ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА»
учебно-методический материал по обучению грамоте (средняя группа)

Павлова Наталья Юрьевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«ЧИТАЙКА» 5-6 лет

Направленность программы: социально-гуманитарная

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayka_5_-_6_pavlova_n._yu.docx480.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«ЧИТАЙКА» 

Направленность программы: социально-гуманитарная

 

 

 

 

Авторы-составители: 

Павлова Наталья Юрьевна,

педагог  дополнительного образования

 

 

 

 

Великий Новгород 

2022

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа  имеет социально-гуманитарную направленность.  Программа разработана и реализуется в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

                - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  30 сентября 2020 г. N 533;

- Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждённой приказом Минпросвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019г. № 467);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";

- Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

- Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. № 09- 3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- Уставом и локально-нормативными актами учреждения.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Читайка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа имеет социально-гуманитарную направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка.

В основе концептуальной идеи программы лежит теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности - путь амплификации. А также:

- исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др.), которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности;

- положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;

- психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное   речевое развитие детей.

Новизна программы.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать.

Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Актуальность программы.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Цель программы

Создание условий для личностного развития и творческого труда обучающихся, осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей.

Задачи программы

Образовательные:        

  • Формирование и развитие фонематического слуха
  • Развитие произносительных умений
  • Развитие звуковой стороной речи
  • Знакомство со слоговой структурой слова
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
  • Формирование  умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
  • Расширение словарного запаса детей
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
  • Подготовка руки  ребёнка к письму

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие графических навыков
  • Развитие мелкой моторики
  •  Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Психологические особенности детей 5-6 лет.

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.

              Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.

Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Восприятие детей в 5 – 6 лет

         Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Внимание детей в 5 – 6 лет

         Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания  к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.

Память детей в 5 – 6 лет

         В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Мышление детей в 5 – 6 лет

         В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Воображение детей в 5 – 6 лет

         Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных,  и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным,  в  результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.

В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный).

Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница).

Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух – трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

Отличительная особенность программы.  Программа адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки». Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей наполняемостью до 12 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. 

Программа нацелена на  общее гармоничное психическое развитие детей, представляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения и слогового чтения, а также способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Форма организации деятельности обучающихся на занятии:  групповая и фронтальная работа, работа в парах. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями результативность в усвоении материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятию и способствует творческому росту детей. 

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: старшая группа – 25 минут. Начинаются в октябре и заканчиваются в мае.

Планируемые результаты освоения Программы

Ребёнок знает и умеет:

  • Определять место звука в слове: в начале, середине, в конце.
  • Буквы русского алфавита.
  • Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
  • Вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
  • Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки.
  • Использовать условное обозначение звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
  • Делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную.
  • Писать печатные буквы в клетке, используя образец.
  • Пользоваться графическим обозначением звуков при написании слов.
  • Писать слова, предложения печатными буквами.
  • Составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта.
  • Заучивать стихотворения.
  • Понимать и выполнять учебную задачу.
  • Применять навык самоконтроля и самооценки.

Способы и формы работы с детьми

  • Артикуляционная / речевая гимнастика.
  • Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков.  
  • Буква, её образ и графическое написание.
  • Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение.
  • Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
  • Дидактические, словесные, фонематические   игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  • Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  • Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.
  • Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.

Календарный учебный график

Наименование

Продолжительность

обучения по

программе

Занятий

в неделю

Занятий в месяц

Дни в

неделю

Диагностический

период

«Читайка»

Октябрь-май

Всего: 62 часа

1 полугодие

С 01.10.2021 по

31.12.2021

(13 нед.)

2 полугодие

С 11.01.2022 по

28.05.2022

(19 нед.)

Общая: 32 недели

2

8

По утвержден-ному

расписанию

Начало, середина и конец учебного года

Учебный  план 

№ п/п

Тема занятий

Количество  часов

В том числе

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28

Звук и буква А.

Звук и буква О.

Звук и буква У.

Звук и буква Ы.

Звук и буква Э

Чтение слогов и слов.

Звук и буква Л .

Звук и буква М Чтение слогов и слов.

Звук и буква Н.

Звук и буква Р .

Чтение слогов, слов, предложений

Звук  и буква Я.

Буква Ю.

Буква Е.

Буква Ё.

Звук и буква И .

Закрепление пройденного материала

Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’, буквы Г, К.

Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ, буквы Д, Т.

Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ, буквы В, Ф.

Звуки З-ЗЬ,С-СЬ, буквы З, С.

