Программа кружковой работы по обучению грамоте в старшей группе «Знай-ка».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Шапошникова Светлана Анатольевна

В настоящее время обучению грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Обучение грамоте в соответствии с программой кружковой работы осуществляется с учетом следующих условий:

- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;

- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру, как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам. Именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К.Д. Ушинский.

- обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем- то не оправдал его ожиданий;

- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем, следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_obuchenie_gramote_starshaya_gruppa.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по обучению грамоте в старшей группе «Знай-ка».

                                                                                         

Пояснительная записка

В настоящее время обучению грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Обучение грамоте в соответствии с программой кружковой работы осуществляется с учетом следующих условий:

- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;

- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру, как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам. Именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К.Д. Ушинский.

- обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем- то не оправдал его ожиданий;

- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем, следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.

Цель программы:

В старшей группе особое место занимает совершенствование  фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

  • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
  • составлению из слогов слов, из слов –предложений знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
  • зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
  • пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
  • слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
  • сенсомоторные координации,
  • точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Задачи программы: обучение дошкольников элементам грамоты

  • Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
  • Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им,  что является важной предпосылкой успешности дальнейшего обучения.

Формы работы: Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий, рабочих тетрадей.

Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос-ответ, словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребенка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности.

Организация образовательной деятельности

Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного

возраста(5-6 лет)

Количество детей в группе: 13 человек.

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Длительность занятия: 25 минут

Количество занятий в неделю: 1раз, 16:00 – 16:25

Условия реализации программы:

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы.

Предполагаемый результат: Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты.

1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения

  • умение ориентироваться в содержании этого общения,
  • выполнять поручения

 2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

  • о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
  • о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
  • о выразительных средствах речи

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4.  Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

  •     способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Перспективный план кружка

Время проведения

Тема

Цели, задачи

Методы, приемы

Сентябрь

1 неделя

« В мире звуков»

Познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук, познакомить с прописями.

Игра « Знакомство»

Игра « Угадай гласные»

2 неделя

Звук «А»

Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком, дать понятие, что звук «а» гласный звук.

Игра « Кто больше?»

Игра «Топай – хлопай»

Игра « Доскажи словечко»

Загадки

3 неделя

Звук «И»

Развивать умение подбирать слова с заданным звуком, дать понятие, что звук «и» гласный звук. Развивать представление о многообразии слов. Знакомство с термином « слово».

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Назови игрушку»

Пословицы, скороговорки

4 неделя

Звук «О»

Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова).

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Кто больше?»

Игра « Доскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

Октябрь

1 неделя

Звук «У»

Совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость

( длинные и короткие слова), развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Кто больше?»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Наоборот»

Загадки

2 неделя

Звук «Ы»

Знакомство с термином « слог», развивать мелкую моторику рук и внимание.

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Кто больше?»

Игра «Слоговой аукцион»

Игра «Один-много»

3 неделя

Звук «Е»

Дать понятие, что звук «е» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Буква потерялась»

Загадки

Чистоговорки

4 неделя

Звук «Э»

Развивать умение определять количество слогов в словах.

Игра « Кто больше?»

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Доскажи словечко»

Ноябрь

1 неделя

Звук «Ю»

Развивать умение делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Пословицы и поговорки

Игра « Кто больше?»

Игра « Доскажи словечко»

Загадки

2 неделя

Звук «Я»

Продолжать учить детей делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание.

Пословицы и поговорки

Скороговорки

Игра « Слоговое лото»

Игра « Доскажи словечко»

3 неделя

Звук «Б»

Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком.

Дать понятие, что звук «б» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных.

Весёлые стихи

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Кто больше?»

Игра « Превращение слов – волшебные цепочки»

Игра «Буква заблудилась»

4 неделя

Звук «В»

Дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, развивать мелкую моторику рук и внимание.

Игра « Кто внимательный?»

Игра «Узнайте звук»

Игра « Звук заблудился»

Игра « Слоговой аукцион»

Игра « Найди лишнее слово»

Игра « Доскажи словечко»

Декабрь

1 неделя

Звук «Г»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов.

Игра « Кто внимательный»

Игра « Кто больше?»

Скороговорки

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Доскажи предложение»

Игра « Найди лишнее слово»

2 неделя

Звук «Д»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов, развивать мелкую моторику рук и внимание

Весёлые стихи

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Игра « Волшебная цепочка»

Игра « Звук заблудился»

Игра « Доскажи словечко»

3 неделя

Звук «Ж»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 2 слов, называть первое, второе слово.

