Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению "Читайка"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Формирование речевой готовности к школе у детей 6-7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ermolaeva_nyu_chitayka.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»
протокол от 31.09.2019 № 336_
УТВЕРЖДЕНА
приказом заведующего МБДОУ
«Детский сад № 1 «Рябинка»
от 31.09.2019 № 336_
Дополнительная
общеразвивающая программа
по обучению чтению
«Читай-ка»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-7 лет
Воспитатель:
Ермолаева Н.Ю.
г. Нефтеюганск
2019 г
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………… 3
- Цель. Задачи. Ожидаемый результат………………………… …….. 3
- Принципы. Срок реализации, ожидаемый результат ………………3
- Организация работы с детьми……………………………………… 4
- Методы обучения……………………………………………………. 5
- Структура занятия………………………………………………………5
- Перспективное планирование………………………………………… 6
- Диагностика…………………………………………………………… 12
- Литература……………………………………………………………….13
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребёнка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Новизна программы.
Данная программа направлена на подготовку детей 6 - 7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие «Букварь» Н.С. Жуковой, «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Н.С.Жуковой. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Цель программы:
Формирование речевой готовности к школе у детей 6 – 7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.
Задачи:
- обеспечение овладения достаточным уровнем знания фонетических, звуко-буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к чтению;
⮚ обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами (учить плавному слоговому чтению; учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твёрдыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками);
⮚ закреплять умение проводить звуковой анализ, определять количество слов в предложении и составление предложений;
⮚ учить отвечать на вопросы педагога, задавать вопросы, выражать свои впечатления и мысли;
⮚ учить отгадывать загадки, шарады, кроссворды.
- формировать интерес к чтению, воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность.
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Интегративности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения детей 6 – 7 лет с разным уровнем речевой готовности к школе.
Ожидаемые результаты.
К концу курса дети:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать
названия букв.
2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
4. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
Ожидаемый результат:
За три месяца у участников сформируется навык правильного слогового чтения, с постепенным переходом к чтению целыми словами; осмысленного чтения целых слов, небольших предложений (от двух до четырёх слов) и текстов.
Организация работы с детьми:
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25 – 30 минут. Количество детей в группе до 10 человек.
Система работы построена на основе 27 занятий, на которых предусматривается систематическое усложнение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Каждое занятие включает в себя 5-6 различных видов деятельности: дидактические игры, настольно – печатные, словесные игры, игры с сыпучими материалами, обводка различных шаблонов, штриховка, работа с пластилином, работа с кассой букв, работа с букварем.
Для успешной организации и осуществления работы по обучению дошкольников чтению используются следующие методы обучения.
Игровые
- Отгадывание и загадывание загадок
- Работа с двустишиями, где последнее слово рифму ребенок должен подсказать сам.
- Работа со звукам. Где ребенок в игровой ситуации определяет, где спрятался звук.
- Дидактические игры
- Приход игрушек с новыми буквами.
- Ввод детей в проблемную ситуацию, из которой они должны выйти самостоятельно.
- Игры с мячом.
Практические
- Работа с пластилином: благодаря этому приему у ребенка развивается не только мелкая моторика рук, но и развивается зрительная память и тактильные восприятия.
- Работа с сыпучими материалами (песок, крупы), бумагой. С помощью этих материалов дети украшают свои буквы и закрепляют пройденный материал.
Наглядные
- Рассматривание иллюстраций, рисунков.
- Работа с головоломками.
- ИКТ
Словесные
- Беседа
- Словесные игры
Структура занятия:
- Организационный момент
- Введение в тему
- Физминутка
- Закрепление материала (работа с букварем)
- Рефлексия
Перспективное планирование.
