Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи во всех возрастных группах»
консультация по обучению грамоте

Слонова Анна Александровна

Консультация для воспитателей на тему

«Формирование грамматического строя речи во всех возрастных группах»

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение родному языку на специальных занятиях. Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

- обогащения и активации словаря;

- работы над смысловой стороной слова;

- формирования грамматического строя речи;

- воспитания звуковой культуры речи;

- развития элементарного осознания языковых явлений и др.

При этом главной задачей на занятии (особенно со старшими дошкольниками) является развитие связной монологической речи.

Основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи

- Словарная работа направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов, умение применять усвоенные слова в связном высказывании;

- Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и, особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривания картин, придумывания самостоятельных рассказов, дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, обучаются согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Такие упражнения способствуют тому, что ребенок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказа. Особенное влияние на формирование навыков связной речи оказывают синтаксические упражнения.

- Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания.

Каждое занятие решает и воспитательные задачи. У детей развиваются культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества личности.

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе продолжается работа по накоплению, обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи. Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи.

Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Решая игровую задачу, отгадывая, чей голос слышится (Игра «Чей голос?»), запоминая предметы, выставленные на столе (Игра «Чего не стало?»), узнавая предмет по описанию (Игра «Чудесный мешочек»), дети овладевают грамматическими навыками.

Планировать проведение игр с грамматическим содержанием надо в комплексе со всей воспитательно - образовательной работой. Так, упражняя в правильном употреблении названий детенышей  животных («Кто у кого?», «Кто поет?») педагог организует наблюдения за животными и их детенышами, читает и рассказывает о том, как животные заботятся о малышах (кормят, оберегают, грают), каковы их повадкипривычки, показывает картинки. Это обеспечивает осознанное усвоение ребенком речевых умений и навыков.

Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает воспитатель. Самостоятельно новые формы дети образуют по аналогии с образцом, задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его. А эмоционально насыщенном разговоре внимание на ошибках вообще не фиксируется.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Для развития связной речи используются пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений (сказки, рассказы), рассматривание и словесное описание (с помощью педагога)  картин и игрушек.

На начальном этапе дошкольники воспроизводят текст, подключаясь к пересказу взрослого, повторяя за ним отдельные слова или целые предложения.

Задания, направленные на развитие связной речи, должны органически входить в содержание  занятия. Сначала дети рассматривают картинку (игрушку), далее отвечают на вопросы о предметах (что это?, кто это?), их признаках и действиях. Затем организуется совместное рассказывание. Воспитатель начинает предложение, ребенок его заканчивает. «Это…(лиса). Она… (большая, пушистая, хитрая), охотится на мышей и т.п.)». После совместного рассказывания дети могут самостоятельно повторить текст. В дальнейшем воспитатель учит детей при рассматривании картины замечать в ней главное и постепенно переводит их от простого перечисления предметов, признаков и связным высказываниям.

После беседы по картине воспитатель составляет вместе с ребенком рассказ, показывая ему, как строить предложение, как  соединять предложения между собой.

У ребенка младшего возраста уровень связности речи во многом зависит от его умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст с помощью цепной местоименной связи (Это кошка. Она любит молоко), синонимической замены (Это котенок. Котенок играет.), лексического повтора (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.).

В процессе совместного со взрослым рассказывания ребенок усваивает разные типы синтаксических связей.

При рассматривании игрушек детей подводят к составлению описательных рассказов. Рассматривание начинается с выполнения детьми лексических и грамматических задач: они подбирают нужные определения, образую соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.

Развитие речи вне занятий

Формирование грамматического строя речи осуществляется прежде всего в повседневном общении ребенка с окружающими. Педагог развивает у воспитанников речевую активность, потребность общаться, делиться друг с другом впечатлениями. Он поощряет детей к рассматриванию картинок, лото, спрашивает о названиях предметов, их качеств, частей, назначении.

Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата осуществляется на речевой гимнастике (2 – 3 мин.). кроме того, в свободное время воспитатель организует и проводит игры на развитие слухового восприятия, речевого слуха; разучиваются стихи, потешки. При этом педагог обращает внимание на громкость, четкость произнесения слов, фраз, на правильное использование темпа речи, интонационных средств выразительности.

