Занятие по обучению грамоте Тема «Смешарики»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Занятие  по обучению грамоте Тема «Смешарики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smeshariki.docx461.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Занятие  по обучению грамоте

Тема

«Смешарики»

https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023-10/1696451274_gas-kvas-com-p-kartinki-smeshariki-sovunya-36.png

Подготовила

 учитель-логопед

Махмудова З.А.

город Покачи

Занятие  по обучению грамоте

Тема «Смешарики»

(подготовительная группа)

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить навыки произношения звуков (Р) и (Рь) в словах, фразах, предложениях.

- Учить проводить звуко-слоговой анализ и синтез.

- Упражнять детей в умении составлять предложения по предложенной схеме.

Развивающие:

- Развивать у детей пространственное представление зрительного гнозиса.

- Закреплять у детей  понимание прочитанных слов.  

- Развивать психические процессы.

- Развивать двигательную и познавательную активность.

Воспитательные:

- Воспитывать положительную  установку непосредственной образовательной деятельности детей, доброжелательных отношения и сотрудничество между детьми.

Предварительная работа:

Знакомство со звуками /Р/,/РЬ/ и буквой Р.

Упражнять детей в звуко - слоговом анализе и синтезе слогов, слов.

Дифференциация звуков (Р), (РЬ) в словах.

Учить детей составлять и анализировать предложения, опираясь на схему.

Знакомство детей со схемами предлогов (на, под, в, над, из, с/со)

Развивать внимание, память, мелкую моторику детей;

Оборудование: презентация, проектор, цветные карандаши,фишки и  кубы для звукового анализа, счетные палочки,полотно для выполнения звукового анализа, медальки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А вот куда, вы сейчас узнаете.

Введение в тему.

Живут на свете шарики, шарики - Смешарики.

Вот баран, зовут………Бараш (договаривают дети)

Мудрый лось, зовут ……Лосяш.

Крошка кролик, это ……Крош. До  чего же он  хорош!

Кругленькая хрюша по прозванью……. Нюша.

Мы в стране ……Смешариков.

Слайд №1 (звуковое письмо)  

Смешарики хотят нам что – то сказать,  слушайте внимательно.  

- Ребята мы приглашаем вас в гости, дело в том, что Савунья  решила нас испытать и предложила  задания, но они такие трудные, что нам одним и не справится. Мы знаем, что вы многое  знаете и умеете и даже собираетесь осенью в школу. Помогите нам, пожалуйста, выполнить задания. Если мы справимся, то Совунья, вручит нам  ордена Мудрецов Красивой речи.         

Воспитатель: Что хотят смешарики?

Дети: Просят помочь им выполнить задания.

Воспитатель:  Задания кого?

Дети: Совуньи.

Воспитатель:  Что обещала Совунья?

Дети: Вручить  ордена Мудрецов Красивой и Правильной речи.

Воспитатель:  Вы готовы помочь Смешарикам.

Дети: Да

2. Знакомство с новым материалом (слайд)  (сорока, ворона, воробей, синица)

Воспитатель:  Ежик просит отгадать голоса птиц.  

Дети (отгадывают, наслайде возникают картинки птиц).

Воспитатель:  А теперь ребята подскажите ёжику, кто как голос подает?

Сорока – трещит.

Ворона  - каркает.

Воробей – чирикает.

Синица – тинькает.

Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, какой звук в названии этих птиц, слышится чаще других?

Дети: Звук /Р/

Воспитатель:  Ульяна, произнеси названия птиц, в которых слышится звук /Р/ (Ульяна произносит названия птиц выделяя звук /Р/ в этих словах).

Воспитатель:  Ребята, а какая птица здесь лишняя и почему?

Дети: Синица потому что в её названии нет звука /Р/.

3. Характеристика звуков (Р), (Рь)

Воспитатель:  А вот и следующий герой, который ждет от вас помощи. (2 слайд)

- Кто это?

Дети: Крош.

Воспитатель: Ребята, Крош совсем недавно научился выговаривать звук /Р/,а вы умеете?

Арсений-РРРР, Аня-РРРР, Кира- РРРР и т.д.

Совунья, спросила  у Кроша,   что ты знаешь  о звуке Р и РЬ, а  Крош ничего не знает, для него /Р/ просто Р и всё.

Воспитатель:  Дайте характеристику звука /Р/ (Характеристика звука + слайд).

Воспитатель: Ребята почему мы не видим звук р? А как его можно увидеть? (написать)

- Верно. А ещё очень давно люди придумали письменные знаки  - буквы. И теперь мы можем любой звук обозначать буквой.  (Буква возникает на слайде).

4. Определение различия сходных букв, различающихся  одним элементом.

Воспитатель:  Ну что не передумали помогать?А вот кому, сейчас будем отгадывать.

Красотка, звезда, и совсем не свинюша!

