ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА»
учебно-методический материал по обучению грамоте (средняя группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЧИТАЙКА» 5-6 лет
Направленность программы: социально-гуманитарная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitayka_5_-_6_pavlova_n._yu.docx | 480.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЧИТАЙКА»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Авторы-составители:
Павлова Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Великий Новгород
2022
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа имеет социально-гуманитарную направленность. Программа разработана и реализуется в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. N 533;
- Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждённой приказом Минпросвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019г. № 467);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
- Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. № 09- 3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Уставом и локально-нормативными актами учреждения.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Читайка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа имеет социально-гуманитарную направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка.
В основе концептуальной идеи программы лежит теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности - путь амплификации. А также:
- исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др.), которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности;
- положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;
- психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.
Новизна программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать.
Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Цель программы
Создание условий для личностного развития и творческого труда обучающихся, осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей.
Задачи программы
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Развитие звуковой стороной речи
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Психологические особенности детей 5-6 лет.
Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.
Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Восприятие детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание детей в 5 – 6 лет
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.
Память детей в 5 – 6 лет
В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
Мышление детей в 5 – 6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Воображение детей в 5 – 6 лет
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
Речевое развитие детей 5-6 лет
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница).
Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух – трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Отличительная особенность программы. Программа адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки». Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей наполняемостью до 12 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Программа нацелена на общее гармоничное психическое развитие детей, представляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения и слогового чтения, а также способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: групповая и фронтальная работа, работа в парах. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями результативность в усвоении материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятию и способствует творческому росту детей.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: старшая группа – 25 минут. Начинаются в октябре и заканчиваются в мае.
Планируемые результаты освоения Программы
Ребёнок знает и умеет:
- Определять место звука в слове: в начале, середине, в конце.
- Буквы русского алфавита.
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
- Вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки.
- Использовать условное обозначение звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
- Делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную.
- Писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Пользоваться графическим обозначением звуков при написании слов.
- Писать слова, предложения печатными буквами.
- Составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта.
- Заучивать стихотворения.
- Понимать и выполнять учебную задачу.
- Применять навык самоконтроля и самооценки.
Способы и формы работы с детьми
- Артикуляционная / речевая гимнастика.
- Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков.
- Буква, её образ и графическое написание.
- Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение.
- Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
- Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.
- Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.
Календарный учебный график
Наименование | Продолжительность обучения по программе | Занятий в неделю | Занятий в месяц | Дни в неделю | Диагностический период |
«Читайка» | Октябрь-май Всего: 62 часа 1 полугодие С 01.10.2021 по 31.12.2021 (13 нед.) 2 полугодие С 11.01.2022 по 28.05.2022 (19 нед.) Общая: 32 недели | 2 | 8 | По утвержден-ному расписанию | Начало, середина и конец учебного года |
Учебный план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28 | Звук и буква А. Звук и буква О. Звук и буква У. Звук и буква Ы. Звук и буква Э Чтение слогов и слов. Звук и буква Л . Звук и буква М Чтение слогов и слов. Звук и буква Н. Звук и буква Р . Чтение слогов, слов, предложений Звук и буква Я. Буква Ю. Буква Е. Буква Ё. Звук и буква И . Закрепление пройденного материала Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’, буквы Г, К. Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ, буквы Д, Т. Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ, буквы В, Ф. Звуки З-ЗЬ,С-СЬ, буквы З, С. Звуки Б-БЬ,П-ПЬ, буквы Б, П. Буква Х, звуки Х-ХЬ. Буквы и звуки Ж-Ш. Буквы и звуки Ч-Щ. Звук и буква Ц . Буква и звук Й. Буква Ь. Буква Ъ. Чтение слогов, слов, предложений Алфавит Мониторинг | 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 1 2 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0 0 | 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 4 1 2 |
Итого: 62 | 20 | 42 |
Формы подведение итогов:
Педагогическое наблюдение, дидактические игры, конкурсы.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: текущий контроль (в течение учебного года, педагогическое наблюдение), итоговый контроль (май, игра-викторина, диагностика уровня развития детей). Приложение 1.