Средняя группа

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей.

Наряду с уже известными упражнениями в средней группе проводятся новые: «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа мн.ч. существительных), «Поручения» (на образование формы повелительного наклонения глаголов), «Магазин» (на употребление названий предметов посуды), «Вы хотите? – Мы хотим» (на спряжение глагола хотеть) и др. Педагог подбирает словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в Род.падеже мн.числа в зависимости от окончания в Именительном падеже (полы, столы – полов, столов, но стулья, деревья – стульев, деревьев). Так, после неоднократного проведения игры «Магазин», в которой детей учили разным способам образования названий предметов посуды (сахарница, салатница, но солонка, масленка и т.п.), воспитатель обобщает: «Не все предметы посуды называются похоже».

В средней группе проводят игровые упражнения, с помощью которых дошкольников учат правильно согласовывать слова в предложении. Например, в процессе упражнения «Загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, веселая?», и т.п.). подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому воспитатель доброжелательно относится даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активировалась поисковая деятельность и чтобы они в итоге получили образец правильной речи («О щенке скажем – веселый, о собаке – веселая. «Веселая щенок – нельзя сказать»).

Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения речи. этому способствуют вопросы проблемного характера: «почем воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?»; «Чем так заинтересовался мальчик, что забыл о своей лодочке?» и др.

Словарная работа

- расширение активного словаря, путем введения новых слов;

- выделение в предметах качеств, свойств, деталей и правильное обозначение их соответствующими словами;

- постепенное знакомство со словами, имеющими противоположное значение. («Петух сильный, а цыплята?»).

- лексические упражнения (например, для активизации глаголов полезны упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?» «Кто что делает? – кошка мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает молоко и т.п.);

- учим воспитанников употреблять обобщающие слова: («Какая мебель стоит у вас дома?», «Какая одежда надета на вас?»);

- прием сравнения для формирования умения обозначать качества, свойства предметов, игрушек с помощью прилагательных (например, показывая детям двух кукол, спрашиваем «Что у них одинаковое, а чем они различаются?»).

В средней группе виды заданий по формированию навыков связной речи усложняются. Дети учатся пересказывать литературные произведения, рассказывать по картине, описывать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления ил личного опыта. На этих занятиях детей подводят к самостоятельному рассказыванию.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется во время речевой гимнастики, в повседневном общении. Для развития связной речи необходимо регулярно разговаривать с детьми, в непринужденной форме расспрашивать ребят, что интересного они увидели по дороге в детский сад, чем занимались дома. Воспитатель не удовлетворяется односложными ответами, а с интересом выслушав ребенка, побуждает его к развернутым высказываниям. Особое внимание педагог уделяет детям молчаливым, которые мало высказываются на занятиях. Необходимо организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм; по желанию детей игры – драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок, побуждать детей к рассказыванию сказок по их выбору.

Старшая группа

У ребенка старшего дошкольного возраста речь достигает довольно высокого уровня. Уже накоплен достаточный запас слов, поэтому как ведущая выступает задача уточнения и активизации словарного запаса. Особое внимание в словарной работе следует уделять качественному аспекту: расширению запаса слов за счет прилагательных, глаголов, слов сходного и противоположного значения (синонимов и антонимов). На шестом году в основном завершается важнейший этап речевого развития – усвоение ребенком грамматической системы языка. Дети усваивают систему склонения и спряжения слов родного языка, основные способы словообразования, способы построения синтаксических конструкций разных типов. Постепенно на первый план начинают выдвигаться задачи усвоения ребенком  нормативных «неправильных» форм изменения слов, уже вошедших в его активный словарь, выработки критического отношения к грамматическим ошибкам в своей и чужой речи. повышается удельный вес специальных речевых упражнений, с помощью которых детей учат пользоваться грамматическими средствами, воспитывают у ребенка интерес и внимание к языковым явлениям.

Если во второй младшей и средней группах детей только подводят к самостоятельному рассказыванию, то в старшей они уже осваивают основные типы монологической речи – пересказ и рассказ.

