ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»
рабочая программа (средняя группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно- деятельностного подхода, при котором руководитель кружка придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни.  Закрепление осуществляется интегрировано в различной деятельности.                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №41присмотра и оздоровления» городского округа Саранск

Рассмотрена и одобрена

на заседании

педагогического Совета№6

от«____» августа 20___г

«Утверждаю»

Заведующая

МАДОУ «Детский сад №41

присмотра и оздоровления» ___________С.В.Семтина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА)

ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ

«ЭРЗЯНОЧКА»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                       Составитель:  

                                                                       руководитель кружка -

                                                                     воспитатель   высшей                                                                

                                                                                       кв. категории

                                                                                       Налейкина Н.А.

Саранск, 2020 - 2021 уч.г


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4-7

3.

Учебно-тематический план

8-9

4.

Содержание изучаемого курса

10-18

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

19-20

6.

Материально-техническое обеспечение

21-22

7

Список литературы

23-24


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная   программа   (дополнительная общеразвивающая   программа)

по обучению мордовскому (эрзя) языку

«Эрзяночка»    (далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель высшей квалификационной категории  Налейкина Наталья Анатольевна

Организация-исполнитель

МАДОУ  «Детский сад №41присмотра и оздоровления» г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

Г. Саранск, ул. Есенина, д. 5

Цель программы

Приобщение детей 4-5 лет к общению на мордовском (эрзя) языке; ознакомление с мордовской народной культурой.

Направленность программы

Познавательно- коммуникативная, речевая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 Общеобразовательная.

 Дошкольное   образование, 4-5 лет

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Воспитанник 4-5 лет должен:

  • знать словарь, предназначенный для данного возраста;
  • уметь отвечать на вопросы одним или двумя словами;
  • уметь задавать вопросы, называть свое имя и имена других;
  • давать краткое описание предмета (некоторые качества, цвет, размер);
  • понимать указания воспитателя, направленные на выполнение какого-то действия;
  • рассказывать с небольшой помощью воспитателя потешку, спеть песенку, поиграть в игру.

        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы: познавательно-коммуникативная, пробуждение у ребенка интереса к культуре мордовского народа, стремления к общению на одном из мордовских языков.  

  1. Новизна программы: заключается в том, что общение с детьми организуется на мордовском (эрзя) языке в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, о действиях в различных играх. Таким образом, дети слышат живую речь педагога и соотносят её с реальными предметами, действиями, тем самым изучение мордовского языка проходит более успешно.

  1. Актуальность программы: каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.

Провозглашение мордовских языков наряду с русским, значительно повысило их статус, и дало возможность обучать детей языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста.

Приобщение детей к культуре мордовского народа, способствует формированию у них положительного отношения и уважения к другим народам в духе взаимопонимания и миролюбия. Развитие языковых способностей у детей воспитывает чувства принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу.

  1. Отличительные особенности программы: 

Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.

Обучение предлагается вести на основе коммуникативно- деятельностного подхода, при котором руководитель кружка придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни.  Закрепление осуществляется интегрировано в различной деятельности.                                

Обработка навыков происходит ненавязчиво, ассоциативно внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности.

         

  1. Педагогическая целесообразность программы:

При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:

  • принцип развивающего обучения;
  • функционально-семантический принцип;
  • принцип целостности;
  • принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип культуросообразности.

Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

  1. Цель программы.

Приобщение детей 4-5 лет к общению на мордовском (эрзя) языке; ознакомление  с мордовской народной культурой.

7. Задачи программы.

Обучающие задачи: знакомить со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа; научить осознавать собственную национальную принадлежность.

Задачи обучения в области фонетики эрзянского языка:

1.        Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова. Особое внимание обращать на формирование и произношение звуков, отсутствующих в русском языке.

2.        Учить детей различать на слух и воспроизводить слоги с твердыми и мягкими согласными, глухими и звонкими. Учить произносить различные сочетания звуков.