Звуки Б-БЬ,П-ПЬ, буквы Б, П.

Буква Х, звуки Х-ХЬ.

Буквы и звуки Ж-Ш.

Буквы и звуки Ч-Щ.

Звук и буква Ц .

Буква и звук  Й.

Буква Ь.

Буква Ъ.

Чтение слогов, слов, предложений

Алфавит

Мониторинг

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

1

2

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0

0

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

4

1

2

Итого: 62

20

42

Формы подведение итогов:

Педагогическое наблюдение, дидактические игры, конкурсы.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: текущий контроль (в течение учебного года, педагогическое наблюдение), итоговый контроль (май, игра-викторина, диагностика уровня развития детей). Приложение 1.

Содержание Программы

Месяц

Тема занятий

Программное содержание (теория)

Программное содержание (практика)

Октябрь

«Звук и буква А» - 2

Звук и буква О

- 2

«Звук и буква У» - 2

«Звук и буква Ы» - 2

Знакомство с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.13, 14)

Знакомство с буквой А как с письменным обозначением звука А.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа

у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.14, 15)

 

Знакомство с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.16)

тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.4)

Знакомство с буквой О как с письменным обозначением звука О.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.17)

Знакомство с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.18.

Знакомство с буквой У как с письменным обозначением звука У.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»

Е. В. Колесникова. Стр.19)

Знакомство с гласным звуком Ы и его условным обозначением – красный квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.20.

Знакомство с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.21)

Определение места звука А в словах. Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

Слушание текста стихотворения, выделение слов, в которых есть звук А.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.2)

Написание печатной буквы А, используя образец.

- Определение на схеме буквы А в месте где слышится звук А

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.3)

Определение  места звука О в словах. Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

Слушание текста стихотворения, выделение в нем слова, в которых есть звук О.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.4)

Написание печатной буквы О , используя образец.

Определение на схеме буквы О в месте где слышится звук О

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.5)

Определение место звука У в словах. Обозначение на  схеме (прямоугольнике) место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

Слушание текста стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.6)

Написание печатной буквы У, используя образец.

Определение на схеме буквы У в месте где слышится звук У

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.7)

Определение места звука Ы в словах. Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

Слушание текста стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук Ы. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.8)

Написание печатной буквы Ы, используя образец.

Определение на схеме буквы Ы в месте где слышится звук Ы.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.9)

Ноябрь

«Звук и буква Э» - 2

«Чтение слогов из пройденных букв – АУ, УА» - 1

«Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ» - 2

«Звук и буква М. Чтение слогов и слов. Ударение».

- 2

Знакомство с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.22

Знакомство с буквой Э как с письменным обозначением звука Э.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.23)

Знакомство со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.

 (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.26)

Знакомство с  буквой Л.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.27. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.15)

Знакомство со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

Знакомство с печатным написанием буквы М.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.28)

Знакомство с ударением и его обозначением, с ударным слогом,

ударными гласными.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова)

Определение места звука Э в словах. Обозначение схеме (прямоугольнике) места звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

Слушание текста стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук Э. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.10)

Написание печатной буквы Э, используя образец.

- Обозначение на схеме буквы Э в месте где слышится звук Э.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.11)

Чтение слов из пройденных букв АУ, УА.

Определение первого звука в названиях предметов и нахождение соответствующей буквы.

Закрепление умения называть слова с заданным звуком.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.24. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.12)

Определение, какой гласный звук находится в середине слова.

Написание печатных гласных букв.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.25. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.13)

Обозначение на схеме места звука Л в слове. Используя условное обозначение-синий квадрат.

Соотнесение схемы слова с названием нарисованного предмета.

Выделение звука Л в словах. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.14)

Написание печатной букву Л, используя образец.

Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Деление слов на слоги.

Написание слогов в схемах слова.

Обозначение на схеме места звука М в слове. Используя условное обозначение-синий квадрат.

Соотнесение схемы слова с названием нарисованного предмета.

Интонационное выделение звука М в словах. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.16)

Написание печатной буквы М, используя образец.

Чтение слогов МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Определение первого слога в словах и соединение предмета со слогом.

Чтение слова из пройденных букв- мама, мыло.

- Звуковой анализ слов; дифференциация гласных, согласных.

Выделение в слове ударного слога и ударных гласных.

Стр.29. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.17)

Декабрь

«Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов

- 2

«Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения» - 2

«Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Закрепление пройденного материала» - 1

«Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений» - 2

«Буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений» - 2

Знакомство со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.30)

Знакомство с буквой Н.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.31.

