павловна, воспитатель
Балашов, 2023
Актуальность
В настоящее время красивая правильная речь, богатый словарный запас у детей становятся процессом длительным, результативность зависит от умения педагога разнообразить задания так, чтобы речевой материал мог вызвать положительные эмоции, увлечь ребёнка. Так как игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольников, то именно в игре речь ребёнка развивается лучше всего, дети не замечают, что учатся, у них повышается интерес к выполнению заданий, и незаметно для себя ребёнок приучается контролировать своё произношение, говорить правильно, логически мыслить.
Данное многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет) поможет разнообразить работу по ЗКР, формированию словаря, грамматического строя речи, формированию связной речи, закреплению притяжательных прилагательных, закреплению составления описательных рассказов; подготовить детей к обучению грамоте. Задания в данном пособии не требуют времени на подготовку, они позволяют одновременно решать множество задач. А самое главное – превращают задания в увлекательную игру. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, расширяют свой словарный запас, развивают речь, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.
Многофункциональные дидактические игры и пособия специфичны и имеют отличия от других видов игр, характерные только им. Они имеют устойчивую структуру, четко поставленную цель, результат достижения которой обладает учебно-познавательной направленностью.
Практическая значимость и использование многофункционального пособия по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет):
- Во-первых, они позволяют охватить широкий возрастной диапазон участников;
- Во-вторых, они предполагают множество вариантов игровых заданий и упражнений, они могут быть авторскими, придуманными детьми самостоятельно;
- В-третьих, в такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал.
Описание многофункционального пособия по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет):
Многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет) представляет систему речевых игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и слухового внимания, словесно-логического мышления, воображения, мелкой и общей моторики. Данное пособие имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Задания можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников. Пособие представляет собой карточки формата А3, на которых разные задания по речевому развитию.
Название: Многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет)
Цель: повышение уровня речевой активности детей 5-7 лет с помощью интересных игр, упражнений и заданий.
Задачи:
Образовательные:
* Актуализировать и закреплять знания детей через организацию
самостоятельной или совместной с педагогом деятельности с дидактическим пособием;
* Активизировать речевую деятельность детей;
* Расширять словарный запас;
* Упражнять детей в ориентировке на плоскости;
* Систематизировать знания детей в умение делить слова на слоги;
* Закреплять притяжательные прилагательные;
* Формировать умение разгадывать ребусы.
Развивающие:
* Развивать внимание, память, наглядно-действенное и нагядно-образное
мышление;
* Развивать речь и навыки речевого общения;
* Развивать речевую, познавательную и творческую мотивацию;
* Побуждать детей отвечать полным предложением;
* Развивать речевую, зрительную и двигательную координацию;
* Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
* Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества с педагогами и со
сверстниками.
Воспитательные:
* Воспитывать интерес к играм речевой направленности;
* Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам;
* Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
* Воспитывать умение радоваться достигнутому результату;
* Воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу.
Материалы: Пособие представляет собой карточки формата А3- 7 шт., на которых разные задания по речевому развитию; на обратной стороне методика описания приемов работы.
Пособие предназначено для совместной деятельности воспитателя (на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях) с детьми.
Методика работы с пособием:
Игра «Веселые домики: он, она, оно, они»
Цель: формирование умения детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они, оно.
Задачи:
• формировать умения сочетать существительные с прилагательным.
• обогащать активный словарь путем подбора слов и карточек.
• развивать умение подбирать прилагательные с существительными.
• развивать моторику пальцев рук.
• воспитывать интерес к игре.
Усложнение: Ребенок сам подбирает прилагательное к существительному. Например: «Это кошка. Она белая, милая, пушистая…» значит группа «ОНА»; «Это солнце. Оно яркое, желтое…» значит группа «ОНО»; «Это пузыри. Они цветные, разные, красочные» значит группа «ОНИ»…
Оборудование: карточки с изображением предметов групп: он, она, оно, они; домики с окошками.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: до 4 чел.
Правила игры: заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле-домике, с пустыми окошками, отдельными для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.
Ход игры: Детям предлагается разложить картинки в домики с пустыми окошками под названием "Он", "Она","Оно", «Они». Картинки, про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" - "Оно", «мои» - «Они».
Игра «Веселые клоуны Толя и Коля»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Задачи:
• развивать умение согласовывать в речи существительные с прилагательными, •обозначающими форму, цвет овощей, фруктов, ягод;
• обогащать словарный запас, развивать устную речь, мелкую моторику рук, •память, мышление, внимание;
• закреплять у детей знания об овощах, фруктах и ягодах. Правильно их называть. •классифицировать обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды»;
Усложнение:
1.Уточнить представление детей об особенностях внешнего вида, о том, где они растут, что еще можно приготовить из них.