3.        Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения (побуждение, просьба, вопрос, рассказ и т. п.).

4.        Стремиться при формировании произносительных и интонационных навыков к высокой степени автоматизма.

5.        Формировать фонематический слух, т.е. умение различать звуки на слух в собственной речи и речи других.

6.        Осмыслить значение смыслоразличительного ударения.

7.        Формировать навыки произвольного произнесения звуков. Для этого требуется, чтобы ребенок научился управлять своими артикуляционными действиями в специальных упражнениях.

Задачи обучения в области лексики:

1.        Знакомить детей с мордовскими словами, объединёнными в группы по смысловому признаку.

2.        Раскрывать значение новых слов, максимально используя средства наглядности (картинки, игрушки, показ действий).

3.        Добиваться правильного произношения всех слов; учить обозначать словом видимые предметы и ситуации; распознавать слова в предложениях и текстах.

4.        Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игр и игровых ситуаций.

Формирование грамматических навыков:

1.         Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимыми для создания или построения высказываний в пределах про граммы.

2.        Учить детей понимать грамматические явления, правильно ис-пользовать их для понимания ситуации, решения определенной ком-муникативной задачи (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.).

3.        Учить детей обозначать множественность предметов, признаков, действий.

4.        Учить обозначать принадлежность предмета определенному лицу.

5.        Сформировать способы выражения отрицания в различных фразовых конструкциях.

6.        Учить детей употреблять послелоги для обозначения местонахо-ждения предметов.

7.        Сформировать представление об отсутствии в мордовских языках грамматической категории рода.

8.        Активизировать грамматические навыки в играх и игровых си-туациях, обеспечивать пере нос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Развивающие задачи:

  • развивать самостоятельное мышление, память, воображение ребенка.

8. Возраст воспитанников: 4-5 лет

9. Срок реализации программы: 1 год

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 20  минут. Обучение предлагается проводить в устной форме на занятиях, и в процессе общения с детьми вне занятий (режимные моменты), а также при организации различных утренников, мероприятий. Проведение различных праздников и развлечений с привлечением материала на мордовском языке является формой закрепления и как бы итоговым занятием по контролю за языковым и речевым материалом, изученным за определенный период, демонстрацией успехов детей перед родителями и детьми из других групп детского сада.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники должны:

  • Знать словарь, предназначенный для воспитанников 4-5 лет;
  • Уметь отвечать на вопросы одним или двумя словами;
  • Уметь задавать не сложные вопросы, называть свое имя и имена других;
  • Давать краткое описание предмета (некоторые качества, цвет, размер);
  • Понимать указания воспитателя, направленные на выполнение какого-то действия;
  • Рассказывать с небольшой помощью воспитателя потешку, спеть песенку, поиграть в игру.

12. Форма подведения итогов. В конце учебного года (май) проводятся открытые просмотры итогового занятия с приглашением заведующей ДОО, старшего воспитателя, родителей воспитанников.

   Руководители кружков проводят открытые просмотры занятий с воспитанниками в рамках обмена опытом (в дошкольной организации, на городских и республиканских семинарах); в рамках проведения Дня открытых дверей.

Воспитанники принимают участие в городских и республиканских выставках, фестивалях, месячниках.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ

«ЭРЗЯНОЧКА»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Мы знакомимся

3

60

15 мин

45 мин

2

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

3

Игрушки

3

60

15 мин

45 мин

4

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

5

Моя семья

3

60

15 мин

45 мин

6

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

7

Овощи и фрукты

3

60

15 мин

45 мин

8

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

9

Цвет

3

60

15 мин

45 мин

10

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

11

Части тела

3

60

15 мин

45 мин

12

Повторение

1

20

10 мин

30 мин

13

Домашние животные

3

60

15 мин

45 мин

14

Повторение

1

20

10 мин

30 мин

15

Домашние птицы

3

60

15 мин

45 мин

16

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

17

Дикие животные

2

40

15 мин

25 мин

18

Повторение

1

20

5 мин

15 мин

19

Пища и посуда

3

60

15 мин

45 мин

20

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

21

Времена года (зима)

