Методические аспекты обучения «первоначальным основам грамоты» в соответствии с программой «Развитие
консультация по обучению грамоте
Методический материал по первоначальным основам грамоты, по программе "Развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.92 МБ |
![]() | 1.52 МБ |
![]() | 768.61 КБ |
![]() | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звуковая сторона речи приводит к развитию умственных способностей. Дети учатся моделировать как отдельные познавательные единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). Проводиться звуковой анализ слов, делим предложения на слова и составляем их из слов и букв. Сравниваем модели слов по звуковому составу слова, подбираем слова к заданной модели.
Л О Ознакомление со знаковой системой языка ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности. Программа строится на материале методики, созданной Д.Б. Элькониным и Л.Е Жуковой. В процессе подготовки руки к письму , сначала овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук, затем при ознакомлении с элементами письменной речи, графическими умениями. Дети моделируют речь принятыми в культуре русского языка знаками.
Программа в МЛАДШЕЙ ГРУППЕ включает два раздела: -фонетико-фонематическая речь (знакомят со звуками окружающего мира, звукоподражания) и развитие движений и кистей и пальцев рук (подражание, копирование животных: зайчиков, птичек, черепах, бабочек и т.д )
Средняя группа. В средней группе используют различные модели измерения протяженности слов и овладение действия подбора слов заданной слоговой структуры . Способы послогового деления: Прохлопывание Прошагивание Простукивание Пропрыгивание Использование заместителей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В средней группе дети могут управлять своими руками, координировать движения, действовать синхронно обеими руками. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.
рр Старшая группа. Развитие фонематической стороны речи: вводиться термин «слог» и графическая запись слогового деления. Продолжают интонационно выделять заданные звуки, вычленять звуки в словах. Способы послогового деления: Использование заместителей Запись слоговой структуры слова графически Игра «Телеграф» Определение количества слогов заместителями Графическая запись ______ _______ _______ Слова со смыслоразличительной функцией звука даются в стихотворном контексте: «На пожелтевшую траву, роняет лев (лес) свою листву.
Л О Освоение действия звукового анализа слов. ЗАС (звуковой анализ слова) – последовательное вычленение всех звуков в слове по порядку, моделирование на картинках-схемах звукового состава слов различной структуры с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей. Картинка-схема – изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам, с последовательным рядом клеточек, равных количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие звуки. Средства ЗАС: схема звукового состава слова; Фишки Интонационное выделение звуков.
Л О Этапы работы над ЗАС: 1 этап: произнесение слова с интонационным выделением первого слова, называние звука изолированно. 2 этап: обозначение этого звука фишкой нейтрального цвета (ставится в первую клеточку графической схемы, состоящей из трех клеточек). 3 этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется второй звук слова, указка задерживается под второй клеточкой синхронно с этим произносится второй звук. 4 этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется на фоне слитного произнесения слова третий звук слова – указка задерживается под третьей клеточкой и синхронно с этим звуком произносится громче, четче всех других звуков.
Л О
о Этапы моделирования в старшей группе (материализация звуков фишками и схемой звукового состава слова): 1этап: разбор трехзвуковых слов. Детям даются фишки одного нейтрального цвета (серого) цвета без различения звуков на гласные и согласные. 2 этап: введение гласных звуков. Модель меняется – гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне прежних серых. 3 этап: введение согласных звуков и их дифференциация на твердые и мягкие согласные.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
о Этапы моделирования в старшей группе (материализация звуков фишками и схемой звукового состава слова): 1этап: разбор трехзвуковых слов. Детям даются фишки одного нейтрального цвета (серого) цвета без различения звуков на гласные и согласные. 2 этап: введение гласных звуков. Модель меняется – гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне прежних серых. 3 этап: введение согласных звуков и их дифференциация на твердые и мягкие согласные.
