Методическая разработка для детей по основам грамоты «Вместе со сказкой» для дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

егорова ольга владимировна

Создание условий для обучения основам грамоты  путём приобщения к сказкам. 
Приобщение детей к высокохудожественной литературе. 
Привитие интереса к театральной деятельности. 

     Обогащение знаний детей о прочитанных сказках,

Воспитание любви к русским народным сказкам и их героям, с авторскими сказками, мультипликационными героями, сказочниками.

Дать первичные географические представления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_detey_po_osnovam_gramoty.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для детей  по основам грамоты

«Вместе со сказкой» для дошкольников



Тип проекта: творчески – информационный, обучающий, игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Цель проекта:
Создание условий для обучения основам грамоты  путём приобщения к сказкам. 
Приобщение детей к высокохудожественной литературе. 
Привитие интереса к театральной деятельности. 

     Обогащение знаний детей о прочитанных сказках,

Воспитание любви к русским народным сказкам и их героям, с авторскими сказками, мультипликационными героями, сказочниками.

Дать первичные географические представления.

Обучение грамоте

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

сентябрь

1-я

Вводное занятие.

Звук, буква.

Познакомить учащихся с понятиями: Звук, буква.

Знакомство с картой. Материки. Северный

 и Южный полюс. Океаны. Моря.

2-я

Гласный звук [А], буква А.

Познакомить с новым звуком [А], понятием «гласный звук». Учить выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [А]. Научить печатать заглавную букву А.

       К.   Чуковский «Айболит»

       Л.       Аксаков «Аленький цветочек»

Авторская сказка. Россия.

октябрь

1-я

Гласный звук [У], буква У.

Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [У], учить определять место данного звука в словах. Научить печатать букву У. Учить составлять и читать слияния АУ, УА. Познакомить с понятием «Слово».

мультфильм про медвежонка Умку

 

2-я

Гласный звук [И], буква И.

Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [И], учить определять место данного звука в словах. Научить печатать букву У. Учить составлять и читать слияния ИА.

 «Иван – царевич и Серый волк»

 (герой- Иван – Царевич);

   «Сивка – Бурка» (герой -  Иван – дурак)

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

 (герой -  Иван – дурак).

Русская народная сказка.

3-я

Гласный звук [О], буква О.

Познакомить с новым звуком [О]. -

Закрепить умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [О], учить определять место данного звука в словах. Научить печатать букву О. Учить составлять и читать слияния ИА, ОА, ИО, УА, ИУ.

А.Милн /Б. Заходер «Винни-Пух» (герой Ослик).

Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе».

Сказочник.

Европа: Дания.

4-я

Гласный звук [Ы], буква Ы.

Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [Ы], учить определять место данного звука в словах. Научить печатать букву О. Учить составлять и читать слияния ИЫ, ОА, ИЫ, УА, ИЫ. Формировать умение подбирать слова на заданный звук.

Знакомство со странами Европы.

ноябрь

1-я

Согласные        звуки        [М]-[М’], буква М.

Познакомить с понятием «согласный звук». Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] - [МЬ] в слогах, словах. Познакомить с понятием «звонкий» звук.

Формировать умение определять места звука в слове. Учить выделять звуки [М]-[М’] в начале слова. Познакомить с символами согласных звуков.  Научить печатать букву М. познакомить с понятиями «Твёрдый \мягкий согласный звук».

« Маша и Медведь» (Мультфильм);

 «Муха Цокотуха», «Мойдодыр» К.Чуковский

«Книга Джунглей» Р. Киплинг.

Индия. Англия.

2-я

Согласные звуки [Н]-[Н’], буква Н.

Закрепить навыки произношения и различения звуков [Н] - [НЬ] в слогах, словах.

Учить определять место звука в слове, составлять звуковые схемы слов: МАМА, НИНА. Познакомить с правилом, что имена пишем с большой буквы. Научить печатать букву Н. Познакомить с понятием «предложение».

Н. Носов «Приключения Незнайки»;

Сельма Лагерлёф.

 «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями»;

анг. н. с. «Три поросёнка».

3-я

Согласные звуки [Х]-[Х’], буква

Х.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Х], [ХЬ] в слогах, в словах.

Чтение слогов и слов. Научить печатать букву Н. Формировать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука, составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги.

Знакомим с понятием «Глухой» согласный.

Р.Н.С. «Крошечка Хаврошечка»;

Мультфильм «Приключения Хомы».

