Игра-викторина по обучения грамоте для старших дошкольников.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Обогощать знание детей о гласных и согласных звуках.Развивать связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_viktorina_po_obucheniyu_gramote.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина по обучению грамоте для старших дошкольников.

Задачи:

Обучающая задача: Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слов и слогов. Продолжать учить составлять простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Эмблемы с названием команд, карточки с буквами, карточки со словами и полоски для составления схемы предложений, цветные фишки.

Ход игры-викторины

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей, и они хотят посмотреть, как мы с вами подготовились к школе, какие мы стали взрослые, как много мы знаем и умеем. А еще, какие мы дружные и как мы умеем друг другу помогать.

Сегодня, ребята, мы с вами становимся участниками турнира. Для этого нам нужно разделиться на команды, выбрать капитанов и соответствующе одеться (детям вручаются мантии). Капитанами команд смогут стать ребята, которые первые правильно ответят на мои вопросы. Ответы я буду принимать только у тех ребят, которые правильно поднимут руку.

Вопросы:

 Из чего состоят слова?

 Как определить количество слогов в слове?

Выбранные дети становятся капитанами и получают возможность по очереди выбрать себе команду. Капитаны из волшебного мешочка достают эмблемы с названием команды – «Знайки»«Умники». Всем участником игры вешаются эмблемы с названием команды.

Команды рассаживаются по местам, звучат фанфары.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Мы начинаем турнир! Перед нами две очень сильные и умные команды. Команда «Знайки» и команда «Умники».

Я объявляю первый тур.

Уважаемые «Знайки» и «Умники». Вам сейчас предстоит сразиться в блицтурнире друг с другом. Объясняю правила. Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые, посовещавшись, вы должны будите дать ответ. За правильный ответ команда получает один балл. Не торопитесь, главное дать правильный ответ. Победит та команда, которая даст больше правильных ответов. Самая дружная команда.

И еще, если команда дает неправильный ответ, другая команда может заработать дополнительный балл, ответив на вопрос своих соперников. Команды, вам все понятно? Тогда начинаем.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв? (21)

4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы-Ъ,Ь).

5. Назовите особенные гласные буквы. Объясните, почему они особенные.

6. Назовите согласные, которые всегда мягкие?

7. Назовите согласные, которые всегда твёрдые?

8. Как пишется начало предложения? (С заглавной буквы)

9. С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

10. Что ставится в конце предложения? (Точка)

11. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

12. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

13. Дайте характеристику первому звуку в слове чайка.

14. Дайте характеристику первому звуку в слове жук.

Подведение итогов блицтурнира.

Воспитатель: Второй тур и следующее задание. В конверте все буквы из алфавита перепутались. Нужно отделить гласные буквы. Сколько их? (10). Какие из них особенные, назовите? (Е, Ё, Ю, Я).

Воспитатель: Ну а мы продолжаем наш турнир. Следующий тур. Ваша, задача сложить слова. Среди этих слов найти слово, которое имеет 3 слога, под получившимся словом делаете звуковой анализ, делите слово на слоги и определяете ударный слог.

Команды, задание понятно? Тогда приступайте.

Команды выполняют задание, после - проверка.

Подведение итогов.

Воспитатель: Я предлагаю немного отдохнуть и спеть песенку про алфавит.

Физкультминутка.  Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и все мои друзья! (показ руками)

Воспитатель: Ну а мы продолжаем наш турнир.

Следующий тур мы назвали «Собери предложение».

У вас на столах лежат конверты, в которых вы найдете слова. Из этих слов вам нужно составить предложение и сделать схему этого предложения.

Пример слов: варит, суп, мама: рыбу, папа, ловит.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ну а мы продолжаем наш турнир.

Следующий тур называется «Капитаны». Как вы думаете, почему этот тур так называется? (предположения детей). В этом туре соревноваться между собой будут наши капитаны. Для них приготовлено следующее задание. Капитаны получат по три карточки, на которых записаны буквы. Вам нужно внимательно посмотреть и зачеркнуть лишнюю букву.

А пока капитаны работают, наши команды будут отгадывать загадки. Задания понятны? Капитаны готовы?

Пока капитаны выполняют задание, другие игроки команд отгадывают загадки на тему «Школа».

Подведение итогов тура и всей игры.

Воспитатель: Вот и закончилось наша викторина. Скажите, ребята, вам было очень трудно? Огромное всем спасибо! Теперь, я думаю, вы готовы пойти в школу, чтобы там пуститься в еще более интересное путешествие по стране «Знаний». Хочется пожелать вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для старших дошкольников с ТНР

данный материал будет полезен учителям - логопедам и воспитателям логопедических групп ДОУ...

Сборник дидактических игр по обучению грамоте для старших дошкольников: "Учимся играя"

Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по обучению дошкольников грамоте и чтению как в ходе спе...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...

консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками"

консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению граммоте со сташими дошкольниками"...

Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....

Викторина по обучению грамоте для старших дошкольников

В викторине предложены занятия по развитию речи в игровой форме....