Содержание Программы
Месяц | Тема занятий | Программное содержание (теория) | Программное содержание (практика) |
Октябрь | «Звук и буква А» - 2 Звук и буква О - 2 «Звук и буква У» - 2 «Звук и буква Ы» - 2 | Знакомство с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.13, 14) Знакомство с буквой А как с письменным обозначением звука А. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.14, 15)
Знакомство с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.16) тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.4) Знакомство с буквой О как с письменным обозначением звука О. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.17) Знакомство с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.18. Знакомство с буквой У как с письменным обозначением звука У. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.19) Знакомство с гласным звуком Ы и его условным обозначением – красный квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.20. Знакомство с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.21) | Определение места звука А в словах. Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Слушание текста стихотворения, выделение слов, в которых есть звук А. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.2) Написание печатной буквы А, используя образец. - Определение на схеме буквы А в месте где слышится звук А (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.3) Определение места звука О в словах. Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Слушание текста стихотворения, выделение в нем слова, в которых есть звук О. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.4) Написание печатной буквы О , используя образец. Определение на схеме буквы О в месте где слышится звук О (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.5) Определение место звука У в словах. Обозначение на схеме (прямоугольнике) место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Слушание текста стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.6) Написание печатной буквы У, используя образец. Определение на схеме буквы У в месте где слышится звук У (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.7) Определение места звука Ы в словах. Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Слушание текста стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук Ы. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.8) Написание печатной буквы Ы, используя образец. Определение на схеме буквы Ы в месте где слышится звук Ы. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.9) |
Ноябрь | «Звук и буква Э» - 2 «Чтение слогов из пройденных букв – АУ, УА» - 1 «Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ» - 2 «Звук и буква М. Чтение слогов и слов. Ударение». - 2 | Знакомство с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.22 Знакомство с буквой Э как с письменным обозначением звука Э. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.23) Знакомство со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.26) Знакомство с буквой Л. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.27. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.15) Знакомство со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат. Знакомство с печатным написанием буквы М. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.28) Знакомство с ударением и его обозначением, с ударным слогом, ударными гласными. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова) | Определение места звука Э в словах. Обозначение схеме (прямоугольнике) места звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Слушание текста стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук Э. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.10) Написание печатной буквы Э, используя образец. - Обозначение на схеме буквы Э в месте где слышится звук Э. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.11) Чтение слов из пройденных букв АУ, УА. Определение первого звука в названиях предметов и нахождение соответствующей буквы. Закрепление умения называть слова с заданным звуком. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.24. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.12) Определение, какой гласный звук находится в середине слова. Написание печатных гласных букв. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.25. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.13) Обозначение на схеме места звука Л в слове. Используя условное обозначение-синий квадрат. Соотнесение схемы слова с названием нарисованного предмета. Выделение звука Л в словах. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.14) Написание печатной букву Л, используя образец. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Деление слов на слоги. Написание слогов в схемах слова. Обозначение на схеме места звука М в слове. Используя условное обозначение-синий квадрат. Соотнесение схемы слова с названием нарисованного предмета. Интонационное выделение звука М в словах. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.16) Написание печатной буквы М, используя образец. Чтение слогов МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Определение первого слога в словах и соединение предмета со слогом. Чтение слова из пройденных букв- мама, мыло. - Звуковой анализ слов; дифференциация гласных, согласных. Выделение в слове ударного слога и ударных гласных. Стр.29. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.17) |