3

60

15 мин

45 мин

22

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

23

Обувь и одежда

3

60

15 мин

45 мин

24

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

25

Времена года (Весна)

3

60

15 мин

45 мин

26

Повторение

2

40

10 мин

30 мин

27

Диагностика

2

40

15 мин

45 мин

28

Итоговое занятие

1

20

5 мин

15 мин

Итого:

64

21 час

20 мин

5часов

40 мин

 15 часов

40 мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ

«ЭРЗЯНОЧКА»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Тема №2. Мы знакомимся  (3 занятия)

Теоретический материал: 15 мин.

Задачи.

  • Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке.
  • Познакомить с мордовскими словами: тейтерь(ть), цёрыне(ть), эйкакшт, кие?,  мон, тон, сон.; добиваться их правильного произношения.
  • Познакомить с мордовскими пальчиковыми играми.
  • Развивать мелкую моторику, память.

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, ответы на вопросы, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций,  дидактическая игра «Приветствие», «Скажи, кто ты?», фонетическая зарядка, подвижные игры «Вволков», «В горшочки»

Тема №2.        Повторение (2 занятия)

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке.
  • Закреплять мордовские слова: тейтерне, цёрыня, эйкакш, шумбрат, шумбратада, мон, тон, сон.; добиваться их правильного произношения.
  • Закреплять мордовские пальчиковые игры.
  • Развивать мелкую моторику, память.

Практическая  часть: 30 мин.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Давай познакомимся», слушание мордовской музыки, игровая ситуация, фонетическая зарядка, подвижные игры «Вволков», «В горшочки»

Тема №3        «Игрушки» (3 занятия)

Теоретический материал: 15 мин.

Задачи.

  • Учить детей обозначать словом видимые предметы, распознавать слова в составе высказывания.
  • Познакомить с новыми мордовскими словами: овто, овтыне, нумоло, нумолне, сеель, сеельне, чеерь, чеерне, катка, каткине, киска, кискине, налкшке, налкшкине; добиваться их правильного произношения
  • Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации.
  • Воспитывать любовь к эрзянскому языку.

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций,    

дидактические игры: «Цепочка», «Отгадай название игрушки», «Кого не стало»;

подвижная игра «В зайчиков»

Тема №4        Повторение  (2 занятия)

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Совершенствовать умение детей обозначать словом видимые предметы, распознавать слова в составе высказывания.
  • Закреплять  мордовские слова: овто, овтыне, нумоло, нумолне, сеель, сеельне, чеерь, чеерне, катка, каткине, няка; добиваться их правильного произношения
  • Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации.
  • Воспитывать любовь к эрзянскому языку.

Практическая  часть: 30 мин.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: Цепочка», «Отгадай название игрушки», «Кого не стало?»;  подвижная игра «В зайчиков»

Тема№5        «Моя семья»  (3 занятия)

Теоретический материал: 15 мин.

Задачи.

  • Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке.
  • Познакомить детей с мордовскими словами: ава, тетя, баба (сырькай), атя, патя.
  • Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации.
  • Развивать внимание, память, мышление, речевую активность.
  • Формировать начальное представление о семье.
  • Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям.

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Цепочка», «Отгадай название игрушки»,  «Кого не стало?»;

подвижная игра «Нумолнэсэ»,   слушание мордовских колыбельных песен

Тема №6        Повторение (2 занятия)

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Закрепить с детьми знакомые слова и речевые образцы на тему «Моя семья».
  • Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов.
  • Развивать внимание, память, мышление, речевую активность.
  • Воспитывать любовь к своей семье.

Практическая  часть: 30 мин.

беседа, рассматривание иллюстраций,   сюрпризный момент, дидактическая игра «Назови по-эрзянски», «Кто на лавочке сидит?» , подвижная игра «В ворону»

пальчиковая игра «Семия».

