Консультация "Из истории методов обучения грамоте"
консультация по обучению грамоте

Беднякова Марина Александровна

В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико - синтетическим методом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_metodov_obucheniya_gramote.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Вишенка» - структурное подразделение Муниципального Бюджетного Общеобразовательного учреждения «Алтайская Средняя Общеобразовательная Школа №2» Имени Почетного Гражданина Алтайского края И. А. Яркина

(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2)

Консультация для педагогов : «Из истории методов обучения грамоте»

Воспитатель: Беднякова М.А.

Из истории методов обучения грамоте

В настоящее время обучение грамоте в школах осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. В основе его лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ); наряду с разложением предложений на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).

В прошлом процесс обучения грамоте был длительным и механическим. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы — буквослагательный и слоговой.

Буквослагательный метод пришел к нам из древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу часто продолжалось до двух лет. Сначала детей заставляли заучивать названия букв, а каждая буква имела свое название: о — аз, б — буки, в — веди, г — глагол, д — добро и т. д.. Затем переходили к складыванию слогов и заучиванию слогов в 2—4 буквы. Сначала называлась каждая из букв, входивших в состав слога. Слоги заучивали так: буки-аз—ба, рцы-аз — ра, мыслете-аз— ма и т. д. Таким образом нужно было заучить около 500 разных слогов. Ученику трудно было постичь, почему, например, из мыслете-аз получается слог ма, а из буки-аз — ба. Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности. Например, слово рама читали так: рцы-аз — ра, мыслете-аз — ма, рама. Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов. В качестве текстов для чтения употреблялись тексты различных молитв, нравоучений, заповедей.

Недостатки этого метода ясны: механическое заучивание букв и слогов, заучивание, которое опиралось только на зрительные впечатления. Называние буквы затрудняло улавливание звука, обозначавшегося данной буквой. Дети зачастую не постигали механизмов слитного чтения слога; буквослагательный метод не учитывал возраста учащихся: им предлагалось чтение церковных текстов, весьма трудных по содержанию. Срок обучения чтению был длительным. Обучение письму не было связано с обучением чтению. Не каждый мог овладеть письмом. Обычно из десяти мальчиков, отданных дьячку в учение, писал лишь один.

В начале XVIII в. были упрощены названия букв, они стали называться так, как и в настоящее время. Однако значительных изменений в методику обучения грамоте это не внесло.

Сроки обучения грамоте несколько сократились, когда начали пользоваться слоговым методом. По этому методу учащиеся сначала заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному.

Более поздняя разновидность этого метода устраняла предварительное заучивание названий букв. Ученики повторяли за учителем сначала двухбуквенные слоги без предварительного знакомства с образующими их буквами — ба, ва, га, заучивали их и упражнялись в слитном чтении слогов, т. е. к зрительным восприятиям букв и слогов добавлялись слуховые и речедвигательные упражнения. При обучении этим методом учащиеся не получали необходимых представлений не только о звуковом, но и о слоговом строении слов, не было упражнений на разложение слов на слоги и звуки. В основе этого метода также лежало механическое усвоение элементов грамоты на основе зрительных восприятий. Обучение письму по-прежнему оставалось оторванным от обучения чтению. Тексты для чтения были очень сложны.

Известный писатель и педагог В. Ф. Одоевский первым из русских деятелей народного просвещения сделал реальный шаг к внедрению в школу звукового метода обучения грамоте. В конце 30-х годов прошлого столетия он опубликовал «Таблицу складов для детских приютов» и наставление к ней. Исходным моментом в обучении грамоте он считал знакомство со звуком и его буквенным обозначением. Далее звуки сливали в слоги, а последние — в слова. Таким образом, он разработал звуковой синтетический метод обучения грамоте.

Такого же плана метод выдвинул в конце 60-х годов прошлого столетия прогрессивный русский педагог Н. А. Корф.

Обучение грамоте у него начиналось с изучения отдельных звуков и букв. После ознакомления с несколькими звуками и буквами начиналась синтетическая работа — соединение звуков в слоги и слова: ом, ум, ма, му, ма-ма, му-му.

