Программа кружковой работы "Путешествие в страну АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

В данной программе представлены актуальность, цель, задачи и преспективный план занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы «Путешествие в страну АБВГДейка»

для детей старшего дошкольного возраста

1.Актуальность.

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Недоразвитие речи - речевое  нарушение, которое приводит к плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит , и оскудению русского языка в целом.

Обучение грамоте детей  старшего дошкольного возраста является необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Недосформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха ,не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова: дети с трудом могут выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют начальные и конечные звуки в слове, место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе в помощь подключается зрение.

Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребенка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Кружок «По дороге к азбуке»-это учеба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так  как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры  по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

2.Пояснительная записка.

Цель программы:

Предотвратить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения у детей.

Задачи:

-Учить буквы,формировать буквенный гнозис.

-Формировать навык слогослияния.

-Обучать грамотному, осознанному чтению.

-Формировать звуковой анализ и синтез слов.

-Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

-Автоматизация звуков.

Программа разработана с учетом основных принципов:

-Последовательности (все задачи решаются методом «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

-Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

-Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

-Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

-Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

-Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи).

Сроки реализации программы.

Данная программа  рассчитана на  8 месяцев обучения (октябрь-май-32 занятия для детей 6 лет).

Формы и режим занятий.

Проведение занятий планируется 1 раз в неделю фронтально (подгрупповая форма работы допускается), продолжительностью 25 минут .

Ожидаемые результаты.

По окончанию обучения у ребенка должны быть сформированы элементарные навыки чтения.

3.Содержание программы.

Организация процесса обучения

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания  в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми- фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года-32 занятия.

Содержание занятий:

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве.

1.Звуки:

-понятие «Звук»;

-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие;

-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких согласных;

-выделение  звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

-звуковой анализ состава слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2.Буквы:

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются так, как они звучат в твердой позиции в слове.

-Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети  сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.;

-Предлагается стихотворное описание  графического образа буквы. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

-Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

           -Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

           -Обведение буквы по трафарету;

           -Обведение буквы по контуру;

           -Запись буквы в воздухе;

           -Выкладывание букв с помощью счетных палочек, фасоли и т.д.

-Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

3.Слоги:

-подбор слов на заданный слог;

-составление.

-чтение прямых и обратных слогов.

4.Слова:

-выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

-составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

-восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

-чтение слов без стечения согласных.

5.Предложение.

-Составление предложений с заданным словом;

-Подсчет слов в предложении;

-Чтение простых предложений.

Мониторинг

Мониторинг проводится два раза в год.

Для определения готовности детей к усвоению материала необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на ЗБР.

Для определения  уровня усвоения программы мониторинг проводится  в конце года.

По окончанию обучения

Дети должны знать:

- определения  понятий : звук, буква, слово, предложение, текст;

-отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;

-графическое обозначение звуков и слов.

Дети должны уметь:

-различать гласные и согласные звуки;

-дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

-различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение.

-определять в словах место и последовательность звуков;

-определять количество звуков в словах, слов в предложениях;

-выполнять звукобуквенный анализ слов;

-плавно читать целыми словами,

-читать короткие предложения типа У Тани кот.

-составлять из букв разрезной азбуки слова.

-проводить звуковой анализ слов типа мишка.

4.Перспективный план занятий

Тема занятия,задачи

Октябрь

1.

Мониторинг

-Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

2

Речевые и неречевые звуки

-знакомство детей со звуками речи

3

Звук и буква . Алфавит

Дифференциация понятий «звук» и «буква»

-Знакомство с алфавитом.

Ноябрь

1.

Буква А

-Познакомить с гласной буквой Аа

2

Буква О

-Познакомить с гласной буквой Оо

3

Буква У.

-Познакомить с гласной буквой Уу

4

Буква И

-Познакомить с гласной буквой Ии

5

Повторение пройденных букв

-анализ сочетаний ау , уа

Декабрь

1.

Буква ы

-Познакомить с гласной буквой Ы

2.

Буква Ээ

-Познакомить с гласной буквой Ээ;

-Учить детей словоизменению.

3.

Буква Мм

-познакомить с согласной буквой Мм.

4.

Буква Нн

-познакомить с согласной буквой Нн

Январь

1.

Буква Хх

2.

Повторение пройденных букв

Анализ открытых и закрытых слогов с буквами  Н М Х

3.

Буква Кк

-Познакомить с согласной буквой Кк

-Анализ и чтение слогов  и слова Мак с буквой Кк

Февраль

1.

Буква Пп

-Анализ и чтение слогов с буквой П

2.

Буква Сс

3

Буква Дд

-Чтение и анализ слогов и слов дом,дым

4.

Буква Тт

Март

1.

Буква Вв

2.

Буква Бб

3.

Буква Зз

4.

Буква Фф

5.

Повторение пройденных букв.

-Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын.

Апрель

1.

Буква Гг

2.

Буква Шш

3.

Буква Лл

4.

Буква Жж

Май

1.

Буква Рр

2.

Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

3.

Повторение пройденных букв

-чтение предложений с изученными буквами

4.

Мониторинг.

.Литература и оборудование.

Список оборудования и материалов:

-Рабочие тетради  по обучению грамоте;

-Графические изображения букв;

-Индивидуальные кассы букв и слогов.

Список литературы:

1.Л.Е.Журова , Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В.Дуровой.-М.: «Школьная пресса», 2004 г.

2.Л.Ю.Бондарева  «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день».-Ярославль: Академия развития, 2008.

3.Н.А. Гоголева, М.Д.Маханева «Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие»-СПб:ТЦ Сфера, 2021

4.О.В.Чистякова «Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников, их родителей и педагогов»-СПб:  Литера,2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся ...

рабочая программа по кружковой работе "Секреты природы" для детей старшего дошкольного возраста

За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей возрастной группы взята программа Н.А.Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жиз...

Программа кружковой деятельности "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста

    Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старше...

Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста

Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....

Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект литературно-музыкальная программа ко дню Независимости России для детей старшего дошкольного возраста «Россия – моя страна!»

Конспект  литературно-музыкальная программа ко дню Независимости России для детей старшего дошкольного возраста «Россия – моя страна!»...