Тема №7        «Овощи и фрукты»  (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: куяр, помидор, репс, покш вишкине, умарь, вишня, слива
  • Развивать сенсорные способности.
  • Воспитание чувства любви к родному краю, к природе родного края.

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа,  запоминание слов и речевых образцов,  чтение потешки «Те тейтерне, те церыне…», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игровая ситуация «Зайчик в гости к нам пришел», игровые упражнения «Что это?», «Будь внимателен, смотри и все правильно покажи», подвижная игра «В зайчиков».

Тема №8        Повторение  (2 занятия)

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Пробудить у детей интерес и стремление к общению на мордовском языке, создать настрой для дальнейшего ее изучения.
  • Научить дошкольников воспринимать, понимать и говорить отдельные слова. Работать над произношением вышеуказанных слов и речевых образцов.
  • Развивать сенсорные способности.
  • Воспитывать любовь к эрзянскому языку.

Практическая  часть: 30 мин.

Проговаривание считалки «Хоть мон вишкине нумолнэ», мордовская прибаутка «Давай дружок помиримся», рссматривание иллюстраций,  фонематическая зарядка «Мой веселый язычок», дидактическая игра «Покажи, не ошибись», подвижная игра «В зайчиков»

Тема№9        «Цвет»  (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Закрепить с детьми названия фруктов и овощей на эрзянском языке.
  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: якстере, сэнь, пиже, раужо, ашо, тюжа, кодамо?;

- Умаресь кодамо?

- Умаресь якстере.

Куярось пиже, покш.

- Куярось кодамо?

  • Учить правильно произносить звук [а] в слове и изолированно.
  • Активизировать в речи детей названия предметов и названия цветов на эрзянском языке.
  • Продолжить воспитывать интерес к изучению эрзянского языка.
  • Развивать память, интерес к мордовскому фольклору.
  • Воспитывать любовь к эрзянскому языку.

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, отгадывание загадки, запоминание слов и речевых образцов, дидактическая игры «Быстрые глазки», «Лото», «Магазин», «Веселый огород», игровое упражнение «Гостинцы для лесных обитателей», подвижная игра «В платки»

Тема №10        Повторение  (2 занятия)

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Закреплять с детьми названия цветов, активизировать их в речи детей.
  • Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
  • Закреплять правильное произношение слов на эрзянском языке.
  • Воспитывать интерес к мордовскому фольклору, подвижным играм.
  • Развивать внимание, связную речь, память.

Практическая  часть: 30 мин.

Беседа, сюрпризный момент, запоминание слов и речевых образцов, использование игрушки «Зайчик»,  дидактическая игры «Стоп! Палочка остановись!», «Подбери чашки к блюдцам», «Чудесный мешочек»; подвижная игра «В платки»

Тема №11        «Части тела»  (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: кедь, пильге, пря, чама, сельме, курго, судо, арась (а), аволь;

- Те мезе? – Те пильге.

- Те кедь? – Да, те кедь.

- Те курго? – Аволь, те сельме.

  • Закреплять умение различать и называть части тела человека, формировать представление об их роли.
  • Воспитывать осознанное, бережное  отношении к своему организму.

Практическая  часть: 45 мин.        

Беседа, художественное слово, разучивание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций «Моя семья», «Строение человека», работа с картинками,  игровая ситуация с дидактической куклой, дидактические игры: «Собери фигуру», «Назови правильно»

Тема №12        Повторение  (1 занятие)

Теоретический материал: 5 мин.

  • Продолжать изучать части тела на эрзянском языке.
  • Развивать разговорную речь на эрзянском языке.
  • Обогащение словаря.
  • Воспитывать любовь к эрзянскому языку.        

Практическая  часть: 15 мин.

Беседа, художественное слово, работа с карточками с изображением частей тела,

игровая ситуация с дидактической куклой, фонетическое упражнение, дидактическая игра «Что это?»

Тема №13        «Домашние животные» (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: киска, сея, туво, скал, лишме, кить? ;

Те лишме. Те скал.