Знакомство со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.32)

Знакомство с буквой Р.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова Стр.33)

Знакомство с гласной буквой Я и ее условным обозначением- красный квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.36)

Знакомство  с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.37.

Знакомство с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат.

Знакомство детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.38, 39)

Обозначение на схеме места звука Н в слове. используя условное обозначение-синий квадрат.

Соотнесение схемы слова с названием нарисованного предмета.

Интонационное выделение звука Н в словах. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.18)

Написание писатной буквы Н, используя образец.

Чтение слогов НА, НО, НУ, НЫ, НЭ.

Написание слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв, фонематический разбор этих слов. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.19)

Обозначение на схеме места звука Р в слове, используя условное обозначение-синий квадрат.

Соотнесение схемы слова с названием нарисованного предмета.

Выделение звука Р в словах.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.20)

Написание печатной буквы Р по образцу

Чтение слогов РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

Определение первого слога в названиях нарисованных предметов и соединение с соответствующим шариком, в котором этот слог написан.

Чтение звука, буквы, предложения.

- Познакомить со словесным составом предложения.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.21)

Закрепление умения  соотносить звук и букву.

Чтение написанного слова Рома, слогов из пройденных букв.

Закрепление умений различать гласные и согласные звуки.

Закрепление умений определять место звука в слове.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»

Е. В. Колесникова. Стр.34, 35. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.22, 23)

 Написание буквы Я.

Чтение слогов  МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.24)

Чтение слов и предложений.

Записывание предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.25)

Написание буквы Ю.

Чтение слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.26)

Январь

«Буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений»

«Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений»

 - 2

«Буква Ё. Чтение слогов, слов» - 2

«Звук и буква И. Чтение слогов, слов» - 2

Знакомство с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр. 39)

Знакомство с гласной буквой Е и ее условным обозначением- красный квадрат.

Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.40)

Знакомсво с гласной буквой Ё и ее условным обозначением- красный квадрат.

Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.420)

Знакомство с гласным звуком И и ее условным обозначением- красный квадрат.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.44)

 

Соотнесение звука и буквы.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.27)

Написание печатной буквы Е.

Соотнесение звука и буквы. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.28)

Чтение слогов и слов.

Соотнесение схемы с написанным словом.

Составление предложения из 3 слов по картине и запись его условными знаками.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.41. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.29)

Написание буквы Ё.

Соотнесение звука и буквы.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.30)

Чтение слогов и слов.

Дифференциация гласных, согласных, твердых и мягких согласных звуков.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.31)

Определение места звука в слове и обозначение на схеме, используя условное обозначение.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.32)

Февраль

«Звук и буква И. Чтение слогов, слов»

«Закрепление пройденного материала» - 1

«Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’ . Буквы Г, К.. Чтение слогов, составление и условная запись предложения» - 2

«Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т.. Чтение слогов, предложений» - 2

«Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений» - 2

Знакомство с буквой И, письменным обозначением звука И

Закрепление знаний о согласных МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.45)

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.46, 47.  

- Знакомство со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными.

- Знакомство со звуками Г-ГЬ,

К- КЬ.

Знакомство с буквами К и Г как письменными знаками согласных звуков.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.48)

Знакомство со схемой предложения.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.49)

 

Знакомство со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными.

Знакомство со звуками Д-ДЬ,

Т- ТЬ.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова, с.50)

Знакомство с буквами Д и Т как письменными знаками согласных звуков.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.51.

Знакомство со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.

Знакомство со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ.

 Знакомство с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.52)

 

Написание печатной буквы И.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Учить выполнять фонетический разбор слов.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.33)

Закрепление умений писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И.

Чтение слогов, различение твердости и мягкости согласных.

- Чтение и письмо слов мяу, му, юла, лимон.

Чтение предложения, определение 1, 2, 3 слово в нем

Определение ударных гласных звуков в прочитанных словах.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.34, 35)

Закрепление умения использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.36)

Написание печатных буквы К-Г сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Чтение слогов с Г + 10 гласных, с К + 10 гласных.

Запись предложения условными обозначениями.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.37)

Упражнения на закрепление умения использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.38)

Написание печатных букв Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Чтение слогов с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.

Определение ударного слога и ударных гласных, обозначать ударение значком.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.39)

Упражнения на закрепление умений использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

(Рабочая тетрадь для детей

5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.40)

Написание печатных буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Чтение слогов с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных.

Написание слов, ь фонетический разбор слов.