№ занятия | Тема | Задачи |
Занятие №1 | Знакомство с буквами (А, У, О). С какого звука начинается слово. Найди и покажи букву в словах. Найди где спряталась буква. Соединяем буквы в слоги Д/и «Кто внимательный» | Закрепить - что речь состоит из предложений; помочь осознать, что предложения состоят из слов, а слова из звуков; что звуки можно слушать, произносить, что звуки в слове стоят в определённом порядке. Объяснить детям разницу звуков вообще и звуков речи, отличие звука речи и буквы. Познакомить с буквами Аа,Уу, Оо.Упражнять в определении места звука в словах; в делении слов на слоги; в нахождении и выделении букв Аа Уу,Оо в тексте; в чтении слогов из двух гласных. |
Занятие №2 | Буква «М» На какой звук начинаются слова (работа с букварем). Определение нахождения звука в слове. Найди и покажи букву «М» в словах. Обведи и заштрихуй букву. Соединение букв в слоги. Д/и «Мамина сумка» | Познакомить детей с согласными звуками [м – м’] и буквой М, м. Упражнять в назывании слов со звуками [м – м’] в начале слова, в середине, в конце; слиянии гласных и согласных звуков (открытый слог). |
Занятие№3 | Буква «С» С какого звука начинаются слова (работа с букварем). Где слышится звук. Найди и покажи букву «С» в словах. Учимся соединять буквы в слоги Д/и «Кто запомнит больше слов со звуком С» Д/и «Назови слова» | Познакомить детей с согласными звуками [с – с’] и буквой С, с. Упражнять в определении места звука в трёх позициях; в проведении звуковом анализе слов (интонационно звук выделяется); чтении слов и словосочетаний (открытый слог) со звуками [с – с’]. |
Занятие №4 | Буква «Х» С какого звука начинается слово. Где слышится звук «Х». Соединение букв в слоги. Звуковой анализ слова «Муха» | Познакомить детей с согласными звуками [х– х’] и буквой Х, х. Упражнять в чтении слов и словосочетаний; в определении наличия звуков [х – х’] в словах. |
Занятие №5 | Буква «Р» С какого звука начинается слово. Найди и покажи букву «Р» в словах где слышится звук «Р». Соединение букв в слоги (работа с букварем). | Познакомить детей с согласными звуками [р – р’] и буквой Р, р. Упражнять в интонационном выделении звуков [р – р’] в словах; в определении места звука в словах; чтении слогов с договариванием до целого слова; в чтении слов из двух слогов; в составлении слов из слогов и букв. |
Занятие №6 | Буква «Ш» Какой звук слышится в начале каждого слова. Найди букву «Ш» в словах. Работа с разрезной азбукой. Соединение букв в слоги (работа с букварем). | Познакомить детей с согласным звуком [ш] и буквой Ш, ш. Упражнять в выделении из текста слов со звуком [ш]; чтении слогов с договариванием до целого слова; в чтении текста. |
Занятие №7 | Буква «Ы» Найди букву «Ы» в словах. Соединение букв в слоги (работа с букварем). Задание на развитие мелкой моторики | Познакомить детей с гласным звуком [ы], буквой ы. Упражнять в чтении слогов, слов и предложений; в образовании множественного числа существительных. |
Занятие №8 | Буква «Л» Соединение букв в слоги. Придумывание слов в составе которых имеются звуки «Р,С,Ш,Л,Х,М». где спряталась буква. работа с букварем. Д/и «Какая буква?» Д/и «Буква выглянула в окошко» Д/и «Какая буква следующая?» | Познакомить детей с согласными звуками [л – л’] и буквой Л, л. Упражнять в определении места звуков в словах трѐх позициях; в звуковом анализе слов; в чтении слов по слоговой таблице, чтении слогов и слов с ранее изученными буквами. |
Занятие №9 | Буква «Н» где слышится звук «Н». Соединение букв в слоги (работа с букварем). Работа с разрезной азбукой. Где спряталась буква. Д/и «Наоборот» Д/и «Кто внимательнее» Буква «К». Работа с разрезной азбукой. Соединение букв в слоги (работа с букварем). Звуковой анализ слова. «Книга» | Познакомить детей с согласными звуками [н – н’] и буквой Н, н. Упражнять в определении количества слогов в словах; нахождении ударного слога в словах; в проведении звукового и слогового анализа слов; в чтении слов по слоговой таблице (слоги из трёх букв);чтении текстов из 3-4 предложений. Отвечать на вопросы педагога предложениями из текста. Познакомить детей с согласными звуками [к – к’] и буквой К, к. Упражнять в определении места звука в словах; в составлении предложений со словами, в которых встречаются звуки [к – к’]; в чтении слов по слоговой таблице; развивать навыки словообразования путём замены букв; в чтении текстов. |