Неть лишметь. Неть скалт. –

Скалось максы ловсо.

  • Учить детей говорить на эрзянском языке.
  • Учить понимать содержание вопроса и отвечать односложно.
  • Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности  так и в составе слова.
  • Повторение и закрепление слов, изученных ранее.
  • Воспитывать  у детей заботливое отношение к животным        

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, ответы на вопросы, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Угадай сказку», Кто лишний?»,

подвижная игра «Кошки – мышки»

Тема №14        Повторение (1 занятие)

Теоретический материал: 5  мин.

Задачи.

  • Упражнять детей в произношении эрзянских слов.
  • Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях,  обеспечивать перенос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале..
  • Воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке.        

Практическая  часть: 15 мин.

Беседа, ответы на вопросы, загадки о животных, работа с картинками с изображением домашних животных, рассказывание по картине с изображением домашних животных, дидактические игры «Куколка», «Дом из зерна», «Назови животных по-эрзянски»

Тема №15        «Домашние птицы»  (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами: сараз, атякш, гала, яксярга, нармунь.

Неть кить? – Неть галат.

  • Закрепить умение узнавать и различать особенности внешнего вида домашних птиц.
  • Повторение и закрепление слов, изученных ранее.
  • Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.        

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, ответы на вопросы, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций по теме, дидактическая игра «Угадай сказку»,  «Кто лишний?»,

подвижная игра «Кошки – мышки»

Тема №16        Повторение  (2 занятия)

Теоретический материал: 10  мин.

Задачи.

  • Упражнять детей в произношении эрзянских слов.
  • Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях,  обеспечивать перенос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале..
  • Воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке.

Практическая  часть: 30 мин.

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, работа по картинкам с изображением домашних птиц, картина с изображением курицы с цыплятами.  

дидактическая игра «Кто как кричит?», «Дом из зерна», «Назови , не ошибись», подвижная игра «В петушков»

Тема №17        «Дикие животные»  (2 занятия)

Теоретический материал: 10  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: овто, верьгиз, ривезь, нумоло, ур, сеель, эри;

- Нумолось эри вирьсэ?

- Да, нумолось эри вирьсэ.

- Нумолось кодамо? –

- Нумолось ашо. и т.д.

  • Учить отмечать характерные признаки представителей диких животных.
  • Повторение и закрепление слов, изученных ранее.
  • Воспитывать  у детей заботливое и бережное отношение к животным        

Практическая  часть: 30 мин.

Беседа, запоминание слов и речевых образцов, сюрпризный момент, фонетическая зарядка,  рассматривание иллюстраций по теме,   этюд «Улыбка», драматизация отрывка из сказки «Теремок», дидактические игры «Кто это так кричит?», «Угадай», «Кто самый внимательный?».

Тема №18        Повторение  (1 занятие)

Теоретический материал: 5  мин.

Задачи.

  • Упражнять детей в произношении эрзянских слов.
  • Закрепить с детьми названия домашних и диких животных на эрзянском языке, цвет и счет предметов, активизировать их словарный запас.
  • Развивать диалогическую речь детей, учить отвечать на вопросы
  • Воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке.
  • Воспитывать любовь к животным, вызвать желание заботиться о них.        

Практическая  часть: 15 мин.

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадкок, речевая гимнастика

Работа по картинкам с изображением домашних и диких животных,

дидактическая игра «Назови слово», драматизация сказки «Колобок», подвижная игра «В волков»

Тема №19        «Пища и посуда» (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: кши, сал, ведь, ловсо, ал, ой, ям, Тарелка, вакан, пенч, пеель, сянгине, ям, кал, сывель, тантей

- Бабай, дай кши.   - Дедай, на кши.  - Дай монень кши.  - На тонеть кши.

Те тарелка. Сон сэнь. Сон вишкине.  – Те мезе? – Кши ды сал.

