Многофункциональное пособие по речевому развитию "Маленький грамотей" для детей 5-7 лет
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

ДРУЖКИНА СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА

Данное многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет)  поможет разнообразить работу по ЗКР, формированию словаря, грамматического строя речи, формированию связной речи,  закреплению притяжательных прилагательных,  закреплению составления описательных рассказов; подготовить детей  к обучению грамоте. Задания в  данном пособии  не требуют времени на подготовку, они позволяют одновременно решать множество задач. А самое главное – превращают задания в увлекательную игру. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, расширяют свой словарный запас, развивают речь, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_rechevomu_razvitiyu.docx109.98 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: Многофункциональное пособие

по речевому развитию «Маленький грамотей»

(для детей 5-7 лет)

Автор работы: Дружкина Светлана Павловна, воспитатель

              C:\Users\user\Desktop\hndigybujrg3.jpg

Балашов, 2023                                 

                   

                     Актуальность

В настоящее время красивая правильная речь, богатый словарный запас у детей становятся процессом длительным, результативность зависит от умения педагога разнообразить задания так, чтобы речевой материал мог вызвать положительные эмоции, увлечь ребёнка. Так как игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольников, то именно в игре речь ребёнка  развивается лучше всего,  дети не замечают, что учатся, у них повышается интерес к выполнению заданий, и незаметно для себя ребёнок приучается контролировать своё произношение, говорить правильно, логически мыслить.

Данное многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет)  поможет разнообразить работу по ЗКР, формированию словаря, грамматического строя речи, формированию связной речи,  закреплению притяжательных прилагательных,  закреплению составления описательных рассказов; подготовить детей  к обучению грамоте. Задания в  данном пособии  не требуют времени на подготовку, они позволяют одновременно решать множество задач. А самое главное – превращают задания в увлекательную игру. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, расширяют свой словарный запас, развивают речь, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.

Многофункциональные дидактические игры и пособия специфичны и имеют отличия от других видов игр, характерные только им. Они имеют устойчивую структуру, четко поставленную цель, результат достижения которой обладает учебно-познавательной направленностью.

Практическая значимость и использование многофункционального пособия по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет):

  • Во-первых, они позволяют охватить широкий возрастной диапазон участников;
  • Во-вторых, они предполагают множество вариантов игровых заданий и упражнений, они могут быть авторскими, придуманными детьми самостоятельно;
  • В-третьих, в такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал.

       Описание многофункционального пособия по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет):
         Многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет)   представляет систему речевых игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и слухового внимания, словесно-логического мышления, воображения, мелкой и общей моторики. Данное пособие имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Задания можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников. Пособие  представляет собой карточки формата А3, на которых разные задания по речевому развитию.

Название: Многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет)  

Цель: повышение уровня речевой активности детей 5-7 лет с помощью интересных игр, упражнений и заданий.

 Задачи:

Образовательные:

*  Актуализировать и закреплять знания детей через организацию

самостоятельной или совместной с педагогом деятельности с дидактическим пособием;

*  Активизировать речевую деятельность детей;

*  Расширять словарный запас;

* Упражнять детей в ориентировке на плоскости;

                 *  Систематизировать знания детей в умение делить слова на слоги;

             * Закреплять притяжательные прилагательные;

* Формировать умение разгадывать ребусы.

Развивающие:

* Развивать внимание, память, наглядно-действенное и нагядно-образное

мышление;

* Развивать речь и навыки речевого общения;

* Развивать речевую, познавательную и творческую мотивацию;

 * Побуждать детей отвечать полным предложением;

 * Развивать речевую, зрительную и двигательную координацию;

* Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

 * Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества с педагогами и со

сверстниками.

Воспитательные:

* Воспитывать интерес к играм речевой направленности;

* Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам;

* Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

* Воспитывать умение радоваться достигнутому результату;

* Воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу.

Материалы: Пособие  представляет собой карточки формата А3- 7 шт., на которых разные задания по речевому развитию; на обратной стороне методика описания приемов работы.

Пособие предназначено для совместной деятельности воспитателя (на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях) с детьми.

Методика работы с пособием:

Игра «Веселые домики: он, она, оно, они»

Цель: формирование умения детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они, оно.

Задачи:

формировать умения сочетать существительные с прилагательным.

обогащать активный словарь путем подбора слов и карточек.

• развивать умение подбирать прилагательные с существительными.

            • развивать моторику пальцев рук.

            • воспитывать интерес к игре.

Усложнение: Ребенок сам подбирает  прилагательное к существительному. Например: «Это кошка. Она белая,  милая, пушистая…» значит группа «ОНА»; «Это солнце. Оно яркое, желтое…» значит группа «ОНО»; «Это пузыри. Они цветные, разные, красочные» значит группа «ОНИ»…

Оборудование: карточки с изображением предметов групп: он, она, оно, они; домики с окошками.

Возраст: 5-7 лет.

Количество участников: до 4 чел.