Занятие №10 | Буква «Т» С какого звука начинается слово. Где спряталась буква. Работа с разрезной азбукой. Соединение букв в слоги (работа с букварем). Буква «И» Найди и покажи букву «И». Работа с разрезной азбукой. Соединение букв в слоги (работа с букварем). Где спряталась буква. | Познакомить детей с согласными звуками [т – т’] и буквой Т, т. Упражнять в чтении слогов с договариванием до целого слова; в выкладывании слов из букв; развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И и. Упражнять в определении места звука в словах; в чтении слогов по слоговой таблице; развивать навыки словообразования путём замены букв; в чтении текстов. |
Занятие №11 | Буква «П» Соединение букв в слоги (работа с букварем). Найди и покажи букву «П» в словах Найди где спряталась буква. | Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок. Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки. |
Занятие №12 | Буква «З» Где спряталась буква. Найди и покажи букву «З» в словах. Назови слова на звук «З». Соединение букв в слоги (работа с букварем). | Познакомить детей с согласными звуками [ з – з’] и буквой З, з.. Упражнять в выделении из текста слов со звуком [з]; в чтении слогов и слов по слоговой таблице; в чтении текстов. |
Занятие№ 13 | Буква «Й» Соединение букв в слоги (работа с букварем). Найди и покажи букву «И» в словах. Работа с разрезной азбукой. | Познакомить детей с согласными звуками [й] и буквой Й, й. Упражнять в определении звука в словах в трѐх позициях – в начале слова, в середине, в конце; в чтении слогов с наращиванием; в чтении слов по слоговой таблице; чтении текстов из 3-4 предложений. Отвечать на вопросы педагога предложениями из текста. Обогащать лексику детей антонимами |
Занятие №14 | Буква «Г» Назови слова со звуком «Г», где он слышится. Найди где спряталась буква. Соединение букв в слоги (работа с букварем). Обведи и заштрихуй букву. | Познакомить детей с согласными звуками [г – г’] и буквой Г, г. Упражнять в чтении слоговой таблицы, построенной по принципу цепочки, так, что последний слог предыдущего слова является началом следующего; в чтении предложений. Познакомить со знаком вопроса – для чего нужен. Упражнять в интонационном чтении. |
Занятие№ 15 | Буква «В» Где слышится звук «В»,»ВЬ». Работа с разрезной азбукой. Соединение букв в слоги (работа с букварем). | Познакомить детей с согласными звуками [в – в’] и [в – в’], буквой В, в. Упражнять в определении места звука в словах в двух позициях – в начале и в середине слова; нахождении буквы «В» в тексте; чтении слогов с договариванием до целого слова; в коллективном чтении слоговой таблицы ; чтении текстов цепочкой; в образовании слов с помощью приставок. |
Занятие№ 16 | Буква «Д» Где спряталась буква. Какой звук слышится в начале каждого слова. Соединение букв в слоги (работа с букварем). | Познакомить детей с согласными звуками [д– д’] и буквой Д, д. Упражнять в чтении слогов с договариванием до целого слова; в чтении трёхбуквенных слов; в составлении слов из слогов; учить выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение; отвечать на вопросы предложениями из текста. |
Занятие№17 | Буква «Б» Назови слова со звуком «Б» Где спряталась буква. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем). | Познакомить детей с согласными звуками [б – б’] и буквой Б, б. Упражнять в сравнении и сопоставлении слов; в чтении слов с наращиванием. Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывания. Развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова. |
Занятие№18 | Буква «Ж» Какой звук слышится в начале слова. Найди где спряталась буква. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем). | Познакомить детей с согласным звуком [ж] и буквой Ж, ж. Упражнять в определении места звука в словах – в начале слова и конце; в чтении слогов и слов по слоговой таблице; в проведении звукового анализа слов; в определении количества слогов в слове; чтении слов и текстов. |
