Обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Росянова Ирина Ивановна

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова;
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова;
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— Конверт с письмом от королевы Грамоты; буквы слова БРАВО со схемами: схема звука, слоговая схема, схема слова, схема предложения; карточки с заданиями, фишки красного, синего и зеленого цвета; цветные карандаши, слоги для составления слов на каждый стол, медали.

Ход занятия:

Приветствие

-Мы спокойны. Мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

четко и неторопливо.

Вспомним обязательно,

как занимались мы старательно.

Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

Письмо от королевы Грамоты.

Сегодня в почтовом ящике д/сада я обнаружила письмо от Королевы Грамоты: «-Ребята, мы с вами весь год трудились, учились различать звуки, делить слова на слоги, строить предложения, разбираться в схемах. И сегодня я хочу проверить ваши знания. После выполнения каждого задания, нужно обвести по точкам одну букву. Кто выполнит все мои задания, ответит на все вопросы, тот сможет попасть в мою страну Грамоты. А там вас ждет сюрприз.»

-Итак, что же в конверте королевы Грамоты?

Задания:

  1. Схема звука.

-Посмотрите , Королева Грамота прислала нам какие-то схемы. Давайте попробуем в них разобраться.

-Что означает эта схема?

-Что вы знаете о звуках?

-Что вы знаете о гласных звуках? (согласных)

Игра «Определи первый звук и подними соответствующую фишку»

(аист, дом, утюг, часы, картина, стол, индюк, щетка)

Задание по карточке: -Выполни звуковой анализ слова (любого) : дом. Самолет, зонт.

Проверка у доски.

Сколько звуков в слове?

-Сколько гласных звуков? Назовите их.

-Сколько мягких согласных? Назовите.

-Назовите четвертый по счету звук.

(В конце переворачиваю букву Б. Дети обводят букву по точкам на своих карточках).

  1. Слоговая схема.

-Что это? (слоговая схема). Звуки объединились и получили.. слоги.

-Как разделить слова на слоги?

Задание по карточке: раздели слова на слоги и запиши слоговую схему.

(жук, бабочка, пчела)

-Поставь ударение.

-Какой звук называется ударным?

-как определить ударный звук? Проверка.

Открываю букву Р, дети обводят ее на карточке.

--

.

--

.

  1. Схема слова.

-Слоги соединились и образовали …слово. –Что это за схема? (это схема слова)

–Придумайте слова к этой схеме.

М

К

Игра «Какой звук потерялся

Выставляю букву А. Дети обводят е по точкам.

М К А Р

  1. Схема с изображением букв.

-Что это? (буквы)

-Что вы знаете о буквах?

Работа в группах: -Составьте как можно больше слов, найдя вторую половину слова. ША, ШИ, ВА, КА, СЛИ, НА, ВЕС.

Проверка: -какие слова получились?

Открываю букву В, дети обводят.

Физкультминутка.

А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.

/--- ---- ----.

  1. Схема предложения

-Что это за схема?

-Что вы знаете о предложении?

-Придумайте предложение со словом ВЕСНА.

-Как увеличить предложение?

-Запишите схему этих предложений:

Наступила весна. Солнце засияло жарко.

Снег растаял и побежали веселые ручейки.

Выставляю букву О. дети обводят.

-Какое слово у нас получилось? БРАВО! Молодцы! Поздравляю!

-Вот мы и попали в страну Грамоты.

Королева Грамота дарит детям медали «Самому способному»

Б Р АВ О !

А К

В О

Выполни звуковой анализ слов

Раздели слова на слоги и запиши слоговую схему. Поставь ударение.

Придумайте слова к схеме и нарисуйте их.

Придумайте предложение со словом ВЕСНА и запишите схемы предложений.

Б

Р

А

В

О

М

К

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.: Незнайка!
В.: Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).

Задание № 1. «Найдите слово»

В.: Избушка, в которой живет сторож?
Д.: Сторожка!
В.: Украшение в ушах?
Д.: Сергии!
В.: Твердая застежка на поясе?
Д.: Пряжка!
В.: Часть стола или стула?
Д.: Ножка!
В.: Дети, что мы с вами назвали?
Д.: Слова.
В.: Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.: Слова.
В.: Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.: Это предложение.
В.: Из чего состоит наше предложение?
Д.: Предложение состоит из слов.
В.: Сколько слов в предложении?
Д.: Три слова.
В.: Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.: В конце предложения ставиться точка.
В.: С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.: Начало предложения пишется с большой буквы.
В.: А теперь составим схему нашего предложения.
В.: Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.