Правила игры: заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле-домике, с пустыми окошками,  отдельными для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

Ход игры: Детям предлагается разложить картинки в домики с пустыми окошками под названием "Он", "Она","Оно", «Они». Картинки, про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" - "Оно", «мои» - «Они».

Игра «Веселые клоуны Толя и Коля»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Задачи:  

развивать умение согласовывать в речи существительные с прилагательными, обозначающими форму, цвет овощей, фруктов, ягод;

обогащать словарный запас, развивать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, внимание;

закреплять у детей знания об овощах, фруктах и ягодах. Правильно их называть. классифицировать обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды»;

Усложнение: 

1.Уточнить представление детей об особенностях внешнего вида, о том, где они растут, что еще можно приготовить из них.

2.Предложить детям найти «Лишний овощ (фрукт, ягоду)» при приготовление борща (салата, компота).

Оборудование: игровое табло с изображение клоунов Толи и Коли,  карточки с изображением  овощей, фруктов, ягод на липучках. Макеты: кастрюля, салатница, банка – на липучках. Дополнительные карточки в конверте.

Возраст: 5-6 лет.

Количество участников: 1-2 чел.

Правила игры:

Вариант 1: «Назови и расскажи».

Воспитатель выкладывает перед ребенком макеты кастрюль «Борщ» и «Компот», и размещает на них фрукты и овощи . Ребенок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Борщ»-овощи, на кастрюле с названием «Компот»-фрукты и ягоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребенка, а где, по его мнению растут остальные плоды.

Вариант 2: Классификация «овощи, фрукты».

Воспитатель выкладывает перед ребенком макеты кастрюль «Борщ» и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребенка выбрать картинку плода лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в  соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Борщ или компот?

Вариант 3: «Что здесь лишнее?»

Воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку «Борщ» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребенок должен найти лишний и доказать почему.

Ход игры: Клоуны Коля и Толя готовят обед. Помоги клоунам приготовить борщ, салат и компот.

- Из чего готовят борщ салат, компот?

- Приготовьте салат из моркови, перца, огурцов…

- Добавь в компот малину, вишню, смородину…

- Из чего клоуны приготовили борщ?

- Что клоуны добавили в салат?

- Приготовьте компот только из ягод?
- Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
- Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
- Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая)…

Игровое упражнение  «Произносим звуки правильно»

Цель: закрепить правильное произношение звуков.

Усложнение: определить согласные звуки: мягкие и твердые на карточке.

Оборудование: карточка на липучке с заданным звуком, конверт со звуками,  шнуровки  с бусинками, гласные буквы на липучках.

Возраст: 5-7 лет.

Количество участников: 1- 2чел.

Задания: Педагог в центр поля прикрепляет  заданный звук для закрепления (Р), ребенок используя бусинку на шнурке читает: ро, ра, ри, ре, ру…Ребенок проговаривает несколько раз, до автоматизации произношения данного звука.

Дети могут играть самостоятельно, один ребенок играет – другой проверяет правильность произношения.

Многофункциональная игра «Ребусы»

Цель: расширение логического мышления ребенка, посредством разгадывания ребусов, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.

Задачи: 

 Упражнять выделять первый звук в слове, дифференциации гласных, согласных звуков.

- учить подбирать звук к букве.

развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.

развивать пространственные представления.

- воспитывать самостоятельность, смекалку.

Усложнение: подложить детям к отгадынным ребусам составить слова составить слова из букв и разделить их на слоги.

Оборудование: карточки-полоски, с изображением ряда предметов -  комплект ребусов с картинками, 3 комплекта букв алфавита (гласные, согласные, набор картинок.

Ребусы по темам: цветы, насекомые, дикие и домашние  животные, овощи, фрукты, мебель, транспорт, игрушки, птицы.

Возраст: 5-7 лет.

Количество участников: от 2-8 чел.

Правила игры:

1 вариант:   Игровые действия происходят следующим образом: воспитатель (ведущий) демонстрирует карточку с ребусом, и просит ребенка назвать картинку, выделить первый звук, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми словами. В итоге должно получиться слово «из первых букв», которое ребенок должен прочитать.

2 вариант: «Отгадай звук». Игра в группе от 2 до 6 человек. Игровые действия происходят следующим образом: воспитатель (ведущий) демонстрирует картинку с зашифрованным словом. Ребенок проговаривает каждую изображенную картинку, выделяя и запоминая первый звук. Тем самым составляя зашифрованное слово.

3 вариант: «Составь ребус» . Игра в группе от 2 до 8 человек. Игровые действия происходят следующим образом: дети делятся на команды, каждой команде воспитатель загадывает слово и дает карточку с этим словом. Команда должна зашифровать данное слово с помощью картинок и продемонстрировать свой ребус, другая команда должна его прочитать.

Ход игры: Помогите Буратино угадать ребусы.

- Назовите предметы, которые изображены на карточке-полоске?

- Первая буква каждого предмета – это зашифрованное слово ребуса.

Дидактическая игра «Весёлый счёт»

Цель игры: согласование числительных с существительными,  расширение и активизация словарного  запаса.