Те пенч?   – Аволь, те пеель

  • Закреплять знания детей о различных видах посуды, их назначении.
  • Развивать любознательность, внимание.
  • Воспитывать проявление интереса к мордовскому языку и желания говорить на нем.        

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Посмотри и назови», подвижная игра «Лиса и курочка»

Тема №20        Повторение (2 занятия)

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Закрепить слова и речевые образцы по теме «Пища и посуда»
  • Способствовать закреплению их в памяти детей, умению использовать их в речи.
  • Продолжать формировать у детей навыки общения с учетом программного речевого материала»        

Практическая  часть: 30 мин.

беседа, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, рассматривание иллюстраций,  дидактическая игра «Говорящий куб», подвижная игра «Чашкесэ»

Тема №21        «Времена года»  Зима (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: Кизэ, сексь, теле, тундо, мекс? мельга, пинге, паро:

- Эйкакштнэ экшелясть.

– Косо экшелясть эйкакштнэ?

Теленть мельга сы тундось.

Кизэнть мельга сы сёксесь.

Кизэнь шка. Кизна мон якинь велев.

  • Углубить знания детей о зиме, ее характерных признаках, учить различать признаки времен года.
  • Воспитание чувства любви к природе, интерес к мордовскому языку и чувство гордости за свой народ.

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций о зиме,    

дидактическая игра «Когда это бывает?», «Вспомни разные слова», «Назови не ошибись»

Тема №22        Повторение  (2 занятия)

Теоретический материал: 10  мин.

Задачи.

  • Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
  • Развивать у детей способность наблюдать, умения строить предложения, делать выводы.
  • Воспитывать чувство любви к родной природе

Практическая  часть: 30 мин.

Беседа, тгадывание загадок, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, составление предложений по иллюстрациям,     дидактические игры:  «Когда это бывает?», «Оденем куклу на прогулку»

Тема №23        «Времена года»  Весна (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами тундо, лембе, чи, валдо, нармунь, чувто,
  • Чись валдо, лембе. Те нармунь. Неть нармунтть. Сась тундось.
  • Закреплять представления о весне.
  • Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений и животных.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.  

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций о весне, дидактические игры:  «Когда это бывает?», «Оденем куклу на прогулку»

Тема №24        Повторение  (2 занятия)

Теоретический материал: 10  мин.

Задачи.

  • Закрепить знание раннее изученных слов.
  • Формировать правильное произношение слов и слогов.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.        

Практическая  часть: 30 мин.

Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций о весне, дидактические игры: «Когда это бывает?», «Вспомним разные слова»

Тема №25        «Обувь и одежда»  (3 занятия)

Теоретический материал: 15  мин.

Задачи.

  • Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: варьгат, кемть, оршамс, каямс;

Тонгить варьгатнень.

Листь  кужов.

Те кем. Неть  кемть.  Карсить (тонгить) кемтнень.

  • Закрепить представление о предметах одежды и обуви, их назначении.        

Практическая  часть: 45 мин.

Беседа, рассматривание мордовского народного костюма, картинок из серии  «Одежда», «Обувь», дидактические игры «Одень куклу», «Одежда», «Обувь», хороводная игра «Вай, Ванине-Ванине…», подвижная игра «В платки»

Тема №26        Повторение   (2 занятия)

Теоретический материал: 10  мин.

Задачи.

  • Закрепить слова и речевые образцы по теме «Пища и посуда»
  • Способствовать закреплению их в памяти детей, умению использовать их в речи.
  • Продолжать формировать у детей навыки общения с учетом программного речевого материала»        

Практическая  часть: 30 мин.

Беседа, рассматривание картинок из серии  «Одежда», «Обувь», дидактические игры «Одень куклу», «Одежда», «Обувь», «Назови по- эрзянски»

Тема №27        Диагностика (2 занятия)

Задачи.

Определить уровень усвоения программы по дополнительному образованию

(звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь,словарь мордовских слов, навыки речевого общения, знания фольклора) )

                

Тема №28        Итоговое занятие (1 занятие)

Теоретический материал: 5  мин.