2.Предложить детям найти «Лишний овощ (фрукт, ягоду)» при приготовление борща (салата, компота).
Оборудование: игровое табло с изображение клоунов Толи и Коли, карточки с изображением овощей, фруктов, ягод на липучках. Макеты: кастрюля, салатница, банка – на липучках. Дополнительные карточки в конверте.
Возраст: 5-6 лет.
Количество участников: 1-2 чел.
Правила игры:
Вариант 1: «Назови и расскажи».
Воспитатель выкладывает перед ребенком макеты кастрюль «Борщ» и «Компот», и размещает на них фрукты и овощи . Ребенок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Борщ»-овощи, на кастрюле с названием «Компот»-фрукты и ягоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребенка, а где, по его мнению растут остальные плоды.
Вариант 2: Классификация «овощи, фрукты».
Воспитатель выкладывает перед ребенком макеты кастрюль «Борщ» и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребенка выбрать картинку плода лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Борщ или компот?
Вариант 3: «Что здесь лишнее?»
Воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку «Борщ» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребенок должен найти лишний и доказать почему.
Ход игры: Клоуны Коля и Толя готовят обед. Помоги клоунам приготовить борщ, салат и компот.
- Из чего готовят борщ салат, компот?
- Приготовьте салат из моркови, перца, огурцов…
- Добавь в компот малину, вишню, смородину…
- Из чего клоуны приготовили борщ?
- Что клоуны добавили в салат?
- Приготовьте компот только из ягод?
- Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
- Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
- Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая)…
Игровое упражнение «Произносим звуки правильно»
Цель: закрепить правильное произношение звуков.
Усложнение: определить согласные звуки: мягкие и твердые на карточке.
Оборудование: карточка на липучке с заданным звуком, конверт со звуками, шнуровки с бусинками, гласные буквы на липучках.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: 1- 2чел.
Задания: Педагог в центр поля прикрепляет заданный звук для закрепления (Р), ребенок используя бусинку на шнурке читает: ро, ра, ри, ре, ру…Ребенок проговаривает несколько раз, до автоматизации произношения данного звука.
Дети могут играть самостоятельно, один ребенок играет – другой проверяет правильность произношения.
Многофункциональная игра «Ребусы»
Цель: расширение логического мышления ребенка, посредством разгадывания ребусов, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.
Задачи:
Упражнять выделять первый звук в слове, дифференциации гласных, согласных звуков.
- учить подбирать звук к букве.
- развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.
- развивать пространственные представления.
- воспитывать самостоятельность, смекалку.
Усложнение: подложить детям к отгадынным ребусам составить слова составить слова из букв и разделить их на слоги.
Оборудование: карточки-полоски, с изображением ряда предметов - комплект ребусов с картинками, 3 комплекта букв алфавита (гласные, согласные, набор картинок.
Ребусы по темам: цветы, насекомые, дикие и домашние животные, овощи, фрукты, мебель, транспорт, игрушки, птицы.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: от 2-8 чел.
Правила игры:
1 вариант: Игровые действия происходят следующим образом: воспитатель (ведущий) демонстрирует карточку с ребусом, и просит ребенка назвать картинку, выделить первый звук, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми словами. В итоге должно получиться слово «из первых букв», которое ребенок должен прочитать.
2 вариант: «Отгадай звук». Игра в группе от 2 до 6 человек. Игровые действия происходят следующим образом: воспитатель (ведущий) демонстрирует картинку с зашифрованным словом. Ребенок проговаривает каждую изображенную картинку, выделяя и запоминая первый звук. Тем самым составляя зашифрованное слово.
3 вариант: «Составь ребус» . Игра в группе от 2 до 8 человек. Игровые действия происходят следующим образом: дети делятся на команды, каждой команде воспитатель загадывает слово и дает карточку с этим словом. Команда должна зашифровать данное слово с помощью картинок и продемонстрировать свой ребус, другая команда должна его прочитать.
Ход игры: Помогите Буратино угадать ребусы.
- Назовите предметы, которые изображены на карточке-полоске?
- Первая буква каждого предмета – это зашифрованное слово ребуса.
Дидактическая игра «Весёлый счёт»
Цель игры: согласование числительных с существительными, расширение и активизация словарного запаса.
Задачи:
• упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и числе (один мяч, два мяча, … пять мячей, … десять мячей);
• закреплять последовательность счёта;
• развивать восприятие, внимание, зрительную и слуховую память, мышление;
• развивать мелкую моторику;
• развивать связную речь;
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, положительной установки на участие в игре.