Задачи:

• упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и числе (один мяч, два мяча, … пять мячей, … десять мячей);

• закреплять последовательность счёта;

• развивать восприятие, внимание, зрительную и слуховую память, мышление;

• развивать мелкую моторику;

• развивать связную речь;

• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, положительной установки на участие в игре.

Усложнение: предложить посчитать, используя данную карточку в обратном порядке.

Оборудование: игровое поле с двумя дорожками розового и синего цветов; домик, в котором живут Оля и Толя; конверт с картинками.

Возраст: 5-7 лет.

Количество участников: 1-2чел.

Правила игры: Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (красный мяч, жёлтый кубик, синий самолет и т. д.) Картинки можно использовать  по любой лексической теме. Например,  по лексической темы "Игрушки". Ребенку предлагается картинка (самолет) , которая вставляется в окошко наверху. Ребенок соотносит картинку с цифрой, правильно проговаривая автоматизируемый звук, окончание слов. При этом начиная счет от начала (один самолет…) ребенок идет пальчиками по цветной дорожке до конца

 ( 10 самолетов).

Ход игры: Оля и Толя собрались гулять, но чтобы пройти по дорожкам ребятам нужно посчитать предметы до 10, при этом правильно называя окончания слов, а так же используя пальчики, когда идем по дорожкам.

Игра на развитие слоговой структуры слова 

«Помоги гномам Тоше и Гоше разделить  слова на звуки? »

Цель: развитие  навыков слогового анализа слов; совершенствование навыка составления и чтения слов – профессий  (педагог, доктор, летчик, машинист, повар, пожарный, шофер,   музыкант…).

Задачи: 

развивать речь, логическое мышление, память,

расширить представление детей о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости,

формировать  представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества.

Усложнение: предложить ребенку делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

Оборудование: картинки с изображением профессий, слоговые карточки, шнурки.

Возраст: 5-7 лет.

Количество участников: 2-6чел.

Правила игры:

Помогите гномам  Тоше и Гоше по слогам собрать слова из карточек, в которых зашифрованы профессии людей,  прочитать и нанизать на шнурок.

- выберите карточку любой профессии по желанию,  назовите профессию.

Выберите слоговые карточки, соответствующие фону карточки с изображением профессии. Разложите карточки таким образом, чтобы прочитать название профессии. Соберите из слогов слово на шнурок.

Вопросы:

- Назовите профессии на карточках, расскажите, чем занимаются люди этих профессий.

- Из цветных слоговых карточках составьте слова и соотнесите с соответствующей карточкой-профессией.

Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать карточки, с профессиями, затем  раздает детям цветные слоговые карточки и шнурок.  Дети составляют из слогов слова — названия профессий, затем собирают карточки со слогами на шнурок.

Составление описательного рассказа  «На лесной полянке…»

Цель: развитие представлений о окружающем, о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность, развитие мелкой моторики у детей, развитие речи; закрепление предлогов «на», «над», «под», «за», «около»…

Задачи: 

увлечь детей составлять предложения или маленький рассказ по картинке.

упражнять в правильном подборе слов.

 развивать правильную речь, фантазию,

• воспитывать самостоятельность мышления.

Усложнение: предложить составить описательный рассказ по теме: «Домик в деревне», используя картинки на липучках.

Оборудование: цветная полянка из  фетра с предметными - картинками на липучках, пуговицах, шнурках.

Возраст: 5-7 лет.

Количество участников: до 3чел.

Правила игры:

Задания:

- Кого вы видите на полянке?

- Где сидит лягушка?

- Где летает бабочка?

- Куда ползет ежик?

- Куда полетел жучок?

- Возле кого сидит белочка?

- Посади бабочку около цветка ( на цветок)?

- Где на полянке расположен домик?

- Составь предложение со словом бабочка ( лягушка, ежик, паучок, поляна…)?

Список, используемой литературы:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение,2000.
  3.  Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
  4. Нищева Н.В."Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС"

  5. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. -  
  6. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный круг знаний» для детей дошкольного возраста

Дидактическое  многофункциональное пособие  «Волшебный круг знаний»  для детей дошкольного возраста...

Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей от 2-4 лет Лепбук «Поиграем вместе»

Дидактическое пособие,  разработано в соответствии ФГОС ДО для индивидуальных и подгрупповых занятий. Детям предлагается множество разнообразных заданий различной сложности для становления правил...

Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей 4-7 лет: "Учимся, играя!

Многофункциональное дидактическое пособие  по речевому развитию для детей 4-7 лет: "Учимся, играя!" поможет педагогам разнообразить работу по автоматизации звуков речи, закреплению прит...

Многофункциональное пособие по речевому развитию «Гусеницы»

Забавные гусеницы помогут детям усвоить навыки звукового и слогового анализа, дифференциации звуков по твердости/мягкости, составления предложений и текстов.             ...

Презентация многофункционального дидактического пособия Лэпбук "Речевой городок" для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Игровое пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений,  с целью создания необходимых условий для активизации и развития связной речи детей...

Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Логопаровозик"

Представленное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития дет...