В 40-х годах прошлого века В. А. Золотев и Ф. Д. Студитский распространили метод, впервые примененный в 30-х годах французским педагогом Ж. Жакото. Это был аналитический вариант звукового метода. Обучение начиналось с показа учащимся ряда слов, составленных из букв разрезной азбуки. Ученики запоминали их начертание, затем под руководством учителя делили («раздвигали») слова на слоги, запоминали их по порядку и вразбивку, находили эти слоги в других словах, упражнялись в разложении слогов на звуки, наконец, узнавали обозначавшие их буквы и запоминали последние.

В 1872 г. появилась «Азбука», а в 1875 г. — «Новая Азбука» Л. Н. Толстого. Они были составлены на основе слого-слухового метода, в котором большое значение придавалось слуховым упражнениям в разложении слогов на звуки и соединении звуков в слоги. Это помогало ученикам овладеть анализом и синтезом.

Все эти методы обучения грамоте не решали в должной мере проблему обучения детей чтению и письму. В 1864 г. было опубликовано «Родное слово» К. Д. Ушинского, где содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. «Звуковая метода, — писал К. Д. Ушинский, — способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя останавливала и замедляла это развитие и, кроме того, надоедала детям».

К. Д. Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:

1) приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух — к нахождению отдельных звуков в слове, язык — к отчетливому произношению звуков; 2) приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова; 3) вместе с тем упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность.

Разработанный К. Д. Ушинским метод известен под названием метода «письма — чтения»: письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось прежде всего синтетическим путем, т. е. путем соединения звуков в целые слова, и следовало за письмом.

Изучение звуков и букв К. Д. Ушинский строил не в алфавитном порядке: сначала ребенок изучал гласные, потом знакомился с согласными на основе выделения их из слова, в котором все звуки, кроме одного, были ему знакомы.

Ознакомившись с первыми звуками и буквами, ученики писали слова и даже предложения, состоящие из этих букв, например: осы, усы, у осы усы. Смысл написанных слов детям был ясен, и они их свободно прочитывали. Через 10—15 уроков вводился печатный шрифт, и дальше обучение грамоте велось с использованием двух шрифтов — печатного и письменного.

К. Д. Ушинский показал, что в обучении грамоте письмо и чтение органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и сообща помогают детям овладевать грамотой.

Звуковой аналитико-синтетический метод сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся.

Свой метод обучения грамоте К. Д. Ушинский обосновал данными современной ему фонетики, педагогики и психологии. В настоящее время мы обнаруживаем в его теории отдельные недочеты: не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звуков, недостаточно учитываются трудности их усвоения и др. Далее последователи К. Д. Ушинского в конце XIX и начале XX в. вносили различные усовершенствования в звуковой аналитике синтетический метод обучения грамоте. Они видоизменяли его, улучшали и отдали предпочтение варианту «чтение — письмо».

Первое десятилетие советской школы было отмечено интенсивными поисками новых путей в обучении грамоте. Так появляется особая разновидность звукового метода, предложенная И. Н. Шапошниковым,— метод «живых звуков». Первоначально дети должны были научиться слушать и различать звуки в живой речи, в произносимом слове. Заменяя тот или иной звук в каком-либо слове, ученики получали новые слова. Обучение велось без букваря, точнее, дети сами «создавали» свой букварь: печатными буквами записывали отдельные слова, простые предложения, небольшие тексты и читали их.

Широко был распространен так называемый метод целых слов, или, как его иногда называли, «словозрительный метод». Обучаясь, читать этим методом, дети должны были запомнить довольно значительное количество отдельных слов. Слово воспринималось сразу, целым образом, по общему его начертанию. Оно не подвергалось звуковому и слоговому анализам, не разбирался и его буквенный состав.

При обучении этим методом хотя и достигался некоторый рост скорости чтения, однако дети часто читали слова по догадке, а при письме пропускали буквы, переставляли их, искажали слова, так как не умели производить звуковой анализ живой речи. Это заставило советских методистов вновь обратиться к звуковому аналитико-синтетическому методу; были выявлены новые его возможности. В 1936 г. появляются буквари А. В. Янковской и М. М. Головина, составленные на основе звукового аналитико-синтетического метода, а в 1945 г.— буквари С. П. Редозубова и А. И. Воскресенской.