Задание № 2. «Работа со слогами».

1. Деление слов на слоги.
В.: На что делятся слова?
Д.: На слоги.
В.: Что такое слог?
Д.: Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
В.: Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
В.: Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
В.: Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
В.: Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
Д.: Луковица!
В.: А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.

Физкультминутка.

А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.

Задание № 3. «Работа со звуками».

1. Игра со словом «лесок».
В.: Сколько слогов в слове «лесок».
Д.: Два слога.
В.: Из каких звуков состоит первый слог?
Д.: Звуки «Л», «Е».
В.: Из каких звуков состоит второй слог?
Д.: Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
В.: Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
Д.: Звук «К».
В.: По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
Д.: Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
В.: Дети, что же такое звук?
Д.: Звук мы произносим и слышим.
В.: А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
Д.: Буква.
В.: А что же такое буква?
Д.: Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
В.: Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
В.: Дети, какие бывают звуки?
Д.: Гласные и согласные.
В.: Кто расскажет о гласных звуках.
Д-:

Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

В.: Кто расскажет о согласных звуках.
д.:

А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.

В.: Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.: Твердые и мягкие.
В.: Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.: «а», «о», «у», «ы», «э».
В.: Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.: «я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.: Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.

Задание № 4. «Уменьшить все предметы».

В.: Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.: Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

  1. Загадка.

«Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле. На реку

И по снежку, и по цветку» (Весна).

  1. После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна».

- Какое время года изображено на картине?

-Составьте по картине короткие предложения (На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске).

- Составьте по картинке длинные предложения (Задание то же).

5.Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о весне».

1.Март весне брат, а зиме не рад

2.Весна красна цветами, а осень – пирогами

3.Весна и осень на дню погод восемь

4.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат

5 Весна красна, да голодна

6.Май, май, а шубу не снимай

6. Воспитатель: «Сегодня у нас на занятии гости, а кто они, вы узнаете, отгадав загадки:

Пестрая крякуша

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка).

Квохчет, квохчет,

Детей созывает.

Всех под крыло

Собирает. (Курица)».

Выставляются демонстрационные картинки.

7. Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, что такое звук? Какие бывают звуки? А что такое буква? Ребята, гостьи к нам пришли не одни. Утка привела с собой птиц, в названии которых есть звук [у], а курица привела птиц. В названии которых есть звук [р] (Перед детьми на доске выставлены карточки: воробей, гусь, ворона, сорока, петух, голубь). Определите, с кем пришли эти птицы».

Дети выходят к доске, определяют, какой звук есть в названии птицы и ставят карточку рядом с уткой или курицей.

8. Воспитатель: «Утка с курицей да еще и с друзьями и подругами пришли для того, чтобы мы разрешили их спор – чье название длиннее. Ребята. Как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).

Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.

9. Звуковой анализ слова «утка».

Воспитатель: «Чтобы утка не огорчалась, что спор решился не в ее пользу, сделаем звуковой анализ слова «утка».

10. Физминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-встали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

11. Дети садятся за столы. Выполняют задание на стр. 5. Определить место звука в словах и соединить одну из двух картинок с заданной схемой.

12. Словесная игра «Хитрые загадки».

1. В чаще голову задрав,

Воет с голоду (жираф) волк.

2. Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый (волк) медведь.

3. Дочерей и сыновей

Учит хрюкать (соловей) свинья.

4.Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая (лисица) белка.

5. Быстрее всех от страха

Несется (черепаха) заяц.

6.По горной круче проходил

Обросший шерстью (крокодил) баран.

7.В теплой лужице своей

Громко квакал (Бармалей) лягушонок.

8. С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает (корова) обезьяна.

13. Дидактическая игра «Скажи с числами 1,2,5» (используются карточки с изображением птиц).

Например: одна ворона, две вороны, пять ворон.

14. Дидактическая игра «Родственники».

Воспитатель: «Могут ли быть родственниками ежа елка, медведь, енот, клубок? Объясните, что между ними общего?

1. Елка такая же колючая как и еж.

2. Медведь тоже спит зимой как и еж.

3. Енот живет в норе как и еж.

4. Еж сворачивается и похож на клубок.

15. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...