Задачи.

  • Закреплять мордовского словаря и речевых образцов изученных в течении года.
  • Развивать у детей способность наблюдать, умения строить предложения, делать выводы.
  • Воспитывать проявление интереса к мордовскому языку и желания говорить на нем.

Практическая  часть: 15 мин.Беседа,  дидактические игры, фонетическая зарядка, подвижная игра, работа с иллюстрациями.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ

«ЭРЗЯНОЧКА»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

     Непосредственно образовательная деятельность кружка по обучению мордовскому (эрзя) языку имеет познавательно - речевое направление. Каждое занятие включает:

1. Закрепление слов - приветствий .

  1. Фонематическую зарядку для закрепления произношения звуков.
  1.  Сюрпризный момент: приход игрушек, куклы - мордовочки, сказочных персонажей.
  1. Беседы познавательного характера.
  2. Дидактические игры.
  3. Пальчиковые игры.
  4. Загадки.
  5. Разучивание и повторение потешек, песенок, стихотворений, считалок.
  6. Подвижные игры.

     Для успешного решения образовательно-воспитательных задач необходимо в начале изучения программного материала вызвать интерес у детей к изучению мордовского (эрзя) языка, создать эмоциональный настрой.

     Следующий этап изучения мордовского (эрзя) языка включает в себя задачу: выучить заданный материал по данной теме, закрепить речевые образцы и словарь на эрзянском языке. В конце занятия предусматривается разучивание мордовского фольклора и мордовских подвижных игр.

     Для успешного усвоения задач, для занятий подбирается демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, предметные и сюжетные картинки, предметы, дидактические куклы, в соответствии с темой занятия.

    Структура занятия. Каждое занятие имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части (приветствие, сюрпризный момент, фонематическая зарядка, беседа), затем следует основная часть: освоение лексического материала на мордовском (эрзянском) языке и в конце –заключительная часть: закрепление речевого материала по данной теме на мордовском (эрзянском) языке.

      Подготовительная часть по продолжительности занимает 3- 5 минут, имеет свои задачи: проводится текущая проверка пройденного материала; пробуждается интерес у детей к изучению мордовского (эрзя) языка.

 Для решения этих задач в подготовительной части используются следующие методические приемы: приветствие, фонематическая зарядка, сюрпризный момент, загадывание загадки, беседа.

Основная часть занимает 10-12 минут и содержит следующие задачи:

 - накопление определенного словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- формирование навыков речевого общения;

     Для этого с детьми проводятся игровые ситуации, дидактические и словесные игры, вопросно-ответная беседа; ведется работа с предметными и сюжетными картинками с иллюстрациями, используется демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, дидактические куклы и предметы соответствующие изучаемой теме.

Заключительная часть занимает 3-5 минут.

     Основными задачами являются:

закрепление в разговорной речи детей лексического материала по определенной теме на мордовском (эрзя) языке;

с помощью мордовского фольклора развивать разговорную речь детей;

с помощью мордовских подвижных игр развивать двигательную активность детей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ

«ЭРЗЯНОЧКА»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Библиотечный фонд

Книгопечатная продукция

Количество

Примечание

Мы в Мордовии живем: региональный

образовательный модуль дошкольного образования /О. В. Бурляева и др./; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015.- 84 с.

Программа и методические рекомендации. Обучение детей мордовским/мокша и эрзянскому/ языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. А.И. Исайкина, МРИО.- Саранск, 2007

Д

Методические разработки по обучению детей

среднего дошкольного возраста эрзянскому языку.  Н.Т. Яковкина, В.А. Кудряшова

Д

Уроки мокшанского, эрзянского. Н.Б. Голенков-С.;  изд. Дом «Писатель», 2006

Д

Учимся думать и говорить по-мокшански, по-

эрзянски. Учебное пособие. Н. Голенков-С.; изд. Дом  «Книга», 2009

Д

Щемерова Н. Н. Развитие речевого общения

дошкольников на мордовских языках: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт. - сос. Н. Н. Щемерова; Мордов. гос.

