Обучение грамоте звук "М".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Знакомство со звуками М-Мь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_m_2.docx771.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь»

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Знакомство со звуками М-Мь.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове.  Нахождения заданного звука в словах. Дифференциации звуков по твердости, мягкости, Печатания буквы М.

Развивающие:

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие. Развивать умение концентрировать внимание. Развивать слухоречевую память, фонематическое восприятие. Развивать мимику.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность. Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята вы любите играть? (ответы детей). Давайте поиграем в игру «Магазин игрушек».

Дети берутся за руки идут по кругу и произносят слова:

Динь динь динь открываем магазин, заходите, заходите покупайте что хотите. Воспитатель: Кто игрушку покупает и с собою забирает? (показывает картинку) Один из детей: Я игрушку покупаю и с собою забираю! …

 ( матрешка, мяч, машина, медведь, мышка, мотоцикл)

2. Основная часть

1. Характеристика звука м мь

Дети садятся за столы.

-Ребята скажите какие игрушки вы купили? ( матрешка, мяч, машина, медведь, мышка, мотоцикл).

-Чем похожи эти слова? ( если дети затрудняются  выделяет голосом звук м)

Вот именно с этими звуками мы познакомимся.

-Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок

.- Произнесите звук М.   Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами. Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы.

- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)

- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)

- Фишкой какого цвета обозначим звук «М»? (Синим)

- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)

- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)

- Фишкой какого цвета обозначим звук «М»? (Зеленым)

2.Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М».

- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки – хлопнуть в ладошки.

МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН

Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек).

3. Игра «Твердый – мягкий» (губки синего и зеленого цвета, можно на каждого ребенка)

Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

-Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У меня на столе лежат губки  обозначающие звуки М и Мь, вы по очереди будете подходить ко мне брать губки, а я буду называть вам слова. Вы сжимаете губку того цвета какой звук слышите твердый или мягкий.

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и сжимаете соответствующую губку.

Месяц, мыло, миска, мишка, матрешка, мяч, мак, мост, мед, молоток, масло…

4.Физминутка( на выбор):

5. Упражнение « Где стоит звук м?»

В словах звук м живет в начале, середине и конце. Мы с вами определим где живет звук м. (рассматриваем схемы, напоминаем  где начало, середина и конец)

Дети выбирают картинку и разносят к схемам.

Картинки (сом, дом, молоток, мыло, муравей, погремушка, самовар)

6.Продолжи  предложение.

- Ребята поиграем в игру продолжи предложение, я начинаю предложение вы продолжаете.

- Ребята если затрудняетесь можно воспользоваться картинками.

В муравейнике живет…(Муравей)

Строители  построили  высокий… (Дом)

В реке живет ….. (Сом)

Живет в берлоге ….(Медведь)

Живет в норке …(Мышка)

По дороге проехала ….(Машина)

7. Практическая часть.

- Какие предметы положили в сундучок?

- Почему?

- Какие предметы обвели?

- Почему?

8. Итог занятия:

– Ребята с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

-Какой это звук?

– Каким цветом обозначаем?

- Что вам понравилось на занятии?

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...