Технологическая карта занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Замятина Светлана Александровна

Технологическая карта занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuchenie_gramote.docx187.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки».

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет

Тема:  «Букво-звукознайки»

Образовательные области: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

Задачи:

Обучающие:

- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.

- Упражнять в дифференциации изученных звуков.

- Упражнять в звуковом анализе слова.

- Закреплять обобщающие понятия.

- Обогащать словарный запас.

- Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, воображение.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать связную речь.

- Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.

- Воспитывать любознательность и творческую активность.

- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, 3 разноцветных домика (красный, синий и зеленый) из картона, смайлики, светофорчики для буквенного анализа, смайлики (веселый, задумчивый, грустный), колокольчик.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Этапы  деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Примечания

I. Организационный момент

Назначение

–настроить  детей  на  активную работу,  позитивный  контакт  друг  с  другом, создать   заинтересованность   предстоящей деятельностью,

стимулировать   принятие элементов  учебной  задачи,  создать  интерес  к содержанию занятия

1. Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Педагог приглашает детей в круг.

-   Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп-хлоп-хлоп! 

Здравствуйте, ножки! 
Топ-топ-топ! 

Здравствуйте, щечки! 

Плюх-плюх-плюх

Пухленькие щечки! 

Плюх-плюх-плюх! 

Здравствуйте, губки! 

Чмок-чмок-чмок

Здравствуйте, зубки! 

Щелк-щелк-щелк! 
Здравствуй, здравствуй, язычок!  Чок-чок-чок

Дети стоят в кругу

Дети: Здравствуйте!

Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз

3 хлопка в ладоши
«Пружинка»

Топают ногами.
Гладят ладонями щеки
3 раза слегка похлопывают по щекам
Круговые движения кулачками по щекам

3 раза слегка ударяют кулачками по щекам

Качают головой вправо-влево

3 раза чмокают губами

Качают головой вправо-влево)

3 раза щелкают зубами

3 раза наклоняют голову вперед
3 раза щелкают языком

Дети выполняют упражнение под стихотворение

II. Основная часть.

Назначение

–совместная  продуктивная деятельность.  Создание проблемной  ситуации, поиск выхода из нее

1. Игра «Сломанный телевизор»

2. Д/И «Придумай слово на заданный звук»

3. Д/и «Раздели слова на слоги».

4. Физминутка

5. Звуковой анализ слова Ручка.

6. Пальчиковая гимнаста для

7. Дидактическая игра с мячом "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

- Ребята, вы любите путешествовать?

-  Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну волшебную страну, под названием Грамота. Попав в эту страну и перемещаясь по городам волшебной страны, нужно выполнять задания. Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?

- Тогда отправляемся в путь. И первый вопрос звучит так: «Как называется наше занятие?»

-  Правильно! Наш веселый колокольчик звенит и напоминает, что мы отправляемся в путешествие. Первый город нашей волшебной страны называется – БУКВИНСК. Как вы думаете, кто живет в этом городе?

- Ребята, как называется набор из множества букв?

- А что такое буква?

Чем буква отличается от звука?

Ребята, вы хорошо справились с заданием, и мы отправляемся во второй город волшебной страны, который называется ЗВУКВИНСК. Как вы думаете, а кто живет в этом городе?

- Что такое звук?

- Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.

- Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с согласными звуками, которая называется «Сломанный телевизор» (по моей беззвучной артикуляции, вы должны догадаться какой гласный звук я произношу и поднять соответствующую карточку с нужной гласной буквой)

- Какие вы молодцы, все очень внимательные!

- Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.

- Все правильно! Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю согласный звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне.

-  Спасибо! Садимся за столы.

 

- Какими бывают согласные звуки?

- В городе ЗВУКВИНСКЕ есть три дома: красный, синий и зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в красном домике?

- Какие звуки живут в синем домике?

- А какие звуки живут в зеленом домике?

-  Молодцы, отличные знания!

Теперь, чтобы оказаться в другом городе, под названием СЛОГИНСК нужно ответить на такой вопрос: «Из чего состоят слова?»

-  Как мы можем определить количество слогов в слове?

- Ребята, чтобы двигаться дальше, нужна ваша помощь! Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова:

ПАР-ТА, КА-РАН-ДАШ, МЕЛ, КНИ-ГА, ПЕ-НАЛ

- Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем. Теперь немного отдохнем, физкультминутку проведем.

Все сейчас тихонько встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись влево, вправо

Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)

- Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:

Пишем ею мы в тетрадку

Буквы по порядку,

Очень нужная нам штучка,

А зовется просто… (ручка).

- Правильно! Давайте, все вместе в слух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.

- Сколько букв и сколько звуков в этом слове?

- Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка.

- Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка»

- Кто даст характеристику этому звуку?

- Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

- Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове

- 0характеризуйте этот звук?

-  Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

- Какой третий звук в этом слове?

- Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?

-  Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука?

- Какой следующий звук в этом слове, после звука Ч?

- Нам нужна характеристика звука [К]?

- Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

- Остался последний звук в этом слове, Что это за звук?

- Какой он? Дайте ему характеристику.

- Какого цвета фишка будет для этого звука?

- Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями.

- А сейчас проведем пальчиковую гимнастику.

В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.)

- Следующая игра с мячом «Подбери слова к слогу». Я называю слог, а вы придумываете слово к слогу.

"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март, мак

"СА": санки, самокат, сабля, самолет, салат, сапог, сарай

"БА": бант, банка, баран, банан, барабан, баранка, бант

"ЛИ": лимон, лиса, липа, линейка, лилия.

- Молодцы!

Дети: Да

Дети: Да

Дети: Наше занятие называется - подготовка к обучению грамоте.

Дети: Здесь живут буквы.

Дети: Алфавит

Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.

Дети: Здесь живут звуки.

Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Дети: А, О, И, У, Ы, Э.

Дети смотрят на артикуляцию воспитателя и показывают соответствующую букву.

Дети: К, М, Н, П, Т, ….

Дети придумывают слова

Дети садятся за столы.

Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Дети: В красном доме живут гласные звуки.

Дети: В синем доме живут твердые согласные звуки.

Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки.

Дети: Слова состоят из слогов.

Дети: Можно определить хлопками, сколько хлопков, столько и слогов в слове. И по количеству гласных звуков в слове, сколько гласных звуков в слове, столько слогов.

Дети разбирают слова на слоги.

Дети выполняют упражнение по тексту.

Дети: Ручка.

Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» в слух.

Дети: 5 букв и 5 звуков.

Составляют модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.

Дети: Звук [Р].

Дети: Звук Р – согласный, звонкий, твердый.

Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета с колокольчиком

Дети: Звук [У].

Дети: Звук [У] – гласный.

Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.

Дети: Звук [Ч].

Дети: Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий.

Дети: Нужна фишка зеленого цвета.

Дети: Звук [К].

Дети: Звук[К] – согласный, глухой, твердый.

Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета.

Дети: Это звук [А].

Дети: Звук [А]– гласный.

Дети: Фишка красного цвета

Один из детей проводит в кругу, четко проговаривая текст пальчиковой гимнастики, загибая в нужной последовательности пальцы.

Дети придумывают слова.

E:\Светлана\Картинки\домики\Новая папка\домик.pngE:\Светлана\Картинки\домики\Новая папка\твердые.png

E:\Светлана\Картинки\домики\Новая папка\согласнгые.png

Весёлый колокольчик с язычком – звонкий согласный звук. Карточка с колокольчи...

https://myslide.ru/documents_2/14897ac66fe7e166580be144af16927c/img14.jpg

Весёлый колокольчик с язычком – звонкий согласный звук. Карточка с колокольчи...

https://myslide.ru/documents_2/14897ac66fe7e166580be144af16927c/img14.jpg

https://myslide.ru/documents_2/14897ac66fe7e166580be144af16927c/img14.jpg

https://myslide.ru/documents_2/14897ac66fe7e166580be144af16927c/img14.jpg

https://myslide.ru/documents_2/14897ac66fe7e166580be144af16927c/img14.jpg

https://myslide.ru/documents_2/14897ac66fe7e166580be144af16927c/img14.jpg

III. Итог занятия.

-  Понравилось Вам наше путешествие?

- У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.

- Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если. вы сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика, зеленого цвета. Если, было трудно и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика, красного цвета.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Наше путешествие закончилось. Пора прощаться.

Дети: Да

Дети: цветом и настроением.

Дети выбирают смайлики

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1612695588_163-p-zelenii-fon-smailiki-205.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте и чтению на тему "Кто, кто в теремочке живет?"

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и чтению в подготовительной к школе группе на тему "Кто, кто в теремочке живет?" Подобраны развивающие игры из пособий Волиной В,В. "Русский язык. Учимся ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте

Задачи:познакомиться с гласным звуком [и],  и с его графическим изображением– буквой «И»;учить слышать новый звук  в словах, определять место звука в слоге, в словевоспитыв...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте. Тема "Звук и буква Г"

Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте...

Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте: «Путешествие в страну грамоты».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».Задачи:Обучающие:- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и на...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «В ПОИСКАХ ЗАВЕТНОГО КЛЮЧА»

Программное содержание: Закреплять умение  делить слова на слоги, развивать логическое мышление, навыки чтения, закреплять знание детей о природе. Через эмоциональное отношение формировать устойч...