пед. ин-т. - Саранск, 2013.

Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». сост. Е. Н. Киркина /. - Саранск: Мордов. кн.изд-во,2013.         

               Технические средства обучения

1 Магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок

2 Аудиоцентр (магнитофон)

3 Компьютер

4 Фланелеграф

5 Ширма с набором приспособлений для крепления  картинок

Д

Д

Д

Д

Д

Печатные пособия

Демонстрационный материал: 

-предметные картинки,

- сюжетные картинки.

Д

Д

Альбомы:

- «Мордовская национальная одежда»,

- «Мордовия»,

- «Достопримечательности города Саранска»,

- «Мой край, Мордовия моя»,

- «Заповедные места Мордовии»,

- «Саранск»

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Картотеки:                 

- «Мордовский фольклор»,                 

- «Мордовские подвижные игры»

Д

Д

Дидактические игры

П

Дидактический материал

Стилизованная матрешка                 

Флаги:

- российский,                 

- республики Мордовия                 

Куклы: русская, мордовочка                 

Муляжи фруктов, овощей                 

Маски для театрализованных и подвижных игр

Предметы домашней утвари:

- лавка,

- деревянная посуда,

- прялка,

- люлька.

Предметы декоративно-прикладного искусства:

- скатерть,

- салфетки,

- полотенца,

- рушники

Мордовские костюмы: взрослый, детские

Бубен

Флажки

Игрушки

Д

Д

Д

Д

К

 Д

Д

К

Д

К

К

•        Д - демонстрационный материал (не менее 1 на группу)

•        К - полный комплект (на каждого)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования/О. В. Бурляева и др./; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015.- 84 с
  2. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.
  3. Голенков, Н. Б. Уроки мокшанского, эрзянского : учеб. пособие / Н. Б. Голенков. – Саранск : Изд. дом «Писатель», 2006. – 80 с.
  4. Голенков, Н. Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски : учеб. пособие, / Н. Б. Голенков. – Саранск : Изд. дом «Книга», 2007. – 80 с.
  5. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников : Старшая группа : метод. пособие для пед. дошк. образ. учреждений / Л. Г. Горькова, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2009. – 336 с.
  6. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск : Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
  7. Поляков, О. Е. Учимся говорить по-мокшански : учеб. пособие / О. Е. Поляков. – Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1995. – 200 с.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

1. День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост.: М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. – 288 с.

2. Земля была б без них мертва : Предания и устные рассказы / сост. Л. В. Седова. - Саранск, 1991. – 65 с.

3. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. Т.1. Редкие виды растений, лишайников и грибов / сост. Т. Б. Силаева. – Саранск : Морд.кн.изд-во, 2003. – 288 с.

4. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. Т.2. Животные / сост. В. И. Астрадамов. – Саранск : Морд.кн.изд-во, 2005. – 333 с.

5. Лисьмаприне : Вишкинетнень туртов хрестоматия / сост. А. И. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с. Родничок : Хрестоматия для маленьких / Сост. А. И. Брыжинский 16. Луговой, А. Е. Крылатые друзья / А. Е. Луговой. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 128 с.

6. Мифы и герои мордовского народа / сост. Н. Мокшин, Е. Руськина, К. Шапкарин. – Саранск : Фонд «Открытая Мордовия», МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. – 48 с.

7. Мокшин, Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читалей / Н. Ф. Мокшин. – Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ, 2007 . – 48 с.

8. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост.: А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев.- 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. – 386 с.

9. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова . - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 336 с.

10. По районам Мордовии : книга-путешествие / сост. А. Ямашкин, Т. Задкова, К. Шапкарин. – Саранск : Фонд «Открытая Мордовия», МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. – 48 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

ПРОГРАММА дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности для детей 3-4 лет « Мы юные экологи»

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа «Happy English» (английский язык)

Программа по изучению английского языка для дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...