В старшей группе детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Формирование у детей представления о том, что речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова 0 из слогов и звуков, т.е. выработка осознанного отношения к речи, необходимы для подготовки дошкольников к усвоению грамоты.

Большой удельный вес на занятиях занимает решение проблемных речевых задач, с помощью которых дети учатся творчески применять свои знания и представления. Полезны упражнения на образование по аналогии с образцом трудных форм (ботинок, чулок, носков, тапочек и др.). Можно при этом сочетать рифмовки с показом картинок («Мы увидели сорок без…. ботинок и… чулок и щенков без…носков»).

Грамматический материал закрепляется как в уже использовавшихся на предыдущих этапах, так и в некоторых новых играх и игровых упражнениях: «Чего не хватает портнихе для работы?» (на образование форм Род.падежа существительных); «Мишка и Буратино разговаривают по телефону» (на спряжение глагола звонить); «Угадай, где я был?» (на образование форм Винит.падежа множ.числа существительных, обозначающих животных); «Размытое письмо» (на построение сложного предложения с опорой на начальные слова, построение сложноподчиненных предложений); «Парные картинки» (на усвоение родовой принадлежности существительных) и другие игры и упражнения.

Успешному обучению связной речи способствует комплексный подход, при котором обеспечивается сочетание задач обучения рассказыванию с лексическими, грамматическими задачами, а также с задачами воспитания звуковой культуры речи и обучения рассказыванию.

Задания лексического и грамматического характера ставятся перед детьми при анализе литературного произведения (занятия по пересказыванию) при составлении описательных рассказов по картине или игрушке, а также при самостоятельном рассказывании.

Вне занятий прежде всего следует создавать условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовывать речевое общение детей во время игры, режимных процессов.

С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений, вне занятий проводят указанные выше или аналогичные игры с грамматическим содержанием. Кроме того, воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки. Особая роль принадлежит вечерам досуга, звуковым викторинам, речевым, дидактическим, настольным играм.

Подготовительная группа

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования и синтаксиса детской речи. она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования  в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правилах.

Детям подготовительной группы на занятиях сообщаются некоторые грамматические правила6 слова пальто, кофе, какао, кенгуру, пианино не изменяются; одевают – кого-то, надевают – что-то; одеть – Таню, Артема, куклу, надевать – шапку, ботинки и т.п. подобные правила касаются норм литературной речи. воспитатель должен вооружить детей средствами самоконтроля. Этому служат задания на самопроверку. Используются такие традиционные приемы, как образец речи взрослого, повторение за воспитателем форм Родительного падежа множественного числа существительных или форм Винительного падежа множественного числа существительного, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Большое значение при руководстве детьми на занятиях имеют наводящие вопросы. Они способствуют активизации прошлого опыта детей.

Приемы исправления грамматических ошибок

Воспитатель должен постоянно прислушиваться к речи детей, исправлять грамматические ошибки. Например, «Саша, ты оговорился. Надо сказать «Мы хотим поиграть, а не так, как ты сказал сначала». Мы уже знаем, что слово Хотеть изменяется по-разному, когда мы говорим об одном человеке и о многих. Правильно сказать: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. Или: «Ты неправильно изменил слово груши. Надо говорить: много груш, так же как много слив, трав, гвоздик».

Или: при образовании степеней сравнения прилагательного чистый по аналогии с веселый – веселее ребенок сказал «чистее». Воспитатель: «Правильно, чище; или «Почти правильно, только поточнее надо сказать – чище».

Детей старшего дошкольного возраста уже можно подводить к сознательном выбору верной формы из нескольких вариантов:

1. Дополни предложение: Бельчонок выпал из гнезда, потому…

Бельчонок забрался на высокую ель… (Зачем?)

Он стал грызть орех, хотя…

2. Подбери слова, родственные слову полет; слова лед и подледный – родственные слову полет или нет?

3. «Кто у кого?»

У белки – бельчонок, у лисы – лисенок. А у гуся кто?... У червяка?... У овцы?... У жирафа?...

4. «Чего не хватает?»