4-я

Согласные звуки [К]-[К’], буква К.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [К], [КЬ] в слогах, в словах.

Формировать умение узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова с ними. Продолжать учить выполнять звуковой анализ 3х,4х-звуковых слов. Учить конструировать и трансформировать пройденные буквы. Научить печатать букву К. Учить определять место звука в слове, составлять звуковые схемы слов: КОНИ, ХОМА

 

Ш. Перро «красная Шапочка», «Кот в сапогах»;

р.н.с. «Колобок»

р.н.с. "Царевна лягушка Кощей бессмертный"

 "Иван-царевич и Серый Волк».

Франция,

декабрь

1-я

Согласные звуки [Т]-[Т’], буква Т.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, в словах.

.Формировать умение узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова с ними. Научить печатать букву Т. Учить делить детей слова на слоги. Знакомим с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов.

А. Толстой «Золотой ключик» (герой: Тартила).

Р.н.с. «Теремок»

2-я

Согласные звуки [П]-[П’], буква

П.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [П], [ПЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение дифференцировать звуки. Чтение слогов и слов. Учить определять место звука в слове, составлять звуковые схемы слов: ПОНИ, ПАУК. Научить печатать букву П.

Карло Коллоди "Прилючения Пиноккио. История деревянной куклы»;

Э. Успенский  "Дядя Федор, Пес и Кот",

Дж. Барри «Питер Пен».

3-я

Согласные звуки [В]-[В’], буква

В.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение дифференцировать звуки. Учить определять место звука в слове, составлять звуковые схемы слов: КИВИ, ТЫКВА. Научить печатать букву В. Продолжаем учить делить слова на слоги.

А. Милн « Винни Пух и все, все, все»;

р. н. с. «Варвара краса – Длинная коса»;

«Царевна Лягушка» (герой: Василиса Прекрасная)

4-я

Согласные звуки [Г]-[Г’], буква Г.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах. Научить печатать букву Г Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Деление слов на слоги. Продолжаем выполнять звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Братья Гримм «Белоснежка» (герои – гномы)

Г. Х. Андерсен «Снежная королева» (героиня Герда

Германия

январь

2-я

«Согласные звуки [К]-[Г],

[К’]-[Г’], буквы К-Г».

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г]- [К], [ГЬ]- [КЬ],   в слогах, в словах. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Деление слов на слоги. Продолжаем выполнять звуко – слоговой анализ слогов и слов.

А. Линдгрен

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»;

-серия мультфильмов про попугая Кешу

Швеция.

3-я

«Закрепление знаний . Буквы К-Г-Х».

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Х], [К], [Г],  в слогах, в словах. Чтение слогов и слов.

Герои книжки и герои мультфильмов.

4-я

Согласные звуки [Б]-[Б’], буква Б.

Знакомство со звуками -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ]. Научить печатать букву Б. Учить дифференцировать твёрдые, мягкие согласные.

Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.

А. Толстой «Золотой ключик»

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» (герой: Белоснежка).

февраль

1-я

Контрольное занятие

«Согласные звуки [П]-[Б], [П’]- [Б’], буквы П-Б».

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков развивать фонематический слух;

Продолжаем формировать умение составлять полную звуковую схему слов типа: БАНАН, БИНТ. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Р.н.с. «Гуси-лебеди»;

«Марья Маревна»;

«Поди туда, не знаю куда и найди то, не знаю что»;

(герой Баба Яга)

2-я

Согласные звуки [Д]-[Д’], буква Д.

Закрепить навыки правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в словах. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Деление слов на слоги. Продолжаем формировать умение составлять полную звуковую схему слов типа: ДЫМОК, ДОМИК. Научить печатать букву Д.

Т. Александрова «Домовёнок Кузька»;

3-я

Контрольное занятие

«Согласные звуки [Д]-[Т], [Д’]- [Т’], буквы Д, Т».

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков развивать фонематический слух;

Продолжаем формировать умение составлять полную звуковую схему слов типа: Дима, Тима. Закреплять умение дифференцировать звонкие, глухие согласные. Слоговой анализ, синтез.

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»;

4-я

Буква Е.

Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Делить  слова на слоги. Проводить  звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Конструирование букв из различного материала. Повторить тему: «Предложение».

М.ф. «Крошка Енот»;

р.н.с. «По щучьему велению».

