Конспект открытого занятия по обучению грамоте. Тема: «Изучение согласного звука [Н] и [Н’]. Буква "Н".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Череватая  Оксана  Анатольевна

  - Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение . Упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [Н]-[Н’].. Познакомить с буквой «Н». Упражнять в проведении звукового анализа «насос». Упражнять в составлении предложения со словом «насос», составлять схему предложения.  Развивать мелкую моторику  руки.     Закрепить понятия «согласный звук» и «гласный звук».                                                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                     Конспект открытого  занятия по обучению грамоте                                                                                ТЕМА:  «Изучение согласного звука [Н] и  [Н’]. Буква Н»

ЦЕЛЬ:                                                                                                                                                                                          - Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.                                                        – Упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу.                                                                    – Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [Н]-[Н’].                                                                                                                                                                - Познакомить с буквой «Н».                                                                                           –Упражнять в проведении звукового анализа «насос».                                                               – Упражнять в составлении предложения со словом «насос», составлять схему предложения.                                                                                                                                  – Развивать мелкую моторику  руки.                                                                                              –Закрепить понятия «согласный звук» и «гласный звук».                                                                           МАТЕРИАЛ: карточка с  изображением буквы «Н» (шрифт черный), буквы –заготовки по количеству детей, цветные палочки, схема слова «насос», карточки для анализа  пятизвуковых  слов, пеналы для проведения звукового анализа.                                                                                                                                      

        Ход занятия :                                                               1.Организационный момент.                                                                                    2.Лексическое упражнение « Подскажите  противоположные по смыслу слова в пословицах»:                                                                                                                                - Март зиму кончает, весну начинает…(начинает).                                                                                  – Смелый там найдет, где робкий…(потеряет).                                                                                             - Дождик вымочит, а солнышко…(высушит).                                                                                – Один теряет, а другой…  (находит).                                                                                        – Если что-нибудь  забудешь, то потом и…(вспомнишь).                                                         – Больше знай, да  меньше…( болтай).                                                                 2.Фонетическая зарядка.                                                                                                       1) Как погоняют лошадь?  (Но-но!)  .                                                                                                    2) Как зовут коротышку из Цветочного города, у которого есть шляпа с большими полями и который   ничего не знает и все делает невпопад? (Незнайка).                                                                                                                                   3)  Что вдевают в иголку, когда хотят что-то шить?  (Нитку).                                                                                4)  Кто один рог имеет?  Отгадайте!..  (Носорог).                                                                    5) Какой звук вы слышите в начале слов «Незнайка», «нитка»? (Мягкий согласный звук [н’].                                                                                                                             6) Какой звук вы слышите в слове «носорог»?  (Твердый согласный звук [Н] ).          Характеристика звука [н]                                                                                       - Произнесем вместе звук [н]… (дети произносят)                                                                 - Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.                                                                   Дети проверяют.                                                                                                           - Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)                                        - Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)                                                        - Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.                                                    -Но у звука [н] есть пара, это звук [н’], давайте его тоже проверим.                              - Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).                                                                                                    - Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.                                      -Как произносится звук [н’], твердо или мягко? (мягко)                                                             - А звук [н’] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н’], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.                                                                Дети проверяют.                                                                                                                    - Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)                                                    - Значит, звук [н’] какой, глухой или звонкий? (звонкий)                                                             - Правильно, звук [н’] согласный, мягкий и звонкий.                                                                                                                                          3. Игровое упражнение «Отгадываем загадки»:                                                                      На пальце одном                                                                                                             Ведерко вверх дном .                                                                                                (Наперсток)                                                                                                                        Между двух светил                                                                                                        Посередине один                                                                                                                  (Нос)                                                                                                                                              Пять ступенек- лесенка,                                                                                                                На ступеньках – песенка.                                                                                                      (Ноты)                                                                                                                                 Голубая простыня весь свет покрывает . (Небо)                                                  Всю жизнь ходят в обгонку,                                                                                                     А обогнать друг друга не могут.                                                                                                          (Ноги)                                                                                                                                         Дети, отгадывая загадки,  называют  первый  звук  слова – отгадки  и  дают его характеристику (то есть  мягкий это или твердый согласный звук).   Рассматривают картинки-отгадки.                                                                                             4. Игровое упражнение «Доскажи  пословицу» :                                                                                      - Без  труда…(не вытащишь и рыбки из пруда).                                                                                  – С  кем поведешься, от того  и …(наберешься).      – Поспешишь - людей ...  (насмешишь) . Дети объясняют, как понимают смысл пословиц.             

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА                                                                          Мы ногами топ-топ,                                                                                                                    Мы руками хлоп-хлоп!                                                                                                           Мы глазами миг-миг,                                                                                                                               Мы плечами чик-чик.                                                                                                                     Раз – сюда, два - туда,                                                                                                   Повернись вокруг себя.                                                                                                            Раз- присели, два –привстали.                                                                                                       Руки кверху все подняли.                                                                                                             Раз - два, раз - два,                                                                                                           Заниматься нам пора!                                                                                               (Выполняются соответствующие движения.)                                                                                                     5. Звуковой анализ слова «насос»  (Дети выкладывают слово за столами, работа одного  ребенка возле   доски.  Анализируют каждый звук( гласный это звук или согласный , твердый или мягкий.)                                                                               6. Составление предложения со словом «насос» (За столами и возле доски дети выкладывают схему предложения.  Называют  слово первое, второе, третье, количество слов в предложении) (Насос качает воду.)                                                             7. Знакомство с буквой «Н».  Воспитатель показывает детям букву  «Н» , сопровождая показ словами:                                                                                                          На букве Н                                                                                                                                           Я, как на лесенке,                                                                                                                       Сижу и распеваю                                                                                                                Песенки!                                                                                                                                   Там я букву Н найду,                                                                                                                                   Где гамак висит в саду.                                                                                                         Буква «прописывается»  в воздухе, рассматриваются элементы буквы. Дети обводят пальчиком буквы - заготовки «Н». Называют какая это буква гласная или согласная , твердая или мягкая. Произносят ее.                                                                    - Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой/                                                                                                                       8.Игровое задание «Выложи букву»                                                                      Дети выкладывают букву «Н» с помощью цветных палочек.                                                   9. Работа в тетрадях .   Дети прописывают букву «Н» , заштриховывают  ее в синий цвет.                                                                                                                           10.Анализ занятия в форме беседы – диалога по содержанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте.Гласные и согласные звуки.

гласные и согласные звуки в игровой форме...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ: ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [Й\'], БУКВОЙ Й. (СТАРШАЯ ГРУППА)

Знакомство с согласным звуком [й\'], буквой Й. Занятие интегрированное включает в себя материал по  разделам программы:  ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие эк...

Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М

Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М...

Конспект по обучению грамоте на тему «Согласные звуки» для подготовительной группы (6- 7 лет)

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.Задачи:Образовательные: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.Развивающие:Развить фонематический...

Подготовка к обучению грамоте. конспект ОД: Согласные звуки [с], [с’], буква С.

Знакомство с буквой «с» и звуком [с]; различия между [с] [с”]; упражнять в анализе слов со звуками [с] [с”]; дифференциации твердости и мягкости звука....