Занятие№19 | Буква «Е» Найди и покажи букву «Е» «Ё» в словах. Работа с разрезной азбукой. Задание на развитие мелкой моторики. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем). Какое слово зашифровано. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем). | Познакомить детей с гласным звуком [е] и буквой Е, е. Упражнять в определении места звука в словах; в нахождении рифмы к словам, подходящих по смыслу; в чтении слов с преобразованием; в чтении слоговых таблиц и текстов выразительно, согласно знакам препинания. |
Занятие№20 | Буква «Ь», «Ъ» Найди и покажи букву в словах. Отгадай загадку, напиши и разукрась отгадку. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем). Работа с текстом. | Познакомить детей с разделительными ь и ъ знаками, как показателями мягкости и твёрдости согласных звуков. Упражнять в сравнении и сопоставлении слов; в чтении слов с наращиванием; Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывания; умение объяснить, что это – быль или небылица; развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова. |
Занятие№21 | Буква «Я» «Ю», «Э» С какого звука начинается слово. Найди и заштрихуй букву. Соединение букв в слоги, слова (работа в букваре) Какой звук слышится в начале слова? Где слышится звук «Э». Назови слова со звуком «Э» Разгадай загадку, напиши отгадку. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем). | Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок. Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки. |
Занятие№22 | Буква «Ц» Найди и покажи букву «Ц» в словах. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем). Задание на развитие мелкой моторики. | Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок. Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки. |
Занятие№23 | Буква «Ф» С какого звука начинается слово, напиши отгадку. Работа с разрезной азбукой. Отгадай загадку, напиши отгадку. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем). | Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок. Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки. |
Занятие №24 | Буква «Щ» С какого звука начинается слово, напиши отгадку. Работа с разрезной азбукой. Отгадай загадку, напиши отгадку. Соединение букв в слоги, слова (работа с букварем) | Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок. Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки. |
Показатели для проведения педагогической диагностики по обучению чтению
Начало года
- Знает гласные и согласные звуки
- Различает твердый и мягкий согласный звук
- Определяет количество звуков в слове
- Определяет местонахождение звука в слове
- Проводит звуковой анализ слова
- Определяет количество слогов в словах
Конец года
- Умеет отчетливо произносить звук в слове;
- На слух определяет положение звука в слове;
- Осознаёт слоговое строение слова.
- Умеет писать элементы букв
- Умеет читать небольшие тексты и понимает их содержание.
Форма подведения итогов по каждому разделу
Итоги по усвоению воспитанниками каждого раздела подводятся в ходе открытых занятий для родителей (законных представителей). Также педагог организует участие воспитанников в дистанционных интеллектуальных конкурсах и викторинах.
Педагогическая диагностика проводится в форме наблюдения в ходе проведения занятий. Итоги оформляются на бланке. Педагог знакомит каждого родителя индивидуально с результатами усвоения программы дополнительного образования.
Литература:
1. Жукова Н.С. «Букварь».
2. Жукова О.И. «Игры и упражнения для подготовки ребёнка к школе».
Астель, Москва; 2007г.
3. Шумаева Д.Г.«Как хорошо уметь читать»
4. Аромштам М. «Азбучные сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»
Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению чтению детей 5-7 лет
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.В процессе ее реализации ребенок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легко ада...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению "Буквознайка"
Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой ...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению «Читайка»
Программа предполагает организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предпо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ «УЧИМСЯ ГРАМОТЕ»
Заложить основы грамоты (первоначальное послоговое чтение) у детей старшего дошкольного возраста...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Дошколёнок" - обучение чтению
ДООП "Дошколёнок"...