Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей наравленности по теме "Змейка Шуша и Шон" . Цель: создание условий для автоматизации звука [ш] .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте  для детей старшей группы компенсирующей направленности:

«Змейка Шуша и Шон»

Учитель-логопед: Демченко  Н.Н.

г. Лесосибирск, 2024 год.

Цель: создание условий для автоматизации звука – [ш].

Детская цель: оказание помощи  Шону (детёнышу змеи) в том, чтобы  он научился произносить звук [ш].

Задачи:

     - (автоматизировать) правильное произношение звука – [ш] в словах и  предложениях, продолжать формировать умение выполнять звуковой анализ слова из трёх звуков;

- развивать  фонематический слух, через игры: «Поймайте звук», «Соберём посылку Шону», артикуляционную моторику через выполнение артикуляционной гимнастики;

- воспитывать желание помочь тому, кто в этом нуждается.

Материалы и оборудование: ТСО; предметы, в названии которых есть звук [ш];  портативная колонка, цветные кружочки  и полоски для выполнения  звукового анализа и синтеза, магнитная доска.

Структура и ход НОД:

Организационный момент:

  1. Организационный момент. Постановка детской цели.  

(в кругу):    Соберёмся вместе в круг –

                     Я твой друг и ты мой друг

                     Крепко   за руки возьмёмся

                     И друг другу улыбнемся.  

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Где-то очень далеко от нас есть большая жаркая пустыня (СЛАЙТ 1). Вы знаете что такое «Пустыня»? Что вы о ней можете сказать? В пустыне много чего? А в пустыне живёт… внимание на экран (появление Змейки СЛАЙТ 2)   Змейка. Зовут её ШУША. Давайте с ней поздороваемся, а сделаем мы это на специальном змеином языке. Догадались как? ( Ш-Ш-Ш -…) У Шуши есть маленький сынок – ШОН. Он никак не может научиться выговаривать звук Ш. Поможем ему?

  1. Характеристика звука Ш.

Логопед: Скажите, а где находится язык, когда мы произносим звук Ш (за верхними зубами) На что похожи губки, когда мы шипим? (на бублик) Звук Ш согласный  или гласный? Почему? Звук Ш твёрдый или мягкий? Кружочком, какого цвета мы будем его обозначать? (Твёрдый, синего).

3.Артикуляционная гимнастика  (под музыку):  

Логопед: Что, прежде всего, нужно делать каждый день, чтобы научиться красиво шипеть? (Гимнастику для языка) Покажем Шону, как можно делать гимнастику для языка под музыку (музыка – «Голубой вагон»)

 

Упражнение «Чашечка» - рот открыт, передний, и боковые края языка приподняты вверх в форме «чашечки».

Упражнение «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, язык качаем за верхние и нижние зубы;

Упражнение «Вкусное варенье» - рот открыт. Круговыми движениями облизываем губы в одну и другу

ю стороны.  

Упражнение «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно.

Упражнение « Часики» - тянем язык влево и  вправо

Упражнение «Бублик» - губы круглые, как бублик.

Упражнение: «Накажем язычок» 

Молодцы!

4.Работа по развитию фонематических процессов:

Логопед: Что ещё нужно делать, чтобы научиться красиво «шипеть»?

(уметь слышать звук Ш)

Игра «Поймай звук».  Я буду произносить различные звуки. Когда  я произнесу звук [ш], вам нужно будет хлопнуть в ладоши: а, з, с, ш, к, ш, ф, со, ш, ш.  

Игра «Соберём посылку Шону». 

Логопед: Ребята, как вы думаете, Шон любит получать подарки? Предлагаю выбрать подарки для Шона. В названии подарков должен быть звук Ш. (Дети подходят к столу и выбирают предметы со звуком – [ш])

Логопед: Назовите предметы, которые выбрали (Мишка, лошадка, подушка, шоколадка, шишка, матрёшка, кашелёк, машина, карандаш,…)  

5. Придумывание предложений с названиями подарков.  Игра «Живые слова»

Логопед: А теперь придумайте предложение с названием вашего предмета. (Дети по-порядку проговаривают предложения: На полке сидит мишка. На поляне гуляет лошадка. У меня новая подушка. Маша любит шоколадку. На ёлке висит шишка. У Кати есть матрёшка. Мама купила новый кошелёк. По дороге едет машина. Максим взял карандаш и нарисовал дерево.) А теперь поиграем в игру «Живые слова»: (Например: Шон любит шоколадку.)

Логопед: А теперь поиграем в интересную игру и научим играть в неё Шона:

    6. Физминутка: (в кругу):

Логопед: Сейчас я буду называть разные слова.  Если я произнесу слово, в котором есть звук [ш], то тогда мы дружно тянем руки вперед и шипим. Если в слове  нет звука [ш], то тогда прячем руки за спиной: машина, санки, жук, шапка, шуба, сок, зубы, шутка, каша.

        7. Звуковой анализ и синтез

Логопед: А сейчас ребята, проходим за столы. Научим Шона выкладывать кружочками имя ШОН.

( выполняем звуковой анализ и синтез)

        8. Знакомство с буквой «Ш». Чтение открытых слогов.

Логопед: Давайте вспомним правило про звуки и буквы:

               Звуки мы говорим и слышим,

               А буквы мы видим и пишем.

Посмотрите, это буква «Ш». Сколько палочек  в букве Ш? Выложим букву из счётных палочек. И осталось научить Шона читать слоги со звуком Ш:

А-------------------------------Ш

О-------------------------------Ш

У-------------------------------Ш

        9. Итог: - С каким звуком мы сегодня работали? Звук [ш] гласный или согласный? Почему? Кружочком, какого цвета мы его обозначаем? Почему?

Мы помогли Шону научиться произносить звук Ш? Шуша благодарит нас и дарит подарок – фильм про пустыню, который вы с удовольствием посмотрите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...