Одновременно создавались пособия для обучения грамоте дошкольников. В 1959 г. вышло первое издание «Азбуки» для обучения детей в семье А. И. Воскресенской, С. П. Редозубова, А. В. Янковской, выдержавшее десять изданий. В 1972 г. вышло несколько переработанное одиннадцатое издание «Азбуки». Срок обучения по этим пособиям доведен до 7—8 месяцев. В конце 50-х годов Д. Б. Элькониным был создан новый вариант звукового метода обучения грамоте и написан соответствующий экспериментальный букварь. Метод Д. В. Эльконина основывается на теории поэтапного формирования умственных действий.

Согласно этой теории умственное действие формируется, проходя последовательно ряд этапов: 1) предварительное уяснение поставленного задания, 2) освоение действия с предметом (предметный план), 3) освоение действия в плане громкой речи, 4) перенос действия в умственный план и 5) становление и автоматизация действия.

Практически это осуществляется так. На начальном этапе обучения детям даются картинки с изображением каких-либо предметов, названия которых нужно проанализировать. Причем анализ этот должен производиться без участия букв, так как они могут направить действия ребенка не на выяснение строения слова, а на «символизацию звуков буквами».

Под каждой картинкой помещается графическая схема состава слова — название, которое должно быть проанализировано. Эта схема состоит из клеток по числу звуков.

Одновременно дети получают несколько картонных квадратиков синего, зеленого и красного цвета.

Анализ слова производится следующим образом. Ученик произносит вслух слово — название изображенного на картинке предмета; затем последовательно называет звуки, входящие в состав слова, определяя при этом, какой из звуков гласный, а какой — согласный. Соответственно заполняются квадратиками клеточки схемы: красными обозначаются гласные, синими — согласные.

Следующая ступень состоит в знакомстве с гласными буквами. Дети анализируют звуковую форму слова, «овеществляя» свой анализ квадратиками, только вместо красных квадратиков на этот раз подставляются гласные буквы — сначала а, потом я и т. д. Новая ступень — знакомство с согласными буквами — осуществляется последовательной заменой синих и зеленых квадратиков нужными буквами. Еще одна ступень — «словоизменение» — состоит в том, что дети с помощью индивидуальных небольших абаков (планки с тремя-четырьмя окошечками и движущимися лентами в каждом из них) отрабатывают механизм ориентации на гласную и овладевают слоговым чтением. Параллельно со всеми этими видами работ ученики выполняют упражнения в чтении слов, предложений, а затем и текстов.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на учение о фонемах. Фонемы — это основные звуки речи, с помощью которых происходит различение слов (дом — дым, сон — сор, рука — река) и их форм (рука, руке, руки).

В русском языке 42 основных звука — фонемы. Каждая из них — это опорный звук нашей речи. Для обозначения на письме 42 фонем русского языка имеются 33 буквы. Из них 20 согласных букв, хотя согласных звуков гораздо больше. Гласных букв в русском алфавите 10, а звуков только 6.

Порядок расположения звуков, изучаемых при обучении грамоте, определяется степенью трудности их изолированного произношения.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода. Принципиальные основы этого метода в общем остаются те же. Порядок изучения звуков и слогов дается в соответствии с научной фонетикой и в последовательности, обусловленной степенью их трудности. Система обучения по этому методу опирается на развитие мышления и речи детей.

Всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса: звуковой анализ, т. е. разложение слов на слоги и звуки, и синтез, т. е. соединение звуков в слоги, слогов в слова, составление слов из букв разрезной азбуки. Ребенок должен усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

Чтение и письмо идут паралелльно и одновременно; при обучении письму используются те же приемы анализа и синтеза, что и при обучении чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики обучения грамоте: плюсы и минусы. Экскурс в историю.

В наше время «рынок» коррекционно-педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого ...

Современный аналитико-синтетический метод обучения грамоте

1. Механизмы чтения и письма как процессы кодирования и декодирования устной речи.2. Характеристика аналитико-синтетического метода обучения грамоте....

Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте"

Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте" поможет рассказать о данной проблеме обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР и другие ограничения в возможностях здоровь...

Конспект итоговой НОД в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте с использование ИКТ: «Волшебная история».

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты.Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности&r...

Методы обучения грамоте

Методы обучения грамотепервый – догматическийвторой – объяснительно-иллюстративныйтретий – проблемно-поисковый...

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Из истории методов обучения грамоте"

quot;Из истории методов обучения грамоте"...