Согласные звуки [ф]-[Ф’], буква Ф.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение дифференцировать звуки. Чтение слогов и слов. Продолжаем формировать умение составлять полную звуковую схему слов типа: ФИЛИН, КОФЕ. Научить печатать букву Ф.

К. Чуковского  "Федорино горе"

 (герои – Федора),

А. Линдгрен

"Карлсон, который живет на крыше"

(герой – Фрекен Бок),

март

1-я

 «Согласные звуки [Ф]-[В], [Ф’]- [В’], буквы Ф, В».

   Дифференцировать звонкие – глухие звуки.

Чтение отдельных слов и коротких предложений. Закрепить умение давать характеристику звуку.

мультфильм про поросёнка Фунтик .

2-я

Согласные звуки [С]-[С’], буква С.

Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [с], [сЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков.

Находить место звука в слове, составлять полную звуко-буквенную схему,  упражнять в дифференциации данных звуков. Научить печатать букву С.

Г. Х. Андерсен «Снежная Королева»,

 «Свинопас»;

Р.н.с. «Сивка Бурка»

         «Снегурочка»;

 (герой – Соловей – разбойник);

3-я

Согласный звук [Й’], буква Й.

 Чтение прямых, обратных слогов, слов.

Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й] в слогах, в словах; развивать фонематический слух; учить определять позицию звука в словах. Составлять звуко-буквенную схему слов: МАЙКА, БОЙ. Научить печатать букву Й.

  Закрепление понятий «авторская»

и «народная» сказка.

4-я

Согласные звуки [З]-[З’], буква З.

Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков.

Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. Ребусы.

Научить печатать букву З.

Ш. Перро «Золушка»;

А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»,

« Золотой петушок»;

былина «Добрыня и Змей»;

К.Эрбена (чех.) «Златовласка».

Чехия

апрель

1-я

Согласные звуки [С]-[С’], буква С. «Согласные звуки [С]-[З],

[С’]-[З’], буквы С-З».

Учить находить в словах слог с заданным звуком. Продолжать учить делить слова на слоги, - Развивать навык чтения слогов, предложений. Дифференцировать звонкие – глухие звуки.

М/Ф «Смешарики».

2-я

Согласные звуки [л]-[Л’], буква Л.

Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [л], [ЛЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков.

Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. Ребусы.

Научить печатать букву Л. Составлять предложение из данных слов.

м/ф про кота Леопольда, Лунтика.

Р.н.с. «Царевна Лягушка», «Леший».

3-я

Согласный звук [Ш], буква Ш.

Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Научить печатать букву Ш.

Обратить внимание на то, что звук [Ш] всегда твердый. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Э. Успенский  «Крокодил Гена и его друзья»

 (герой – Шапокляк);

4-я

 «Согласные звуки [С]-[Ш], [Ш]-

[С’], буквы С-Ш».

Дифференцировать звуки (ш-с). Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слогов и слов типа: СУШКА.

«Дядя Фёдор, Кот и Пёс» (Шарик)

Былины «Илья Муромец и

Соловей-разбойник»

май

1-я

Согласные звуки [Р]-[Р’], буква Р.

Контрольное занятие

«Согласные звуки [Р]-[Л], [Р’]- [Л’], буквы Р-Л».

Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов.

Чтение отдельных слов и коротких предложений. Закрепить умение давать характеристику звуку. Научить печатать букву Р.

Братья Гримм «Рапунцель».

Киплинг «Рикки-тикки-тавви».

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

М/ф «Рапунцель»

Р.н.с. «Репка».

2-я

Согласный звук [Ж], буква Ж. Контрольное занятие

«Согласные звуки [Ш]-[Ж], [Ж]-[З], буквы Ш-Ж-З».

Закрепить навыки различения и правильного произношения звука [Ж] в слогах, в словах. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Научить печатать букву Ж.

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

 (герой – Жар Птица)

Р.н.с. «Жар-птица и Василиса-царевна»

«Сказка о Царевиче, Жар - Птице

и Сером волке».

А. Н.Толстой "Жар-птица"

3-я

Игротека.

Проведение речевых игр.

4-я

Итоговое занятие.

«Приключение со сказкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Диагностирование педагогов - основа эффективной методической деятельности в ДОУ" (диагностический инструментарий для педагогов)

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уров...

Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".

Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методические аспекты обучения «первоначальным основам грамоты» в соответствии с программой «Развитие

Методический материал по первоначальным основам грамоты, по программе "Развитие"....

Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы

Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется&raqu...

Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)

Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...