Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие на остров правильной речи"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Трохимчук Наталия Олеговна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Буратино»

Конспект занятия по обучению грамоте

по теме: «Путешествие на остров правильной речи»

                                                                               Воспитатель: Трохимчук Н.О.

г. Мегион

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

ЦЕЛЬ: 

Познакомить детей со звуками «н» и «нь» и буквой Н.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  

Учить с помощью интонации выделять звук Н-Нь из ряда звуков, слогов, слов;

Закреплять умение делать звуковой анализ слова;

Закреплять навык написания буквы Н.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, речь, мышление.
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
  • Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
  • Развивать способность к самооценке и самоанализу.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитание культуры межличностных отношений.
  •  Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Наглядный (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);  
  • Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
  • Практический (выполнение заданий, упражнений).

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

 Аудиозапись «звуки моря, ветра», кораблик, предметные картинки, набор для звуковой схемы слова, цветные квадраты, тарелочки, манная крупа, счетные палочки, сундук.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением. 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:  

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: -Доброе утро!

-Доброе утро! - солнцу и птицам.

-Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

Введение в тему занятия:

Звук ветра.

- Ребята, что это за звук?

- Ветер. Он все усиливается!

- Что это он принес?

- Письмо! Давайте прочитаем!

- “Помогите!  На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить!  Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки». Королева Правильной речи.

- Здесь приложена карта!

-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь!

Основная часть

Но сначала вспомним:

- Звуки бывают гласные и согласные.

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?

Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.

- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

А согласные… согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?

-Чем обозначаются звуки речи на письме?

- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.  

Помоги нам, ветерок, паруса надуй, дружок!

- Давайте, поможем ветру!

Развитие дыхания

Работа над речевым дыханием «Ветерок». Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.  

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай и кораблик подгоняй.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки.                                     

-Мы приплыли на Остров незнакомого звука. Здесь Пират оставил нам какое-то стихотворение. Ребята, вы его послушайте и скажите, какой звук в этом стихотворении мы слышим чаще всего.

Непременно нужно норке

Чтоб такси подали к норке

Ясно-в норковом манто

Не пойдет пешком никто.

-Какой же звук в этом стихотворении повторялся чаще?

Правильно звук «н». Произнесем звук «н»: губы в улыбке, язык поднят и прижат к верхним зубам. Воздух проходит через нос. Какой звук «н»? (Согласный, твердый). Каким цветом мы обозначим этот звук? (Синим).

А у звука «н» есть младший брат, звук «нь». Давайте вместе произнесем его «нь»: кончик языка опущен, упирается в верхние. Воздух проходит через нос. Какой звук «нь»? (согласный, мягкий). Каким цветом мы его обозначим? (Зеленым).

Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и четко проговаривая звуки.

Ина-ина-ина-вот красная рябина

Ину-ину-ину-я сорву рябину

Не-не-не-подойди ко мне

На-на-на-рябина вкусна.

Давайте поиграем. Я вам буду называть слоги. Вы должны хлопнуть в ладошки, если услышите слог со звуками «н» или «нь».

- Мы правильно выполнили первое задание и получили первую букву.

(Дети получают букву В).

А мы смотрим на карту и отправляемся дальше в путь.

Посмотрите, а здесь Остров картинок.

Наше задание: выбрать картинки с предметами, в названиях которых слышится звук «н» или «нь». (Дети выбирают картинки, объясняя свой выбор).

-Мы выполнили это задание и получаем за это еще одну букву.

(Дети получают букву О).

Динамическая пауза.

-Ребята, давайте немного отдохнем.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Отправляемся дальше в путь.

Нас встречает Остров звукового анализа.

Мы должны сделать звуковой анализ слова «нос».

Дети делают звуковой анализ слова.

-Даша, сколько звуков в слове «нос»?

-Ранель, какой первый звук в этом слове? Каким цветом мы его обозначим?

-Андрей, какой второй звук в этом слове? Каким цветом он обозначается?

-Амиля, какой третий звук в этом слове? Каким цветом мы его обозначаем?

Мы справились с третьим заданием и получаем еще одну букву.

(Дети получают букву Д)

Отправляемся дальше в путь.

Нас встречает Остров написания.

Посмотрите на картинку, на ней написана буква «Н». Что вам напоминает буква «Н»? Давайте возьмем невидимый карандаш и напишем букву «Н». (Дети пишут пальчиком в воздухе). А на столах у вас стоят тарелки с манной крупой. Давайте мы в наших тарелочках пропишем букву «Н». А еще букву «Н» можно выложить со счетных палочек. Молодцы. И за это мы получаем еще одну букву.

(Дети получают букву А).

Итог

Теперь, чтобы открыть сундук и освободить все звуки нам нужно составить слово из полученных букв. Дети составляют слово «Вода».

Звучит музыка и воспитатель открывает сундук.

Ребята, у нас все получилось, мы помогли жителям Острова Правильной речи освободить все звуки!

Заканчивается наше путешествие. Вы оказались смелыми и отважными моряками.

-Вас не напугали трудные задания Злого пирата?

-Какое задание показалось самым трудным?

-А какое самым интересным?

А нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

         Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...

Конспект занятия "Путешествие по стране красивой и правильной речи" для воспитанников подготовительной группы.

Конспект занятия "Путешествие по стране красивой и правильной речи" для воспитанников подготовительной группы....

Конспект занятия "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

                                    Пояснительная запискаЗанятие направлено на развитие у детей эмоцион...

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"...

Конспект занятя по развитию речи в подготовительной групее "Путешествие на остров правильной речи"

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Путешествие на остров правильной речи...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

middot;         Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»...