Консультация "Обучение грамоте в детском саду"
консультация по обучению грамоте

Беднякова Марина Александровна

Обучение грамоте в средней, старшей и подготовительной группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_starshaya_i_podgotovitelnaya.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Вишенка» - структурное подразделение Муниципального Бюджетного Общеобразовательного учреждения «Алтайская Средняя Общеобразовательная Школа №2» Имени Почетного Гражданина Алтайского края И. А. Яркина

(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2)

Консультация : «Обучение грамоте в средней, старшей и подготовительной группах»

Воспитатель: Беднякова М.А.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является очень актуальной и занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Методика в средней группе по Н.В. Дуровой

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

Они получают знания об основных законах речи:

•        речь состоит из слов;

•        слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;

•        слова  имеют  протяженность (бывают длинные и короткие); они звучат (состоят из звуков);

 

•        слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);

 

•        из слов можно составлять предложение;

•        звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова.

Чтобы сформировать у детей полноценное умение интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:

        звук выделять на фоне слитного произнесения;

        после того как звук выделен, назвать его изолированно, так как он слышится в слове (мяч — 1-й звук [м’], мак — 1-й звук [м], ель — 1-й звук [й’]);

        интонационно выделять гласные звуки не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;

        словесный материал подбирать таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине слова, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж — [й’ош], мороз — [морос]...).

Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук [р] — песенка большого мотора, [р’] — маленького; звук [с] — песенка большого насоса, [с’] — маленького насоса; [ж] — песенка жука; [ш] — песенка ветра... Например, детям предлагается называть предметы и в словах-названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак, тор-рт, шар-р) или песенку ветра (ш-шуба, кош-шка, малыш-ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания.

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Термины при этом пока не используются: парные согласные звуки дети называют «братцами»: твердый  согласный  —  большой «братец», мягкий согласный — маленький «братец», а одинаковые согласные звуки они называют «товарищами».

В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь- сь-сь*

Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитываются фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

Обучение детей грамоте в старшей группе

Основная задача обучения грамоте в старшей группе — формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжук, жууук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово помогает картина-схема его звукового состава. На ней изображены рисунок — предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки — и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета — желтыми. После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.

Дети узнают, что этим «необыкновенным» звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта(обозначают в словах теперь красной фишкой).

 На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и маленького «братцев». Поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец» — твердый согласный звук, а маленький — мягкий согласный звук; твердый согласный будет обозначаться синей фишкой, а мягкий — зеленой.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (м шка, к ша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лис , коз ). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов).

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.

В старшей группе детского сада на занятиях можно проводить такие дидактические игры, как «Назови слова», «Обед», «Мамина сумка», «Назови братца», «Поймай конец и продолжай», «Угадай-ка»,  и др..

Обучение детей грамоте в подготовительной группе

В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов в предложении), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения.

Основной методический прием, как и в предыдущих группах, — составление предложений с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения (ранее они обозначали звуки слова). Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.

В подготовительной группе звуковой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки.

Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий» или «глухой».

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения. Необходимо следить, чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Соблюдение этого требования позволяет ребенку ориентироваться в звуковой структуре слова и точно фиксировать в нем ударение. После этого воспитатель должен произнести слово с выделением безударного гласного (книгааа). Такая работа поможет наглядно показать детям, какую роль играет ударение в слове: изменение, перенос ударения с одного гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его бессмысленным.

В подготовительной группе введены специальные задания по закреплению умения определять ударение в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка — ударный гласный звук [у]). Воспитатель может также предложить детям называть слова с определенным ударным гласным звуком.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и — после мягких согласных. Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: [й’а], [й’о], [й’у], [й’э].

Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, анализируя слово яма, дети говорят, что 1-й звук [й’] — мягкий согласный, 2-й звук [а] — гласный, 3-й звук [м] — твердый согласный и 4-й звук [а] — гласный.

С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует ознакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита.

Разделительная функция мягкого знака вводится на сравнении двух слов, например Коля и колья. Дети анализируют эти слова друг за другом, сначала на уровне букв. Разделительная функция твердого знака (ъ) раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Ребята узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых во всех других случаях свидетельствует, что предшествующий согласный звук читается мягко.

При обучении чтению детей подготовительной группы выделяются три задачи: обучение словоизменению, формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. В чем особая сложность обучения чтению по-русски? В том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Например, слова мама и метро начинаются с одной буквы — м, но читается эта буква по-разному: звук [м] произносится твердо в слове мама и мягко — [м’] — в слове метро. Что же указывает читающему на то, как нужно эту букву прочесть? — Следующая за ней гласная буква. Таким образом, читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать.

