Конспект занятия по первоначальным основам грамоты
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Исаева Илона Зеноньевна

Конспект занятия по первоначальным основам грамоты «Освоение звукового анализа слов» (Варенцова Н. С., Обучение грамоте, занятие 20) (в старшей возрастной группе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 20 Центрального района Санкт -Петербурга

Конспект занятия по первоначальным основам грамоты

«Освоение звукового анализа слов»

(Варенцова Н. С., Обучение грамоте, занятие 20)

(в старшей возрастной группе)

Подготовила воспитатель Исаева И.З.

Санкт – Петербург

2023г.

Программное содержание.

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.

Материал.

Демонстрационный: доска, указка, мел, картинка-схема слова паук, фишки красного, синего и зеленого цветов, предметные картинки, на которых изображены конь, лук, кит, юла, стол, стул, окно, трех-, четырехзвуковые схемы слов.

Раздаточный: картинки-схемы слова паук, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов.

Ход занятия:

I. Вводная часть

«Круг дружбы»

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Активизация

- Ребята, а вы хотите побывать в городе Звукограде, где живут звуки? Я предлагаю сейчас туда отправиться.

- Послушайте и угадайте, что же это мы слышим (дети отворачиваться и определяют звуки, которые создаёт воспитатель: шуршание пакетом, голоса птиц, удары мяча об пол и т.д.).

- Ребята, как сказать одним словом, что мы слышим?

Мы слышим шум дождя, пение птиц, гул машин – это всё звуки окружающего мира.

А ещё мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.

- А на какие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? (Звук, который можно петь, при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, не встречая преград, зубки и язычок не мешают проходить воздуху).

- Давайте вместе назовём гласные звуки (А, У, Щ, Э, Ы, И).

- Какие звуки мы называем согласными? (Да, при произнесение согласных звуков воздух встречает преграду – мешают зубки и язычок)

-Согласные звуки делятся на… (твердые и мягкие)

- Назовите согласные звуки. (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ)

- Фишками какого цвета обозначаем? (твердые – синим, мягкие - зеленым)

2. Игра «Отгадай, какой звук»

Воспитатель называет вразбивку твердые и мягкие согласные звуки.

Дети поднимают на твердый согласный звук синюю фишку, на мягкий – зеленую.

3. Звуковой анализ слова «ПАУК». (загадка)

Что за чудная картина

Между веток паутина

Кто же был умелый ткач

Может белка? Может грач?

Может быть колючий ежик?

Сколько надо было ножек

Чтоб сплести из паутины

Расчудесную картину

У ткача есть много рук

И зовут его… (ПАУК)

На доске демонстрационная картина ПАУК, со схемой слова.

Сейчас мы проведем звуковой анализ слова "ПАУК"

- Произносим слово за указкой П-А-У-К.

- Сколько звуков в слове ПАУК(четыре звука)

Дается характеристика каждого звука. Дети вместе с воспитателем обозначают звуки соответствующими фишками в индивидуальных схемах.

Внимание, произношу первый звук: П-п-п-п-паук.

- Какой звук вы услышали? (Верно, звук П). Он какой? (Твердый согласный). Какой фишкой на схеме обозначаем твердый согласный? (Правильно – СИНЕЙ)

-Дальше произношу второй звук: ПАааук. Какой звук вы услышали? (Верно звук А). Он какой, ребята? (Гласный). Давайте докажим и пропоём (Ааааа). Какой фишкой на схеме обозначаем гласный звук? (Правильно – КРАСНОЙ).

-Итак, внимание! Произношу третий звук: ПАУууук. Какой звук вы услышали? (Верно- звук У). Звук У какой? (Правильно – гласный). Давайте пропоём звук Ууууу. Какой фишкой на схеме мы его обозначим? (Правильно – КРАСНОЙ).