(Рабочая тетрадь для детей

5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.41)

Март

«Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов, предложений» - 2

«Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений» - 2

«Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений» - 2

«Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов» - 2

Знакомство со звуками З-С как звонкими и глухими согласными.

Знакомство со звуками З-ЗЬ,

С- СЬ.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.54)

Знакомство с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.55.  

Знакомство со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.

Знакомство  со звуками Б-БЬ,

П- ПЬ.

Знакомство с  буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.56,57)

Знакомство с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.58,59)

Знакомство со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими.

Знакомство  с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые.

Знакомство с печатными буквами Ж-Ш.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.60, 61)

Упражнения на закрепление умения использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.42)

Написание  печатных букв З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Чтение слогов с З + 10 гласных, с С + 10 гласных.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.43)

Упражнения на закрепление умения использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.

Написание печатных буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Чтение слогов с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.44, 45)

Написание печатной буквы Х

Чтение  слогов с буквой Х + 10 гласных.

Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений.

- Учить подбирать к картине (предложение)

(Рабочая

тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.46, 47)

Написание печатных буквы Ж-Ш.

Написание слов, чтение слогов, слов

Соотнесение слова с его графическим изображением.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.48, 49)

Апрель

«Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений» - 2

«Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов». - 2

«Буква и звук  Й. Чтение слогов, стихотворных текстов» - 2

«Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов» - 2

Знакомство со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными.

Знакомство с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат.

Знакомство  с печатными буквами Ч-Щ.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.62,63)

Знакомство с согласным звуком Ц,  интонационное выделение звука Ц в словах.

Знакомство с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.64, 65)

Знакомство с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат.

Знакомство с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.66)

Знакомство с буквой Ь и его смягчающей функцией.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.68,69)

Упражнения на закрепление умения определять место звука в слове.

Написание печатных букв Ч-Щ.

Чтение слогов, небольших текстов.

Закрепление умения проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.50, 51)

Написание печатной буквы Ц. Чтение.

Прочтение отрывка из стихотворения, написание слов из предложенных букв.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.52, 53)

Написание печатной буквы Й, чтение написанных слов.

Записывание слова знаками и буквами.

Чтение.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.54,55)

Написание печатной буквы Ь, слов. Чтение.

Соотнесение слова с его графическим изображением.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.56.)

Написание печатной буквы Ь, слов. Чтение.

Соотнесение слова с его графическим изображением.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.57)

Май

«Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов.» - 2

«Чтение слов, предложений, фонетико-фонематический анализ» - 4

«Алфавит.» - 1

Мониторинг - 2

Знакомство с буквой Ъ и его разделительной функцией.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова Стр.70, 71)

Знакомство с алфавитом.

Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.76. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.64)

Написание  печатной буквы Ъ. Чтение.

Написание слов.

Соотнесение слова с его графическим изображением.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.58)

Написание  печатной буквы Ъ. Чтение.

Написание слов.

Соотнесение слова с его графическим изображением.

(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.59)

Чтение слов и дописывание подходящее по смыслу слово.

Определение слова в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово.

Звуко-буквенный анализ слова.

Чтение, подбор слова по смыслу.

Определение слов в предложении.

(Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.72-77. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.60, 61, 62,63)

Игра-викторина: «Знайка-читайка»

Диагностика уровня развития детей

Методическое обеспечение программы

Список литературы:

  • Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучение грамоте» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.
  • Демонстрационный материал «Звуки и буквы» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента»
  • - Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
  • Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
  • Рабочая тетрадь «Ну – ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова. Москва.
  • «Ювента» 2016г.
  • Прописи для дошкольников 5 – 6 лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2015г.
  • Тесты для детей 5- ти лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2015г.
  • Тесты для детей 6- ти лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2015г.

Материально – техническое оснащение занятий:

  • - доска – 1 шт.
  • - магнитная доска – 1 шт.
  • - столы – 5 шт.
  • - стулья – 10 шт.
  • - мольберт - 1 шт.

Комплект материалов, инструментов и оборудования:

  • - карточки с печатными заглавными и прописными буквами.
  • - касса букв и слогов; лото.
  • - наборное полотно.
  • - карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов.
  • - карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы.
  • - карточки и схемы составления предложений.
  • - магнитная азбука.
  • - символические обозначения звуков.
  • - цветные карандаши.

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Читайка"

Программа «Читайка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Дополнительная общеразвивающая программа "Читайка" 6-7 лет

По реализаци программы "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная

        Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная

        Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....