Вова на лето уезжает к бабушке в деревню. В сумку положили панаму, футболки, носовые платки. Чего не хватает? (Картинки-подсазки: носки, сапоги, шорты, сандалии)

5. Отгадай загадки:

Коричневая, пушистая, меховая – это воротник или варежка? Скажи почему.

Голубая, махровая, мягкая – это банное полотенце или простыня? Почему?

Работа по формированию грамматического строя речи детей вне занятий

Данная работа имеет 4 основных аспекта. Во-первых, при ознакомлении детей с окружающим необходимо привлекать их внимание к названиям предметов, объектов, людей. В беседах с детьми необходимо задавать вопросы, требующие ответа сложным предложением (почему? Зачем? Когда? Как? и др.). Целесообразно давать детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами (в, на, за, из, до, с, под) и наречиями (сверху, снизу, сбоку, направо, налево, прямо, вперед, назад, между), без опоры на наглядность.

Во время прогулок, экскурсий важно обращать внимание детей на явления, которые обозначаются однокоренными словами: снежная баба, снеговик, заснеженный, снегоход.

Третий аспект – это игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, направленные на закрепление учебного материала. И, наконец, важная роль в работе с детьми принадлежит индивидуальным упражнениям.

В целях развития связной речи проводятся: пересказ литературного произведения (рассказ или сказка), рассказывание по картинке (игрушке), рассказывание на темы из личного опыта, творческое рассказывание. На всех занятиях, а не только на речевых, необходимо развивать и закреплять умения строить высказывания логически правильно, точно, грамотно говорить выразительно.

Развитие связной речи тесно связано с формированием грамматических навыков и с лексической работой. Все эти задачи хорошо взаимодействуют при анализе литературного произведения, во время рассматривания картин. Ребенок учится распознавать смысловые оттенки слова.

Грамматические упражнения полезно использовать при пересказе, рассказывании по картине или игрушке, а также в разных видах творческого рассказывания.

Когда дети в пределах одного занятия выполняют задания по лексику и грамматике и здесь же придумывают рассказ на тему, подсказанную этими упражнениями, происходит перенос усвоенных способов в область связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование грамматического строя речи»

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение родному языку на специальных занятиях. Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

- обогащения и активации словаря;

- работы над смысловой стороной слова;

- формирования грамматического строя речи;

- воспитания звуковой культуры речи;

- развития элементарного осознания языковых явлений и др.

При этом главной задачей на занятии (особенно со старшими дошкольниками) является развитие связной монологической речи.

Основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи

- Словарная работа направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов, умение применять усвоенные слова в связном высказывании;

- Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и, особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривания картин, придумывания самостоятельных рассказов, дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, обучаются согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Такие упражнения способствуют тому, что ребенок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказа. Особенное влияние на формирование навыков связной речи оказывают синтаксические упражнения.

- Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания.

Каждое занятие решает и воспитательные задачи. У детей развиваются культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества личности.

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе продолжается работа по накоплению, обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи. Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи.

Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Решая игровую задачу, отгадывая, чей голос слышится (Игра «Чей голос?»), запоминая предметы, выставленные на столе (Игра «Чего не стало?»), узнавая предмет по описанию (Игра «Чудесный мешочек»), дети овладевают грамматическими навыками.

Планировать проведение игр с грамматическим содержанием надо в комплексе со всей воспитательно - образовательной работой. Так, упражняя в правильном употреблении названий детенышей  животных («Кто у кого?», «Кто поет?») педагог организует наблюдения за животными и их детенышами, читает и рассказывает о том, как животные заботятся о малышах (кормят, оберегают, грают), каковы их повадкипривычки, показывает картинки. Это обеспечивает осознанное усвоение ребенком речевых умений и навыков.

Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает воспитатель. Самостоятельно новые формы дети образуют по аналогии с образцом, задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его. А эмоционально насыщенном разговоре внимание на ошибках вообще не фиксируется.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Для развития связной речи используются пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений (сказки, рассказы), рассматривание и словесное описание (с помощью педагога)  картин и игрушек.

На начальном этапе дошкольники воспроизводят текст, подключаясь к пересказу взрослого, повторяя за ним отдельные слова или целые предложения.