Декабрь | «Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов - 2 «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения» - 2 «Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Закрепление пройденного материала» - 1 «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений» - 2 «Буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений» - 2 | Знакомство со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.30) Знакомство с буквой Н. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.31. Знакомство со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.32) Знакомство с буквой Р. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова Стр.33) Знакомство с гласной буквой Я и ее условным обозначением- красный квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.36) Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.37. Знакомство с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат. Знакомство детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.38, 39) | Обозначение на схеме места звука Н в слове. используя условное обозначение-синий квадрат. Соотнесение схемы слова с названием нарисованного предмета. Интонационное выделение звука Н в словах. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.18) Написание писатной буквы Н, используя образец. Чтение слогов НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Написание слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв, фонематический разбор этих слов. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.19) Обозначение на схеме места звука Р в слове, используя условное обозначение-синий квадрат. Соотнесение схемы слова с названием нарисованного предмета. Выделение звука Р в словах. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.20) Написание печатной буквы Р по образцу Чтение слогов РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Определение первого слога в названиях нарисованных предметов и соединение с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Чтение звука, буквы, предложения. - Познакомить со словесным составом предложения. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.21) Закрепление умения соотносить звук и букву. Чтение написанного слова Рома, слогов из пройденных букв. Закрепление умений различать гласные и согласные звуки. Закрепление умений определять место звука в слове. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.34, 35. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.22, 23) Написание буквы Я. Чтение слогов МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.24) Чтение слов и предложений. Записывание предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.25) Написание буквы Ю. Чтение слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.26) |
Январь | «Буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений» «Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений» - 2 «Буква Ё. Чтение слогов, слов» - 2 «Звук и буква И. Чтение слогов, слов» - 2 | Знакомство с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр. 39) Знакомство с гласной буквой Е и ее условным обозначением- красный квадрат. Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.40) Знакомсво с гласной буквой Ё и ее условным обозначением- красный квадрат. Знакомство с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.420) Знакомство с гласным звуком И и ее условным обозначением- красный квадрат. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.44)
| Соотнесение звука и буквы. Дифференциация гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.27) Написание печатной буквы Е. Соотнесение звука и буквы. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.28) Чтение слогов и слов. Соотнесение схемы с написанным словом. Составление предложения из 3 слов по картине и запись его условными знаками. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.41. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.29) Написание буквы Ё. Соотнесение звука и буквы. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.30) Чтение слогов и слов. Дифференциация гласных, согласных, твердых и мягких согласных звуков. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.31) Определение места звука в слове и обозначение на схеме, используя условное обозначение. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.32) |
Февраль | «Звук и буква И. Чтение слогов, слов» «Закрепление пройденного материала» - 1 «Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’ . Буквы Г, К.. Чтение слогов, составление и условная запись предложения» - 2 «Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т.. Чтение слогов, предложений» - 2 «Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений» - 2 | Знакомство с буквой И, письменным обозначением звука И Закрепление знаний о согласных МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.45) (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.46, 47. - Знакомство со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. - Знакомство со звуками Г-ГЬ, К- КЬ. Знакомство с буквами К и Г как письменными знаками согласных звуков. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.48) Знакомство со схемой предложения. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.49)
Знакомство со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками Д-ДЬ, Т- ТЬ. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова, с.50) Знакомство с буквами Д и Т как письменными знаками согласных звуков. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.51. Знакомство со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ. Знакомство с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.52)
| Написание печатной буквы И. - Продолжать учить соотносить звук и букву. - Учить выполнять фонетический разбор слов. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.33) Закрепление умений писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Чтение слогов, различение твердости и мягкости согласных. - Чтение и письмо слов мяу, му, юла, лимон. Чтение предложения, определение 1, 2, 3 слово в нем Определение ударных гласных звуков в прочитанных словах. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.34, 35) Закрепление умения использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.36) Написание печатных буквы К-Г сначала по точкам, а затем самостоятельно. Чтение слогов с Г + 10 гласных, с К + 10 гласных. Запись предложения условными обозначениями. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.37) Упражнения на закрепление умения использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.38) Написание печатных букв Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно. Чтение слогов с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных. Определение ударного слога и ударных гласных, обозначать ударение значком. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.39) Упражнения на закрепление умений использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.40) Написание печатных буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно. Чтение слогов с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных. Написание слов, ь фонетический разбор слов. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.41) |