Весёлые стихи

Скороговорки

Чистоговорки

Пословицы и поговорки

Игра « Кто больше?»

Игра « Кто внимательнее?»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Слоговой аукцион»

Игра « Четвёртый лишний»

4 неделя

Звук «З»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово.

Игра « Доскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

Пословицы и поговорки

Скороговорки

Январь

3 неделя

Звук «К»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово.

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Звук заблудился»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Найдите слово»

4 неделя

Звук «Л»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «снег», называть первое, второе, третье слово.

Игра «Доскажи словечко»

Игра « Придумай слово»

Загадки

Скороговорки

Февраль

1 неделя

Звук «М»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «зима», называть первое, второе, третье слово.

Весёлые стихи

Чистоговорки

Игра « Кто больше?»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Доскажи фразу»

Игра « Буква потерялась»

Загадки

2 неделя

Звук «Н»

Учить составлять предложения из 3 слов со словом «папа», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Весёлые стихи

Игра « Угадай, какой это звук?»

Игра « Подбери слово»

Игра « Поймай слово за хвост»

Игра « Доскажи словечко»

3 неделя

Звук «П»

Учить составлять предложения из 3 слов со словом «весна», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Игра « Кто больше?»

Игра « Профессии»

Игра « Знатоки сказок»

Игра « Доскажи словечко»

Загадки

4 неделя

Звук «Р»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «мама», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Весёлые стихи

Скороговорки

Чистоговорки

Игра «Кто внимательный?»

Игра « Кто больше?»

Игра « Доскажи словечко»

Загадки

Март

1 неделя

Звук «С»

Учить составлять предложения из 3 слов со словом «ручеёк», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Игра « Я назову, а ты ответь»

Скороговорки

Чистоговорки

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Узнайте звук»

Игра « Звук заблудился»

2 неделя

Звук «Т»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов о весне, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Весёлые стихи

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Чистоговорки

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Буква потерялась»

Игра « Поймай слово за хвост»

3 неделя

Звук «Ф»

Учить составлять предложения из 3 слов о погоде, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Кто больше?»

Игра « Слоговой аттракцион»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Буква потерялась»

4 неделя

Звук «Х»

Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание.

Скороговорки

Пословицы

Игра « Буква потерялась»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Где звук?»

Загадки

Апрель

1 неделя

Звук «Ц»

Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Весёлые стихи

Скороговорки

Чистоговорки

Пословицы

Игра « Волшебная цепочка»

Игра « Вспомните сказки»

Игра « Слоговой аукцион»

Игра « Определи место положение звук «ц»

2 неделя

Звук «Ч»

Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание.

Весёлые стихи

Чистоговорки

Игра « Кто больше?»

Игра « Звук заблудился»

Игра « Слоговой аукцион»

Игра « Доскажи словечко»

3 неделя

Звук «Ш»

Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Игра « Кто внимательный?»

Игра « Кто больше?»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Поймай слово за хвост»

Игра « Продолжите слова»

4 неделя

Звук «Щ»

Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Игра « Кто внимательный»

Игра « Слоговой аукцион»

Игра « Доскажи словечко»

Игра « Буква потерялась»

Май

1-4 неделя

Подведение итогов

Дать знания о том, что мы познакомились со всеми звуками алфавита, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, продолжать учить детей правильно произносить все звуки, находить место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком, понимать разницу между словом и предложением, делить слово на слоги , придумывать предложения с заданным количеством слов и аккуратно и быстро работать в прописях.

Игра « Угадай какой звук»

Весёлые стихи

Скороговорки

Игра « Кузовок»

Игра « На какай звук начинается (заканчивается) твоё имя»

Игра « Поймай слово за хвост».

Игра « Придумай слово с заданным звуком, что бы он находился в начале

(в середине, в конце) слова»

Придумай любое слово из трёх слогов. Назови первый, второй, третий слог.

Придумай любое предложение из трёх слов. Назови первое, второе, третье слово.

Список  использованной  литературы:

1.Маханёва М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2019

2.Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.: Изд-во «Ювента», 2012  

3. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет-М.: Изд-во «Ювента», 2019  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Что мы знаем и умеем».

Цель данного занятия - упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении слого-звукового анализа. Закреплять умение работат...

"АБВГДейка" Кружковая работа по обучению грамоте

Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова....

Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.

Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....

Кружковая работа по обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв"

      Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Те...

План-программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной край»

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностямЗадачи: Развивать интерес и уважение к истории, традициям и обычаям малой РодиныЗнакомить детей с культур...

РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28097390","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28097396","attributes":{"alt":"","class"...