Итоговое занятие (в игровой форме) по грамоте "В поисках весны" - подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Боярская Олеся Александровна

В интересной игровой форме обобщить знания детей по грамоте полученные в течении года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_poiskah_vesny.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В поисках Весны.

Цель: в интересной игровой форме обобщить знания детей по грамоте полученные в течение года. Закрепить знания о буквах и звуках, умение делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Обогатить словарь детей антонимами, словами близкими по звучанию. Продолжать учить складывать слова из слогов. Закрепить знания о предложении, умение составлять предложения по схемам. Развивать речь, память, коммуникативные навыки детей. Воспитывать коллективизм, самостоятельность.

Материал: письмо, клубочек, мяч, книга, схемы звукового анализа, фишки для обозначения звуков, цветки с лепестками, карточки со слогами, карточки со словами, схемы предложений.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети заходят в игровую комнату и удивленно ее осматривают.

В.: – Дети, что произошло? Кажется, мы попали в сказку.

Заходит почтальон, вручает письмо. Воспитатель читает:

                                         Письмо к детям группы «радуга»

Здравствуйте дети. Мы лесные жители обращаемся к вам с большой просьбой помочь нам. Дело в том, что мы очень ждем Весны, ведь ей уже пора прийти ,а она где-то замешкалась. Без нее нам в лесу очень холодно и голодно. Мы проделали долгий путь и когда дошли до сказочной страны Грамматики, часовые нас туда не пропустили. Мы очень надеемся на вашу помощь. Лесные жители

В- Дети поможем лесным жителям Весну найти? - Тогда – в путь!

Дети подходят к сказочным воротам страны Грамматики и путь им перекрывают часовые.

В:- Добрый день, уважаемые. Мы очень вас просим разрешить нам пройти через эти ворота.

Стражи: – Вы кто такие? И что вам здесь нужно?

Дети рассказывают о письме.

В.: – А что произошло? Почему вы нас не пускаете?

Стражи: Мы охраняем вход в сказочную страну Грамматики от неграмотных проказников и озорников. Раньше вход в страну был для всех свободен. Но однажды в нашу страну попали два мальчика, из –за которых в стране начался хаос.

В.: Наши дети не такие, они у нас воспитанные и умные.

Стражи: – А это мы сейчас проверим. Скажите, что вы знаете о сказках?

 Д.: На свете есть много сказок веселых и грустных.

                       Герои сказок дарят нам тепло,

                       А добро в сказках всегда побеждает зло.

Стражи пропускают детей в страну Грамматики и дают им волшебный клубок, который укажет дорогу к Весне. Дети бросают клубочек и произносят волшебные слова:

                 Ты катись, катись клубочек

                 С Севера на Юг

                 Через горы и моря

                 Где живет Весна-красна.

Клубочек катится и останавливается возле спорящих двух мышат из сказки «Круть и Верть».

В.: - Добрый день, Круть и Верть. Почему вы ссоритесь?

М.: - Потому что из-за двух мальчишек, таких как ваши, мы с братом вот уже несколько дней не можем прийти к согласию.

В.: – Да, мы слышали за этих мальчиков, но что именно они вам сделали плохого?

М.: - Петушок, поехал к мельнице, и приказал нам выучить звуки. Мне – гласные, а брату – согласные. Чтобы мы не перепутали, петушок разложил их в конверты: красный и синий.

Мы только достали конверты, как прибежали мальчишки и все нам перемешали. А теперь мы не можем разобраться, где чьи. Я предлагал брату разделить все поровну, но он говорит, что у него было больше.

В.: Это не проблема для наших деток. Они вам сразу помогут.

Дети собирают буквы и раскладывают их в два ряда.

В.: – Дети, давайте назовем эти буквы, чтобы Круть и Верть их запомнили.

Дети поочередно называют буквы.

Круть: – А почему у меня так мало, а у него много?

Д.: - Потому что в русском языке только шесть гласных звуков.

М.: – Мы не понимаем, почему вы называете буквы «звуками»?

В.: – А сейчас дети расскажут вам правило и вы все поймете.

Д.: - Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки мы слышим и произносим.

Верть: -А что еще вы знаете о звуках?

Дети рассказывают, что гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно петь, даже прокричать, согласные звуки произносятся с помощью голоса и шума или только шума. А еще согласные бывают твердыми и мягкими. Звук [и] дает мягкость предыдущему согласному, а звук [Й] – всегда мягкий.

В.: – Дети, давайте научим мышат делать звуковой анализ слов.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ»

Дети выполняют звуковой анализ слов с помощью фишек: о,-,=.

Круть и Верть благодарят детей и прощаются.

Дети следуют за клубочком, который останавливается возле Незнайки. Он сидит на пне и о чем-то думает. Увидев клубок, хватает его и начинает подбрасывать.