Задания, направленные на развитие связной речи, должны органически входить в содержание  занятия. Сначала дети рассматривают картинку (игрушку), далее отвечают на вопросы о предметах (что это?, кто это?), их признаках и действиях. Затем организуется совместное рассказывание. Воспитатель начинает предложение, ребенок его заканчивает. «Это…(лиса). Она… (большая, пушистая, хитрая), охотится на мышей и т.п.)». После совместного рассказывания дети могут самостоятельно повторить текст. В дальнейшем воспитатель учит детей при рассматривании картины замечать в ней главное и постепенно переводит их от простого перечисления предметов, признаков и связным высказываниям.

После беседы по картине воспитатель составляет вместе с ребенком рассказ, показывая ему, как строить предложение, как  соединять предложения между собой.

У ребенка младшего возраста уровень связности речи во многом зависит от его умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст с помощью цепной местоименной связи (Это кошка. Она любит молоко), синонимической замены (Это котенок. Котенок играет.), лексического повтора (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.).

В процессе совместного со взрослым рассказывания ребенок усваивает разные типы синтаксических связей.

При рассматривании игрушек детей подводят к составлению описательных рассказов. Рассматривание начинается с выполнения детьми лексических и грамматических задач: они подбирают нужные определения, образую соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.

Развитие речи вне занятий

Формирование грамматического строя речи осуществляется прежде всего в повседневном общении ребенка с окружающими. Педагог развивает у воспитанников речевую активность, потребность общаться, делиться друг с другом впечатлениями. Он поощряет детей к рассматриванию картинок, лото, спрашивает о названиях предметов, их качеств, частей, назначении.

Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата осуществляется на речевой гимнастике (2 – 3 мин.). кроме того, в свободное время воспитатель организует и проводит игры на развитие слухового восприятия, речевого слуха; разучиваются стихи, потешки. При этом педагог обращает внимание на громкость, четкость произнесения слов, фраз, на правильное использование темпа речи, интонационных средств выразительности.

Средняя группа

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей.

Наряду с уже известными упражнениями в средней группе проводятся новые: «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа мн.ч. существительных), «Поручения» (на образование формы повелительного наклонения глаголов), «Магазин» (на употребление названий предметов посуды), «Вы хотите? – Мы хотим» (на спряжение глагола хотеть) и др. Педагог подбирает словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в Род.падеже мн.числа в зависимости от окончания в Именительном падеже (полы, столы – полов, столов, но стулья, деревья – стульев, деревьев). Так, после неоднократного проведения игры «Магазин», в которой детей учили разным способам образования названий предметов посуды (сахарница, салатница, но солонка, масленка и т.п.), воспитатель обобщает: «Не все предметы посуды называются похоже».

В средней группе проводят игровые упражнения, с помощью которых дошкольников учат правильно согласовывать слова в предложении. Например, в процессе упражнения «Загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, веселая?», и т.п.). подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому воспитатель доброжелательно относится даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активировалась поисковая деятельность и чтобы они в итоге получили образец правильной речи («О щенке скажем – веселый, о собаке – веселая. «Веселая щенок – нельзя сказать»).

Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения речи. этому способствуют вопросы проблемного характера: «почем воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?»; «Чем так заинтересовался мальчик, что забыл о своей лодочке?» и др.

Словарная работа

- расширение активного словаря, путем введения новых слов;

- выделение в предметах качеств, свойств, деталей и правильное обозначение их соответствующими словами;

- постепенное знакомство со словами, имеющими противоположное значение. («Петух сильный, а цыплята?»).

- лексические упражнения (например, для активизации глаголов полезны упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?» «Кто что делает? – кошка мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает молоко и т.п.);

- учим воспитанников употреблять обобщающие слова: («Какая мебель стоит у вас дома?», «Какая одежда надета на вас?»);

- прием сравнения для формирования умения обозначать качества, свойства предметов, игрушек с помощью прилагательных (например, показывая детям двух кукол, спрашиваем «Что у них одинаковое, а чем они различаются?»).

