Методическая разработка совместной деятельности с детьми по формированию у дошкольников аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гульжанат Владимировна Солтонбаева

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребёнок учится на примере речи близких ему людей – родителей. Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotk11111.docx418.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Жана-Аульская средняя общеобразовательная школа» детский сад «Балдырган»

Методическая разработка совместной деятельности с детьми по формированию у дошкольников аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте

Выполнила:

Солтонбаева Гульжанат Владимировна

воспитатетль детского сада «Балдырган»

структурного подразделения

МКОУ «Жана – Аульская СОШ»

с.Жана-Аул,2023г.

Актуальность.

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребёнок учится на примере речи близких ему людей – родителей. Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

#1055;ояснительная записка.

В последнее время увеличился рост детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Нарушения речи – собирательный термин, обозначающий отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности нормального развития ребёнка. Уже в младшей группе можно наблюдать таких детей. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа и синтеза.

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Дошкольное образование не ставит задачи обучения дошкольников грамоте. Речь идет о предпосылках грамотности – о формировании звуковой аналитико-синтетической активности. О воспитании интереса к письменной речи, к чтению. Это не случайно. В стране много авторов, предлагающих свои советы, как учить дошкольников грамоте. Дошколят учат читать в кружках, группах при школах, студиях в условиях учебной деятельности, проводятся занятия. Закрепляется материал, отрабатывается техника чтения. Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками расчленения слова на составляющие его звуки и сочетания звуковых элементов в единое целое.

Цель – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звука.

Раскрыть основные направления речевого развития детей дошкольного возраста. Создать благоприятные условия для формирования аналитико-синтетической активности.

Задачи:

1. развивать фонематическое восприятие;

2. Развивать артикуляционную моторику;

3. формировать и совершенствовать грамматический строй речи;

4. развивать связную речь и умение речевого общения;

5. развивать словарь;

6. развивать мелкую моторику руки.

#1055;ринципы природосообразности;

систематичность и взаимосвязь учебного материала: конкретность и доступность;

постепенность;

концентрическое наращивания информации;

комплексность;

адекватность требований и нагрузок;

закрепляемость материала;

#1060;ормы реализации

Занятия проводятся с детьми в группах в учебно-игровой форме.

Для проведения занятий педагог использует учебно-методический комплект (методические пособия, демонстрационный материал) и рабочие тетради для детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Такой подход отвечает требованиям Стандарта к условиям эффективной поддержки реализации программы.

#1055;ланируемых результатов можно достигнуть при тесном сотрудничестве педагогов и родителей, которые:

– осознают, что только вместе они смогут помочь ребенку в решении поставленных задач;

– понимают, что ребенок — уникальная личность и ее необходимо ценить, поддерживать, развивать;

– дают понять ребенку, что взрослые всегда готовы прийти ему на помощь, если это потребуется;

– учитывают его интересы, способности и трудности, которые у него возникают в процессе образовательной деятельности;

– проникаются интересом к творчеству ребенка (подбор слов похожих по звучанию, называние слов с заданным звуком и т. д.);

– активны в создании развивающей среды;

– проявляют внимание, деликатность, терпимость, если у ребенка не все получается.

К концу года у детей должны быть сформированы основные предпосылки, помогающие правильно усвоить навыки чтения и письма.

Должны уметь делить слова на слоги, объединять слова и слоги, выделять звуки, объединять звуки и слоги в слова, последовательно выделять все звуки в слове, делить предложения на слова, составлять предложения по опорным словам.

Значение формирования аналитико-синтетической активности дошкольника

  • Формирует умение ориентироваться в звуковой системе языка.
  • Целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма.
  • Обеспечивает умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений.
  • Развивает речь (анализ речи происходит на материале стихов, загадок, скороговорок, незнакомых слов из словаря).
  • Формирует элементарные знания о речи, повышают уровень её произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие.
  • Развивает самостоятельность и инициативность, так как требует высокой активности самих детей в процессе обучения.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Звуковой метод

Основой обучения грамоте становится звук.

