Знакомство со звуками [ Н ] и [ Н' ]
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Познакомить детей со звуками Н и Н'

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Звуки Н, Нь, буква Н».

Цель: познакомить детей со звуками [Н]-[Нь] и буквой Н.

Задачи:

Воспитывать навыки чёткого произнесения звуков "Н" "Нь" в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, речь, мышление, память; развивать мелкую моторику. 

Учить умению слушать друг друга и воспитателя; учить детей определять место звука Н-Нь в слове (в начале, в середине, в конце); закреплять умение делать звукобуквенный анализ слова; учить составлять предложения по двум опорным картинкам. Чтение слогов с буквой "Н". Пополнение словарного запаса.

Материал: русский алфавит с названиями букв. Предметные картинки: нос, небо, машина, деньги, леденец, наклейка, телефон, слон, лимон, тюлень, ноготь, клоун. Подносы с манной крупой. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра "Слоговые домики".

Ход занятия.

Воспитатель: 

 - Ребята отгадайте загадку:

Две босые ножки ходят по дорожке,

Бегают и прыгают,

Да друг дружкой дрыгают.

Попадут сапожкам в плен,

Превратятся в букву …

Знакомство со звуками "Н", "Нь".

- Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но – но - но).

- Какой звук вам знаком в этом слове?

- А какой звук не знаете?

- Можно пропеть звук "Н"?

- Что участвует в произнесении звука "Н"? (язык, зубы, губы).

Значит, звук "Н" согласный, твёрдый. А в слове конь - какой последний звук? (Нь).

Значит, звук "Н" бывает твёрдым и мягким.

 Игра "Где звук?"

Определить место звуков "Н", "Нь" в словах: нос, небо, машина, деньги, леденец, наклейка, телефон, слон, лимон, тюлень, ноготь, клоун.

У детей по две картинки.

Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук "Н" в словах.

- Поднимите картинки те, у кого мягкий звук "Нь" в словах.

- У кого звуки "Н", "Нь" - в конце слова.

- в начале слова.

- в середине слова.

 Звукобуквенный анализ слова СЕНО.

- Составим схему слова СЕНО.

- Сколько слогов в слове СЕНО? (похлопали)

Дети. Два слога.

- Какой первый слог?

  Дети. СЕ.

- Какой первый звук в этом слоге?

  Дети. Звук [C].

- Дайте ему характеристику.

  Дети. Согласный, глухой, мягкий.

- Каким квадратом обозначим?

  Дети. Обозначим синим квадратом.

- Какой второй звук в этом слоге?

  Дети. Звук [Е].

- Дайте ему характеристику

  Дети. Гласный звук.

- Каким квадратом обозначим?

  Дети. Обозначим красным квадратом.

- Какой второй слог в слове СЕНО?

  Дети. Слог НО.

- Какой первый звук в слоге НО?

  Дети. Звук [Н],

- Дайте характеристику звука [Н].

  Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.

- Какой второй звук в слоге НО?

  Дети. Звук [О].

- Дайте характеристику звуку [О].

  Дети. Гласный звук.

- Молодцы!

Игра "Найди пару".

Составление предложений по двум опорным картинкам.

У детей по одной картинке: лимон, диван, нельзя, машина.

На столе у воспитателя картинки: чай, подушка, цветы, дорога.

Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.

Пример: Нельзя рвать цветы на клумбе.

Знакомство с буквами "Н" "н". Показ буквы, рассматривание буквы.

На что похожа буква "Н"?

"Вот буква «Н» - её запомнить просто

Две палки равные по росту.

И перекладина одна

Посередине всем видна».

У детей подносы с манной крупой. Написать букву "Н" на крупе.

Игра "Слоговой домик".

Чтение слогов по строчкам и столбикам.

НО

НА

НУ

НЫ

НИ

ЛО

ЛА

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

 

Пополнение словарного запаса.

Сказка про букву «Н»
Автор: Ирис Ревю.

Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая.

Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у неё был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет!

Букве Н нравилось говорить слово «нет», и ничего при этом не делать.

Какая неуживчивая буква!

Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ всё время слышать слово «нет»?

Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто её ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался!

Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной!

И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что говорят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой!

Нужной!

Нежной!

Находчивой!

Вот так вот буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н очень хорошая, потому что она – самая новогодняя буква на свете!



Итог занятия. 

- Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?

- А о какой букве?

- Что вам больше всего понравилось?

- А что для вас было самым сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...