-А теперь я произнесу последний звук: пауК. Какой звук вы услышали? (Правильно- звук К). Звук К твёрдый согласный. И мы обозначим его? (Синей фишкой).

-Итак, звуки какого слова мы заселили в домики? (Слово ПАУК).

-Сколько звуков в слове? (4)

-Сколько гласных звуков встретилось нам в этом слове? (2 гласных звука [а] [у])

- Сколько согласных звуков встретилось? (Два [п] [к]). Они одинаковые по твердости и мягкости? (ДА, они оба твердые). Верно.

-Сколько в слове гласных звуков? (два звука) Назовите первый гласный звук? [а]Назовите второй гласный звук? [у]

-Сколько согласных звуков? (два) Назовите первый? [п] Какой он? (твёрдый согласный звук) Назовите второй? [к] Какой он? (твёрдый согласный звук)

Воспитатель: звуковой анализ какого слова мы проводили? (ПАУК)

4. Физкультминутка.

Дети должны в действия в соответствии с текстом стихотворения:

Звуки встали на зарядку – разминаться п порядку.

Гласный [a] головку поднял

Посмотрел туда, сюда,

Покачал ей удивленно

А на месте ль голова?

Вышел [б] – он очень важный

Потянулся в позу встал

Плечи развернул отважно

И немного их размял.

[К] – любитель поклониться

Вправо, влево, вперёд, назад

И немного покрутиться

Он всегда зарядке рад!

[O] – весёлый озорник

И скучать он не привык.

Скачет бодро по дорожке,

Поднимая выше ножки.

[Е] – спокойный, нешумливый

И шагает он красиво,

На носочках потянулся:

«Здравствуй, солнце, я проснулся!»

5. Игра «Живые звуки».

Распределить звуки между детьми.

Вызвать звуки «п», «а», «у», «к». (Распределить звуки между детьми)

Подозвать 2й согласный, 1й согласный, 2й гласный, 1й гласный

Подозвать 3й, 2й, 4й, 1й звуки слова.

Дети убирают фишки: «п», «а», «к». Какой звук остался? (у)

6. Игра «Какой звук заблудился?».

Воспитатель зачитывает стишок, в котором «заблудился» звук.

На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

-Какой звук заблудился в этом стихотворении? Дети отмечают, что нужно было сказать не крысу, а крышу. «Заблудился» звук «Ш». Как сказать правильно?

7. Зрительная гимнастика:

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

8. Игра «Подбери картинку»

На доске предметные картинки, внизу - схемы слов, состоящих из 3-4 звуков. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами (соединяют картинки и схемы).

9. Заключительная часть.

 Что мы сегодня с вами делали? Молодцы ребята, хорошо справились с заданиями. Мы ещё не раз вернёмся в Звукоград, откроем немало нового и интересного.

Спасибо за старание,

Ведь главное – желание,

А навык и умение, с годами к вам придут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по разделу "Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук" Тема "Витаминная корзина".

Цель:Ориентировка в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук Задачи:образовательные:  1.Упражнять детей в определении первого звука в слове....

Открытое занятие по предмету "Основы грамоты. Развитие речи"

Открытое занятие для детей 6-7 лет. Тема: "Предлоги". Предмет "Основы грамоты. Развитие речи"....

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по разделу «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» Тема «Поможем Федоре»

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по разделу «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук»Тема «Поможем Федоре»...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по разделу «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» Тема «Путешествие в Звукоград»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по разделу «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» Тема «Путешествие в Звукоград»...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по первоначальным основам грамоты в старшей группе

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по первоначальным основам грамоты в старшей группе...

Методические аспекты обучения «первоначальным основам грамоты» в соответствии с программой «Развитие

Методический материал по первоначальным основам грамоты, по программе "Развитие"....

Конспект занятия «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» в подготовительной к школе группе. Звуковой анализ слова «ручка».

Данный материал содержит конспект занятия «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» для подготовительной к школе группе со звуковым анализом слова "руч...