Усложнение: предложить посчитать, используя данную карточку в обратном порядке.
Оборудование: игровое поле с двумя дорожками розового и синего цветов; домик, в котором живут Оля и Толя; конверт с картинками.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: 1-2чел.
Правила игры: Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (красный мяч, жёлтый кубик, синий самолет и т. д.) Картинки можно использовать по любой лексической теме. Например, по лексической темы "Игрушки". Ребенку предлагается картинка (самолет) , которая вставляется в окошко наверху. Ребенок соотносит картинку с цифрой, правильно проговаривая автоматизируемый звук, окончание слов. При этом начиная счет от начала (один самолет…) ребенок идет пальчиками по цветной дорожке до конца
( 10 самолетов).
Ход игры: Оля и Толя собрались гулять, но чтобы пройти по дорожкам ребятам нужно посчитать предметы до 10, при этом правильно называя окончания слов, а так же используя пальчики, когда идем по дорожкам.
Игра на развитие слоговой структуры слова
«Помоги гномам Тоше и Гоше разделить слова на звуки? »
Цель: развитие навыков слогового анализа слов; совершенствование навыка составления и чтения слов – профессий (педагог, доктор, летчик, машинист, повар, пожарный, шофер, музыкант…).
Задачи:
• развивать речь, логическое мышление, память,
• расширить представление детей о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости,
• формировать представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества.
Усложнение: предложить ребенку делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.
Оборудование: картинки с изображением профессий, слоговые карточки, шнурки.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: 2-6чел.
Правила игры:
Помогите гномам Тоше и Гоше по слогам собрать слова из карточек, в которых зашифрованы профессии людей, прочитать и нанизать на шнурок.
- выберите карточку любой профессии по желанию, назовите профессию.
Выберите слоговые карточки, соответствующие фону карточки с изображением профессии. Разложите карточки таким образом, чтобы прочитать название профессии. Соберите из слогов слово на шнурок.
Вопросы:
- Назовите профессии на карточках, расскажите, чем занимаются люди этих профессий.
- Из цветных слоговых карточках составьте слова и соотнесите с соответствующей карточкой-профессией.
Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать карточки, с профессиями, затем раздает детям цветные слоговые карточки и шнурок. Дети составляют из слогов слова — названия профессий, затем собирают карточки со слогами на шнурок.
Составление описательного рассказа «На лесной полянке…»
Цель: развитие представлений о окружающем, о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность, развитие мелкой моторики у детей, развитие речи; закрепление предлогов «на», «над», «под», «за», «около»…
Задачи:
• увлечь детей составлять предложения или маленький рассказ по картинке.
• упражнять в правильном подборе слов.
• развивать правильную речь, фантазию,
• воспитывать самостоятельность мышления.
Усложнение: предложить составить описательный рассказ по теме: «Домик в деревне», используя картинки на липучках.
Оборудование: цветная полянка из фетра с предметными - картинками на липучках, пуговицах, шнурках.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: до 3чел.
Правила игры:
Задания:
- Кого вы видите на полянке?
- Где сидит лягушка?
- Где летает бабочка?
- Куда ползет ежик?
- Куда полетел жучок?
- Возле кого сидит белочка?
- Посади бабочку около цветка ( на цветок)?
- Где на полянке расположен домик?
- Составь предложение со словом бабочка ( лягушка, ежик, паучок, поляна…)?
Список, используемой литературы:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение,2000.
- Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
Нищева Н.В."Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС"
- Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. -
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Многофункциональное пособие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности «Цветик-семицветик»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный круг знаний» для детей дошкольного возраста
Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный круг знаний» для детей дошкольного возраста...
Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей от 2-4 лет Лепбук «Поиграем вместе»
Дидактическое пособие, разработано в соответствии ФГОС ДО для индивидуальных и подгрупповых занятий. Детям предлагается множество разнообразных заданий различной сложности для становления правил...
Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей 4-7 лет: "Учимся, играя!
Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей 4-7 лет: "Учимся, играя!" поможет педагогам разнообразить работу по автоматизации звуков речи, закреплению прит...
Многофункциональное пособие по речевому развитию «Гусеницы»
Забавные гусеницы помогут детям усвоить навыки звукового и слогового анализа, дифференциации звуков по твердости/мягкости, составления предложений и текстов. ...
Презентация многофункционального дидактического пособия Лэпбук "Речевой городок" для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Игровое пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений, с целью создания необходимых условий для активизации и развития связной речи детей...
Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Логопаровозик"
Представленное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития дет...