Узнали кто это? Конечно же…Нюша

Нюша ни как не может запомнить, как выглядит буква Р.   Давайте мы ей поможем найти  шары с буквой Р. (слайд)

Проверяем, считаем шары. (согласование существительного с числительным).

Как быстро вы справились. Я думаю, с такими учителями как вы, смешарики очень быстро справятся со всеми заданиями Совуньи.

5. Звуко - слоговой анализ и синтез.

Воспитатель: Идем дальше, у нас очень хорошо получается.

Артист, пианист, балагур, тары-барыч!

Узнали кто это? Конечно…Кар – карыч.

А Кар - Карычу очень нравится одна птица. Ну, просто звезда экрана. В передаче «Спокойной ночи малыши часто видим её мы.

Дети: Каркуша

Воспитатель: Кар – Карыч не спит, не ест, только о Каркуше  думает. Решил он её удивить, имя  из звуковых фишек выложить, да ни чего у него не получается. Давайте ему поможем, но для начала выясним, сколько звуков в имени Каркуша. Приступаем к выполнению. Проверяем. (Кар-Карыч неправильно сделал, перепутал гласные на согласные).

Дети исправляют. (один из детей выкладывает звуковой домик с помощью кубов )

Воспитатель: Разделите слово на слоги, с помощью палочек. А теперь определим, куда падает ударение.

Дети: На второй слог, на звук /У/.

Воспитатель: Обозначьте у себя на схеме с помощью  палочки. Молодцы ребята, справились,  вы и   Кар-Карыча научили звуковому анализу в школе  эти знания вам обязательно пригодятся .

6. Физминутка «Смешарики».

Воспитатель: Смешарики предлагают  нам немного отдохнуть.

Мы шагаем, как Совунья

Приседаем мы как Пин.

Делаем наклон как Ёжик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Пудрим носики как Нюша.

Мы с Лосяшем, вдаль глядим.

Роем грядки как Копатыч.

Машем крыльями как Карыч.

И с Барашем сесть хотим.

Воспитатель: Мы  отдохнули, и готовы помогать смешарикам выполнить  задания, чтобы стать умнее  и получить ордена от Совуньи.

7. Чтение слов.

Воспитатель:  Узнали кто это? Конечно…Копатыч. Совунья задала Копатычу ну очень сложное задание, но я думаю, вы ему поможете. В таблице,  которая у вас тоже есть, найдите и  обведите красным карандашом 5 названий птиц.  Молодцы ребята всех птиц нашли. А ты,   Копатыч, не ленись, учись читать. Без чтения нет …..(учения – договаривают дети).

8. Составление предложений попредложенной схеме.

Воспитатель: А вот и Пин. Совунья дала Пину задание которое состоит из 2-х частей. Вспомни и назови  птиц из таблицы Копатыча. Молчит Пин, ничего не отвечает, давайте ему поможем. Какая была 1 птица?

Дети: Грач

Воспитатель:  А потом?

Дети перечисляют. (птицы появляются на экране).

Воспитатель: А теперь Пин, слушай вторую часть задания. Придумай предложение,обэтих птицах используя подсказку.

 (   ---------  -------  ---------- ------.)

Но Пин не знает как, использовать эту подсказку. А вы знаете?

Дети: Схема предложения состоит из 4 слов. Первое слово начинается со звука А.

Воспитатель: Поможем Пину составить предложения о разных птицах.

А грач строит гнездо.

А журавль ловит лягушек.

А стрижи высоко летают.

А страус быстро бегает.

А у орла зоркий глаз.

Воспитатель: Ребята у нас получился  даже маленький рассказ о жизни птиц. А вот следующая загадка о смешарике:

На лыжах бегунья, на кухне певунья.

Узнали кто это? Конечно…Совунья (Слайд)

Воспитатель: Мы и пришли к Совунье, значит, мы все задания выполнили. Послушаем, что нам скажет Совунья.

- Ребята я очень рада, что вы помогли моим друзьям, и я с удовольствием вручаю  ордена Красивой и правильной речи.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Совунья и для вас приготовила сюрприз, он в группе, готовы найти его?

Дети: Да.

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»

           В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте . Тема:

Дифференциация звуков (К) – (К); (Г) – (Г). Закреплять умение выделять звуки в словах и дифференцировать звуки. Давать характеристику звукам, различать твердые и мягкие, согласные, глухие и...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Грамотейка» подготовительная к школе группа

Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Путешествие со Смешариками в город «Всезнайск».

1. Закреплять знания и умения производить звуковой анализ слов, проставляя ударения.2. Закреплять умение высказывать предложения с применением пройденных правил.3. Продолжать совершенствовать на...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема «Совунья и смешарики»

Закрепить навыки произношения звуков (Р) и (Рь) в словах, фразах, предложениях....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: " Грамотеи"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: " Грамотеи"...