Консультация для воспитателей и родителей «Формирование грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы»
консультация (старшая группа)

Ковалева Анна Ивановна

 

Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка и формирует на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом-образом и словом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад№7»

Консультация для воспитателей «Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Составила: учитель-логопед Ковалева А.И.

Г. Тогучин 2019г.

В настоящее время в массовых детских садах число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой системы - звукопроизношение, фонематический слух, лексики и грамматического строя речи. 

Эти нарушения затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем – и процесс школьного обучения.

Необходимо сказать о важности преодоления нарушений лексической системы именно в старшем дошкольном возрасте, так как, к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка.

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь— это слова обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи.

Грамматический строй— это взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях (нарушение устной речи). Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. 

Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Розой .Евгениевной Левиной, четвертый уровень представлен в работах Татьяны Борисовны Филичевой.

Для детей I уровня характерна лепетная речь (и даже она может отсутствовать). У детей, имеющих зачатки речи, активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов. Структура слов нарушена. Пассивный словарь шире активного. Фразы нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, жестами.

Коррекционная работа предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным по способу подачи голоса.

Описание: педагог предлагает назвать действие по подачи голоса.

Например: Лягушка как кричит: Ква-ква-ква.

Корова как кричит: му-му-му.

Собака как кричит: Гав-гав.

Кошка как кричит : Мяу-мяу ит.д.

Для детей II уровня характерна искажением слов, нарушением слогового образа слова, наблюдается перестановка и сокращение слогов.

Активный словарь беден, состоит из самых употребительных в быту слов. Предлоги дети не используют, произношение многих слов искажено. Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизация словаря.

Коррекционная работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж (родительный, дательный, творительный), род (женский, мужской).

Стул без чего?-без ножки, спинки; чайник без чего? – без носика, ручки; машина без чего?- без колеса и т.д.

Мальчик даёт корм кому? (кошке, собаке, гусю, петушку,)

Девочка нарисовала кого? (собаку, кошку, медведя, белку)

Словарь обогащается антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного нераспространенного предложения к распространенному идет постепенно.

У детей III уровня фразовая речь в целом сформирована, остаются элементы аграмматизма (искажение слов) в виде неправильного употребления множественного числа существительных и прилагательных в косвенном падеже, неправильного употребления существительных и прилагательных в сочетании с числительными. Остается несформированной связная речь.

«Кто чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто чем защищается?» — картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто у кого?» — картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных в родительном падеже, составление сложносочиненных предложений);

«Что из чего?» — набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).

У детей 4 уровня– незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь.

Коррекционная работа по лексико-грамматическому строю речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

1)обогащение словаря;

2)формирование словоизменения;

3)формирование словообразования.

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Зима», «Новый год» и т. д.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Необходимо уточнить знания детей о различных материалах и их свойствах, продуктах питания и растениях. Привлекается внимание детей к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между ними. Например, стол деревянный – он из дерева, кораблик бумажный – он из бумаги. Детей учат понимать обобщенное понятие слова. Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных со значениями соответственности с продуктами питания (молочный, шоколадный), растениями (дубовый, сосновый).

Таким образом, развитие у детей, имеющих речевые нарушения, лексико-грамматической стороны речи, является одной из центральных задач коррекционной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

В данной картотеке  представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...

Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена  на обогащени...

"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"

Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»...