В средней группе виды заданий по формированию навыков связной речи усложняются. Дети учатся пересказывать литературные произведения, рассказывать по картине, описывать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления ил личного опыта. На этих занятиях детей подводят к самостоятельному рассказыванию.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется во время речевой гимнастики, в повседневном общении. Для развития связной речи необходимо регулярно разговаривать с детьми, в непринужденной форме расспрашивать ребят, что интересного они увидели по дороге в детский сад, чем занимались дома. Воспитатель не удовлетворяется односложными ответами, а с интересом выслушав ребенка, побуждает его к развернутым высказываниям. Особое внимание педагог уделяет детям молчаливым, которые мало высказываются на занятиях. Необходимо организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм; по желанию детей игры – драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок, побуждать детей к рассказыванию сказок по их выбору.

Старшая группа

У ребенка старшего дошкольного возраста речь достигает довольно высокого уровня. Уже накоплен достаточный запас слов, поэтому как ведущая выступает задача уточнения и активизации словарного запаса. Особое внимание в словарной работе следует уделять качественному аспекту: расширению запаса слов за счет прилагательных, глаголов, слов сходного и противоположного значения (синонимов и антонимов). На шестом году в основном завершается важнейший этап речевого развития – усвоение ребенком грамматической системы языка. Дети усваивают систему склонения и спряжения слов родного языка, основные способы словообразования, способы построения синтаксических конструкций разных типов. Постепенно на первый план начинают выдвигаться задачи усвоения ребенком  нормативных «неправильных» форм изменения слов, уже вошедших в его активный словарь, выработки критического отношения к грамматическим ошибкам в своей и чужой речи. повышается удельный вес специальных речевых упражнений, с помощью которых детей учат пользоваться грамматическими средствами, воспитывают у ребенка интерес и внимание к языковым явлениям.

Если во второй младшей и средней группах детей только подводят к самостоятельному рассказыванию, то в старшей они уже осваивают основные типы монологической речи – пересказ и рассказ.

В старшей группе детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Формирование у детей представления о том, что речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова 0 из слогов и звуков, т.е. выработка осознанного отношения к речи, необходимы для подготовки дошкольников к усвоению грамоты.

Большой удельный вес на занятиях занимает решение проблемных речевых задач, с помощью которых дети учатся творчески применять свои знания и представления. Полезны упражнения на образование по аналогии с образцом трудных форм (ботинок, чулок, носков, тапочек и др.). Можно при этом сочетать рифмовки с показом картинок («Мы увидели сорок без…. ботинок и… чулок и щенков без…носков»).

Грамматический материал закрепляется как в уже использовавшихся на предыдущих этапах, так и в некоторых новых играх и игровых упражнениях: «Чего не хватает портнихе для работы?» (на образование форм Род.падежа существительных); «Мишка и Буратино разговаривают по телефону» (на спряжение глагола звонить); «Угадай, где я был?» (на образование форм Винит.падежа множ.числа существительных, обозначающих животных); «Размытое письмо» (на построение сложного предложения с опорой на начальные слова, построение сложноподчиненных предложений); «Парные картинки» (на усвоение родовой принадлежности существительных) и другие игры и упражнения.

Успешному обучению связной речи способствует комплексный подход, при котором обеспечивается сочетание задач обучения рассказыванию с лексическими, грамматическими задачами, а также с задачами воспитания звуковой культуры речи и обучения рассказыванию.

Задания лексического и грамматического характера ставятся перед детьми при анализе литературного произведения (занятия по пересказыванию) при составлении описательных рассказов по картине или игрушке, а также при самостоятельном рассказывании.

Вне занятий прежде всего следует создавать условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовывать речевое общение детей во время игры, режимных процессов.

С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений, вне занятий проводят указанные выше или аналогичные игры с грамматическим содержанием. Кроме того, воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки. Особая роль принадлежит вечерам досуга, звуковым викторинам, речевым, дидактическим, настольным играм.

Подготовительная группа

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования и синтаксиса детской речи. она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования  в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правилах.