Для работы детям даются белые фишки. Это нужно для того, чтобы цвет фишки в уже разобранном слове не мог подсказать ребенку качественную характеристику со- гласного звука; здесь согласный звук, обозначенный белой фишкой, как бы максимально приближен к букве, по цвету фишки нельзя определить, какой согласный звук она обозначает — твердый или мягкий.

Итак, дети получают задание: пользуясь белыми фишками и гласными буквами, выложить слово лук. Затем они выполняют следующее, основное задание: «Уберите букву у, поставьте вместо нее букву ю и прочтите, какое слово получилось». Как они могут прочесть новое слово? Только одним способом — воссоздать по стоящей перед ними модели звуковую форму слова. А как это сделать? Две крайние белые фишки в модели слова, означающие согласные звуки, остались неизменными, поменялась только буква: вместо у — ю. Но дети знают, что буква ю обозначает звук [у] после мягкого согласного. Значит, первый согласный звук в новом слове нужно произнести мягко. Получается слово... люк. Как могли дети прочесть это слово? — Ориентируясь на гласную букву и зная правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков. Вот так, незаметно для себя, дети учатся ориентироваться на гласную букву, т.е. в сущности обучаются читать. Важность формирования этого действия невозможно переоценить, ибо именно так у детей формируется способ чтения.

Затем они знакомятся с первой согласной буквой — м, получают специальное пособие — «Окошки» с полосками, на одной полоске вертикально написаны десять согласных: м, н, б, п, г, к, з, с, р, л, на другой — все гласные буквы — и начинают читать слоги. И здесь уже идет отработка той ориентировки на гласную букву, которая начала складываться при словоизменении. Но теперь перед ребенком не безликая фишка, а буква! Что же заставляет его смотреть на гласную букву, читать как бы задом наперед! Сам принцип пособия «Окошки». Согласная буква в первом окошечке стоит одна и та же — она не меняется, пока не будут передвинуты и прочитаны все гласные. Но зато во втором окошечке гласные буквы все время меняются: ребенок тянет полоску, она движется, и каждый раз появляется новая буква, все внимание ребенка приковано к ней, к гласной. При чтении слогов, напечатанных на бумаге, ребенок должен перестроить свой навык чтения: здесь уже нет движущейся полоски с гласными буквами, которая заставляет его смотреть сначала на гласную букву; теперь он сам должен руководить своим чтением. Поэтому при переходе к чтению текстов все дети сначала начинают читать слоги чуть хуже — это закономерно, но быстро пройдет. Как же перевести детей от слогового к слитному чтению слова? На помощь приходит ударение, так как именно ударение связывает, организует звуковую оболочку слова в единый образ. Чтобы ударение могло быть использовано в качестве средства, создающего возможность для слитного прочтения слова, необходимо научить детей проставлять ударение в читаемом слоге. При этом ребенок должен пользоваться тем способом, которому обучали его на этапе формирования звукового анализа слов. Но, к сожалению, это не приводит прямо к слитному чтению, дети продолжают читать слово

по слогам.

Как правильно построить ход обучения детей слитному чтению? Попробуем рассмотреть на примере занятия.

Воспитатель на доске пишет печатными буквами  слово  гуси,  вызывает ребенка и предлагает ему прочитать слово, определить место ударения в нем. При этом ребенок, обученный слоговому чтению, действует так: читает слово по слогам гу-си, произносит с ударением гуууси и называет ударный гласный звук. Здесь воспитатель обращается к детям и говорит: «Дети, в написанном слове мы будем обозначать ударение значком . Он мелом ставит значок ударения  над гласной буквой у´.

Затем дети работают по индивидуальным карточкам (они есть в книге «Читаем сами», на которых напечатаны слова (гуси, коза, лужи, сани, зима, роза, Маша, луна, каша, лиса и др.), — они проставляют простым карандашом ударение в этих словах.

Дети обязательно должны прочитывать каждое слово вслух, слушать его звучание, определять ударный гласный. Естественно, в группе возникает шум. Предложите детям читать как можно тише, чтобы не мешать товарищам, но ни в коем случае не запрещайте им произносить слова вполголоса. По мере того как дети овладевают этим умением, деловой шум сам по себе исчезает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в детском саду

Обучение грамоте в детском саду     Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамо...

Грамоты выпускникам детского сада

Текст для грамот и дипломов выпускникам детского сада. Для каждого ребенка содержание разное....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар для родителей "Проблемы обучения грамоте в детском саду"

Основная цель- подготовить родителей к возможным трудностям в обучении грамоте....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....