Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)

Богданов Геннадий Иванович

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у старших дошкольников через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Г.И. Богданов

Согласно ФГОС дошкольного образования, «речевое развитие включает … развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Установлено, что предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. Задача педагогов дошкольных организаций – сформировать у детей способность воспринимать и различать звуки речи, познакомить с такими понятиями, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук».

При развитом фонематическом восприятии ребёнок четко различает на слух все звуковые единицы родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. В группе, где работа по развитию фонематического восприятия идет планомерно, дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

 Работа по развитию фонематических процессов во многом зависит от заинтересованности в этом детей. Наиболее благоприятные предпосылки создаются в игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда взрослый говорит: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в интересную игру!»

Дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность можно осуществлять лишь в том случае, если дети проявляют к ней интерес, если правила игры  знакомы и ими усвоены. Задача воспитателя – позаботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. И если вдруг у ребят угасает интерес к знакомой игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.  Необходимо помнить, что игры не должны быть длительными по времени (10-20 минут); они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку; игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должны присутствовать элементы соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление; в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.  

Одной из замечательных игровых технологий, помогающих решить задачи по формированию у дошкольников фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, является технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и наполняющие её развивающие игры и пособия.

Использование данной технологии можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе происходит знакомство детей со сказочными персонажами Фиолетового леса. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это практически все персонажи Фиолетового леса: Лопушок, Малыш Гео, попугаи Эник, Веник, Бэник, образы букв (Арлекин, Орлекин и пр.), Девочка Долька и другие.

Второй этап – это создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом выстраивается сюжетная линия, которая проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришло письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Обычное занятие можно превратить в занятие-путешествие или занятие-экскурсию. Например: путешествие в цирк к магу и волшебнику коту Филимону Коттерфильду, экскурсия по лабиринтам букв, путешествие к Озеру Айс, экскурсия к Голубому ручью. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса обучения.

И самый интересный этап - использование игр технологии «Сказочные лабиринты игры». При ознакомлении со звуками дети знакомятся с образами букв. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя - Орлекин. А если У – Урлекин - сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком. Уже на начальном этапе знакомства дети учатся делить их на две группы. Одни (Ярлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин, Ёрлекин) изображены на зеленом поле. Играя с ними, дети «зажигают» возле них красные и зеленые фонарики. В игре дети уже готовятся делать звуковой анализ слова. Чуть позднее мы с ними будем знакомиться с тем, что буквы Я, Е, Ё, Ю, И обозначают мягкость согласного, стоящего после неё. Другие (Арлекин, Эрлекин, Урлекин, Орлекин, Ырлекин) изображены на синем поле, следовательно, согласные, стоящие после них – твердые.

Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используется пособие «Складушки», которое содержит стихотворные тексты. Пропевая складовые песенки вместе с Лопушком, ребёнок запоминает образ буквы и учится соединять гласные и согласные буквы в слоги, что естественно, способствует формированию навыков слогового чтения. Закрепить образ буквы поможет игра «Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О. Используя элементы этой игры, дети не только создают образ буквы, но и учатся работать по схеме, что позволяет развивать у них такие качества как внимательность, умение читать схему правильно.

Еще одна игра, способствующая развитию навыка слогового чтения – «Теремки Воскобовича!. Это базовая разработка. Есть сундучок-кубик, есть теремок. Сундучок вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция. В игре с этими кубиками у малыша будут совершенствоваться процессы внимания, памяти, будет расширяться словарный запас.

Отрабатывать навыки слогового чтения помогут и замечательные эрудиты – «Снеговик», «Ромашка», «Яблоньки» и «Парусник». Игры тренируют навыки чтения, составление слов, словотворчество, развивают внимание, память, мышление, мелкую моторику рук при помощи имеющегося шнура. Ребенок продевает шнурок сквозь отверстия, закручивает его вокруг кнопки и таким образом составляет слова из букв. С помощью указанного в инструкции списка подбирает слова. В каждой игре имеется отверстие со «звездочкой», где звездочка – любая буква. Ребёнок, используя буквы эрудита и букву - «звездочку», составляет слоги и слова.

При использовании дидактических игр важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровую задачу, игровое действие, правила и результат игры.

Применение дидактических игр технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича позволяет достичь очень высоких результатов в формировании у дошкольников  фонематического слуха,  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, овладением  предпосылками учебной деятельности, а так же способствует возрастанию количества детей, овладевающих умениями принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные действия.
Именно поэтому использование игровой технологии в процессе формирования у дошкольников предпосылок обучения грамоте и самой учебной деятельности  является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.  

Список рекомендуемой литературы:

  1. Воскобович В.В., Мёдова Н.А., Файзуллаева Е.Д. и др. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича: методическое пособие / Под ред. Л.С. Вакуленко, О.В. Вотиновой. – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2016. – 352 с.
  2. Федаральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования основ экологического сознания  у детей младшего дошкольного возраста. В работе предствалена картотека и технология использования дид...

Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания лич...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

"Дидактическая игра как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей 4-5 лет"

1. Что такое "функциональная грамотность"?2.Актуальность формирования предпосылок функциональной грамотности у детей. (Почему?)3.Почему дидактическая игра позволяет формирование предпосылок ...