Детям подготовительной группы на занятиях сообщаются некоторые грамматические правила6 слова пальто, кофе, какао, кенгуру, пианино не изменяются; одевают – кого-то, надевают – что-то; одеть – Таню, Артема, куклу, надевать – шапку, ботинки и т.п. подобные правила касаются норм литературной речи. воспитатель должен вооружить детей средствами самоконтроля. Этому служат задания на самопроверку. Используются такие традиционные приемы, как образец речи взрослого, повторение за воспитателем форм Родительного падежа множественного числа существительных или форм Винительного падежа множественного числа существительного, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Большое значение при руководстве детьми на занятиях имеют наводящие вопросы. Они способствуют активизации прошлого опыта детей.

Приемы исправления грамматических ошибок

Воспитатель должен постоянно прислушиваться к речи детей, исправлять грамматические ошибки. Например, «Саша, ты оговорился. Надо сказать «Мы хотим поиграть, а не так, как ты сказал сначала». Мы уже знаем, что слово Хотеть изменяется по-разному, когда мы говорим об одном человеке и о многих. Правильно сказать: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. Или: «Ты неправильно изменил слово груши. Надо говорить: много груш, так же как много слив, трав, гвоздик».

Или: при образовании степеней сравнения прилагательного чистый по аналогии с веселый – веселее ребенок сказал «чистее». Воспитатель: «Правильно, чище; или «Почти правильно, только поточнее надо сказать – чище».

Детей старшего дошкольного возраста уже можно подводить к сознательном выбору верной формы из нескольких вариантов:

1. Дополни предложение: Бельчонок выпал из гнезда, потому…

Бельчонок забрался на высокую ель… (Зачем?)

Он стал грызть орех, хотя…

2. Подбери слова, родственные слову полет; слова лед и подледный – родственные слову полет или нет?

3. «Кто у кого?»

У белки – бельчонок, у лисы – лисенок. А у гуся кто?... У червяка?... У овцы?... У жирафа?...

4. «Чего не хватает?»

Вова на лето уезжает к бабушке в деревню. В сумку положили панаму, футболки, носовые платки. Чего не хватает? (Картинки-подсазки: носки, сапоги, шорты, сандалии)

5. Отгадай загадки:

Коричневая, пушистая, меховая – это воротник или варежка? Скажи почему.

Голубая, махровая, мягкая – это банное полотенце или простыня? Почему?

Работа по формированию грамматического строя речи детей вне занятий

Данная работа имеет 4 основных аспекта. Во-первых, при ознакомлении детей с окружающим необходимо привлекать их внимание к названиям предметов, объектов, людей. В беседах с детьми необходимо задавать вопросы, требующие ответа сложным предложением (почему? Зачем? Когда? Как? и др.). Целесообразно давать детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами (в, на, за, из, до, с, под) и наречиями (сверху, снизу, сбоку, направо, налево, прямо, вперед, назад, между), без опоры на наглядность.

Во время прогулок, экскурсий важно обращать внимание детей на явления, которые обозначаются однокоренными словами: снежная баба, снеговик, заснеженный, снегоход.

Третий аспект – это игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, направленные на закрепление учебного материала. И, наконец, важная роль в работе с детьми принадлежит индивидуальным упражнениям.

В целях развития связной речи проводятся: пересказ литературного произведения (рассказ или сказка), рассказывание по картинке (игрушке), рассказывание на темы из личного опыта, творческое рассказывание. На всех занятиях, а не только на речевых, необходимо развивать и закреплять умения строить высказывания логически правильно, точно, грамотно говорить выразительно.

Развитие связной речи тесно связано с формированием грамматических навыков и с лексической работой. Все эти задачи хорошо взаимодействуют при анализе литературного произведения, во время рассматривания картин. Ребенок учится распознавать смысловые оттенки слова.

Грамматические упражнения полезно использовать при пересказе, рассказывании по картине или игрушке, а также в разных видах творческого рассказывания.

Когда дети в пределах одного занятия выполняют задания по лексику и грамматике и здесь же придумывают рассказ на тему, подсказанную этими упражнениями, происходит перенос усвоенных способов в область связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей средней возрастной группы...

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей средней возрастной группы

Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений. На занятиях с г...

Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...

Консультация для воспитателей и родителей «Формирование грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы»

Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. О...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО  СТРОЯ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ     "Назови правильно"Цель:  учит...

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»...