Март | «Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов, предложений» - 2 «Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений» - 2 «Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений» - 2 «Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов» - 2 | Знакомство со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.54) Знакомство с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.55. Знакомство со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Знакомство со звуками Б-БЬ, П- ПЬ. Знакомство с буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.56,57) Знакомство с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.58,59) Знакомство со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. Знакомство с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые. Знакомство с печатными буквами Ж-Ш. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.60, 61) | Упражнения на закрепление умения использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.42) Написание печатных букв З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно. Чтение слогов с З + 10 гласных, с С + 10 гласных. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.43) Упражнения на закрепление умения использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Написание печатных буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно. Чтение слогов с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.44, 45) Написание печатной буквы Х Чтение слогов с буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. - Учить подбирать к картине (предложение) (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.46, 47) Написание печатных буквы Ж-Ш. Написание слов, чтение слогов, слов Соотнесение слова с его графическим изображением. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.48, 49) |
Апрель | «Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений» - 2 «Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов». - 2 «Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов» - 2 «Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов» - 2 | Знакомство со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Знакомство с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Знакомство с печатными буквами Ч-Щ. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.62,63) Знакомство с согласным звуком Ц, интонационное выделение звука Ц в словах. Знакомство с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.64, 65) Знакомство с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Знакомство с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.66) Знакомство с буквой Ь и его смягчающей функцией. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.68,69) | Упражнения на закрепление умения определять место звука в слове. Написание печатных букв Ч-Щ. Чтение слогов, небольших текстов. Закрепление умения проводить фонетический разбор слов бычок, бочок. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.50, 51) Написание печатной буквы Ц. Чтение. Прочтение отрывка из стихотворения, написание слов из предложенных букв. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.52, 53) Написание печатной буквы Й, чтение написанных слов. Записывание слова знаками и буквами. Чтение. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.54,55) Написание печатной буквы Ь, слов. Чтение. Соотнесение слова с его графическим изображением. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.56.) Написание печатной буквы Ь, слов. Чтение. Соотнесение слова с его графическим изображением. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.57) |
Май | «Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов.» - 2 «Чтение слов, предложений, фонетико-фонематический анализ» - 4 «Алфавит.» - 1 Мониторинг - 2 | Знакомство с буквой Ъ и его разделительной функцией. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова Стр.70, 71) Знакомство с алфавитом. Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.76. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.64) | Написание печатной буквы Ъ. Чтение. Написание слов. Соотнесение слова с его графическим изображением. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.58) Написание печатной буквы Ъ. Чтение. Написание слов. Соотнесение слова с его графическим изображением. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.59) Чтение слов и дописывание подходящее по смыслу слово. Определение слова в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово. Звуко-буквенный анализ слова. Чтение, подбор слова по смыслу. Определение слов в предложении. (Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Стр.72-77. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я» Е. В. Колесникова. Стр.60, 61, 62,63) Игра-викторина: «Знайка-читайка» Диагностика уровня развития детей |
Методическое обеспечение программы
Список литературы:
- Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучение грамоте» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.
- Демонстрационный материал «Звуки и буквы» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента»
- - Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
- Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
- Рабочая тетрадь «Ну – ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова. Москва.
- «Ювента» 2016г.
- Прописи для дошкольников 5 – 6 лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2015г.
- Тесты для детей 5- ти лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2015г.
- Тесты для детей 6- ти лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2015г.
Материально – техническое оснащение занятий:
- - доска – 1 шт.
- - магнитная доска – 1 шт.
- - столы – 5 шт.
- - стулья – 10 шт.
- - мольберт - 1 шт.
Комплект материалов, инструментов и оборудования:
- - карточки с печатными заглавными и прописными буквами.
- - касса букв и слогов; лото.
- - наборное полотно.
- - карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов.
- - карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы.
- - карточки и схемы составления предложений.
- - магнитная азбука.
- - символические обозначения звуков.
- - цветные карандаши.
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Читайка"
Программа «Читайка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....
Дополнительная общеразвивающая программа "Читайка" 6-7 лет
По реализаци программы "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....