Воспитатель и дети пытаются отобрать клубок.

Незнайка: – Не отдам, не отдам!Вы знаете кто я? Я – великий поэт, всем знакомый Знайка.

Д: – Нет, ты – Незнайка!

Н. (обиженно): - Я когда-то был Незнайкой, а теперь я стихи пишу. Вот послушайте:

Я - поэт, зовусь Незнайка

От меня вам балалайка.

В.: – Нам не нужна балалайка нам нужна Весна и путь нам к ней указывает вот этот клубочек, а ты им играешься.

Н.: – Я отдам вам его тогда, когда поможете мне подобрать рифму к словам.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ РИФМУ»

Дети придумывают рифму к словам: мак, ночь, сон, звезда, цветок, творог.

Н.: – Спасибо! А может, вы со мной в игру поиграете?

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ»

 Дети становятся в круг. Незнайка внутри круга с мячом. Незнайка называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, должен назвать слово с противоположным значением.

 Незнайка благодарит и отдает клубочек. Дети произносят волшебные слова и идут дальше.

Клубочек останавливается возле девочки, которая сидит за столом и плачет.

Д.: - Здравствуй, девочка. Почему ты плачешь?

Девочка: – Однажды мне подарили цветок, исполнявший все желания. Лепесточки я использовала, но в сердцевинке остались семечки, которые я посеяла. Из него выросли волшебные цветы, их я хотела подарить своим подругам на праздник. Когда я поставила цветы на стол, чтобы еще раз полюбоваться ими, прибежали какие-то хулиганы и оторвали лепестки, теперь я не могу разобраться с какого они цветка.

В.: – Дети, вы узнали эту девочку?

Д.: - Да, это Женя из сказки «Цветик – семицветик».

В.: - Женя, давай мы тебе поможем разобраться с лепестками.

Д.: – Спасибо, но у них есть один секрет: на лепесточках нарисованы картинки, слова которых состоят из слогов. На первом цветке должны быть лепестки с одним слогом, на втором с двумя, третий с тремя.

УПРАЖНЕНИЕ «Деление слов на слоги»

Дети берут по три лепесточка и вставляют в серединку с одной, двумя, тремя точками. Воспитатель проверяет работу детей.

Ж.: - Научите и меня делить слова на слоги.

Дети рассказывают как с помощью количества гласных, хлопков в ладоши и подставлением ладони к нижней челюсти можно разделить слова на слоги.

ПОДСНЕЖНИКИ ИЗ ЛОЖЕК

ИССЛЕДОВАНИЕ «РАДУГА»

Женя благодарит детей и они идут дальше.

Клубок останавливается возле Феи, собирающей бумажки.

В.: – Добрый день! А что вы собираете? Может, вам помочь?

Фея: – Добрый день. Да, мне очень нужна помощь. Я – Фея, мне нужно разбудить Весну, но я не могу этого сделать.

В.: – А почему? Что произошло?

Ф.: - Каждый год, накануне весны, я произносила волшебные слова, которые находились вот в этой книге. Несколько дней назад, я оставила книгу на улице, на столе, а сама пошла за волшебной палочкой. Когда я вернулась, страницы были разорваны и разбросаны. И вот уже несколько дней я пытаюсь найти эти волшебные слова.

В.: – Да, мы слышали про мальчиков, которые доставили неприятностей вашей стране. Вы отдохните, а наши дети быстро соберут из слов предложение. Но сначала давайте вспомним правила, которые мы знаем о предложении.

Д.: – предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СХЕМЕ»

Фея находит волшебные предложения и читает их. Выходит Весна, дети рассказывают о письме. Весна благодарит детей и предлагает спеть Веснянку, чтобы природа быстрее услышала о ее пробуждении. Все вместе поют Веснянку. Весна благодарит детей и спешит в лес.

Итог занятия.

В.: – Дети, вам понравилось наше путешествие?

      – Кому мы помогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ФЭМП «Математическое путешествие на мыльных пузырях» Подготовительная группа

Конспект итогового занятия по ФЭМП«Математическое путешествие на мыльных пузырях» Подготовительная группа...

Сказки А.С.Пушкина.Итоговое занятие по развитию речи и художественной литературе в подготовительной группе

Данный конспект НОД является итоговым занятием по сказкам великого сказочника и поэта А.С.Пушкина. Он направлен на развитие творчества и артистизма у детей, а педагогу представлена возможность выявить...

Конспект итогового занятия по теме: «Путешествие в мир природы». в подготовительной группе

                   Тема: «Путешествие в мир природы».         Цель:Систематизировать и расширить представл...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи детей дошкольного возраста в подготовительной группе по теме Викторина «Цветик - семицветик».

Цель: Выявить уровень знаний у детей. Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа.Задачи:Обучающие: учить выставлять правильно слова, находить ошибки в предложениях;упражнять в...