Дошкольники в старшей группе открывают для себя «волшебные звуки». Вычленение гласных звуков. Пальчиковая игра-доказательство: 1. мизинец- звук можно пропеть (ребенок пропевает звук) 2.Безымянный палец- звук можно прокричать (пытается прокричать) 3. Средний палец- гласный звук можно сказать тихо (произносим тихо) 4.Указательный палец- звук можно тянуть (протянуть) при произношении; 5. Большой палец- произносим с открытым ртом и во рту нет преграды (не мешают ни губы, ни зубы, ни язык) МАК [ А ] ДОМ [ О ] ЛУК [ У ] КИТ [ И ]
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Пальчиковая игра-доказательство: Этот звук нельзя пропеть. Нельзя прокричать Нельзя протянуть Сказать тихо Когда произносим звук воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Н е которые звуки можно протянуть, спеть (МММ), громко крикнуть ( ррр ) Р М Н Л Ж
Требования к картинке-схеме. 1. Картинка-схема должна быть проста. 2. Изображение может быть выполнено в черно-белом сочетании линий. 3. Цветовая гамма не обязательна. 4. Не должно быть тонирования фона картин. 5. На картинке не рекомендуется рисовать рамки, виньетки вокруг изображения. 6. Изображение слова-названия должно быть предельно просто и четко (дом, а не избушка; мак, а не букет; луна, а не месяц).
В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовительная группа. ПАМЯТКА. ЗАПОМНИ ! Ударение в слове падает только на гласный звук; Сколько в слове гласных, столько и слогов; Согласный звук один без гласного в слоге жить не может. В звуковой стороне речи дети составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, состоящие из 3,4,5 звуков.
В подготовительной группе дети умеют делить речевой поток на предложения, предложения на отдельные слова, делают графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Анализ предложений, состоящих из 3-5 слов, включая предлоги и союзы, усваивают правила написания предложений. Знают заглавные и строчные буквы. Белка грызет орешки. (? !) (? !) Дети играют в снежки.
С Л А М Ознакомление детей со знаковой системой языка. Знакомят с буквами русского алфавита, принципом послогового чтения, составляют слова и предложения из букв азбуки. Этапы послогового чтения: Знакомство со всеми гласными буквами попарно: А-Я, О-Ё,У-Ю, Э-Е, Ы-И и их употребление после твердых и мягких согласных звуков. Работа со смешанными моделями слов, где дается ориентировка на гласную букву, чтение прямых слогов( ма , мя , мо,мё,мю , др. зависит от следующей за согласной гласной буквы) Затем изменяют слова, заменяя гласные буквы, где согл . б уквы представлены фишками серого цвета ( ЛУК- ЛЮК- ЛАК )
Л С А М Когда сформирован механизм чтения, детей продолжаем знакомить со знаковой системой языка: со всеми согласными буквами, образующие пары (М- м,мь ; Н- н,нь ; Р- р,рь , Г- г,гь ,… т.д ). Постепенно овладевают послоговым способом чтения. Дети способны овладеть пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв, осваивают графические элементы: обводят по контуру, штрихуют, копируют рисунки, фигуры. Подготовка руки к письму.
Л А М К концу подготовительной группы дети овладевают плавным и слитным способами чтения. Таким образом складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями рук и глаз.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! А С М Л Л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-736908-1488816176.jpg)
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-683214-1444668795.jpg)
Методическая разработка для детей по основам грамоты «Вместе со сказкой» для дошкольников
Создание условий для обучения основам грамоты путём приобщения к сказкам. Приобщение детей к высокохудожественной литературе. Привитие интереса к театральной деятельности. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-1283436-1631612148.jpg)
Конспект НОД по основам первоначальной грамоты «Знакомство с термином «слово» по программе «Развитие» (старшая группа)
laquo;Знакомство с термином «слово»...
Методическая рекомендация по развитию у младших дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты посредством дидактических игр.
Методическая рекомендация по проведению дидактических игр "Подбери похожие слова", "У кого кто?".Данная рекомендация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учрежден...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-1212440-1706771257.jpg)
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....