В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем.

В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям.

При обучении грамоте используется аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются.

Направления:

1. Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.

#1054;знакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.

#1054;знакомление со словесным составом предложения.

#1054;знакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков и составление слов с определенными звуками.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих полноценный физиологический слух и сохранный интеллект, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Многие воспитанники не овладевают в нормативные сроки звуковой стороной языка.

Знакомство с гласным звуком начинаю с выделения звука из речи. Рассматривается артикуляцию звука, выясняется, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный. Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь.

При закреплении понятия «гласные звуки» используются:

-упражнение в пропевании звуков.

-выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов; (Приложение - 1)

-игра «Разберем картинки». (Приложение - 2)

Выдаются ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и ребенку надо разложить картинки;

- упражнение «Прочитай». Показать символы (3 символа), ребенок называет звуки. Затем назвать первый (последний) звук;

- «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки».

Даются ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), воспитатель просит, обвести лишнюю картинку и объяснить почему, «Назови и обведи лишнюю картину» (азбука, апельсин, жук, арбуз) или

«Обведи только те предметы, в названий которых есть звук «А» (Приложение - 3)

- подбор слов на гласные звуки.

При знакомстве с согласным звуком дается его полная характеристика. Дети произносят звук сами, вместе выясняют, что воздух встречает препятствие, преграду – в виде губ, зубов, значит звук согласный. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги. Одновременно начинаю работу над ударением, которое закрепляет слово в единое целое. (Приложение - 4)

При работе над согласными звуками используется:

-выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);

-работа со схемами. Педагог просит ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;

-игра «Разложи по полочкам». Педагог выдает ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и просит ребенка «разложить картинки по полочкам»;

- игра «Составь слово». Дается ребенку набор букв и просит его сложить слово; (Приложение - 5)

-выкладывание букв из деталей («Буквенный конструктор»), палочек, ниточек, мозаики. (Приложение - 6)

При знакомстве с буквами, букву называют, но работают со звуками. Иначе ребенку будет непонятно, как сливать слоги. Знакомить детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем». Помочь запомнить букву через ассоциации ребенка, опираясь на свойственное ему наглядно-образное мышление. Просит детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картина похожа на букву и начинается на данный звук (с-сушка, т-труба, о-обруч).

По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы. Рассматриваются элементы, их качество. Можно предложить стихотворение для запоминания образа буквы:

Кольцо у мамы на руке,

Обруч гимнастки тоже.

Баранки, бублики - ну все

На букву О похоже.

При закреплении понятий «слог», «слово», «предложение»:

-работа со слоговыми таблицами. Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами; (Приложение - 7)

-прием определения количества слогов (слов) по количеству хлопков, числу ударов мяча об пол;

-работа со схемами.

Упражнение «Придумай предложение» к схеме (схемы предложений без предлогов и с предлогами).

Обучение дошкольников грамоте включает так же подготовку руки ребенка к письму, развитие графических навыков, формирование фонематического восприятия и устной разговорной речи.

Работа с родителями включает в себя:

- Помощь в изготовлении пособий.

- Консультации для родителей.

- «Дни открытых дверей».

Т.е., чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от № 1155.

2. Белякова Г. П. Речевая игра «Живые слова» // Дошкольное воспитание. 3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми.

4. Придумай слово: Речевые игры для дошкольников:

Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ под ред. О. С. Ушаковой; авт.: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина, А. Г. Арушанова, Н. В. Гавриш, Е. А. Смирнова, А. А. Смага, Л. Г. Шадрина, Г. И. Николайчук.).

Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В.Колесникова. «От А до Я». (Приложение - 8)

(Приложение – 1)

Выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов

C:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-19 at

(Приложение - 2)

«Убери лишнюю картинку»

C:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-20 at

(Приложение - 3)

«Обведи только те предметы, в названий которых есть звук «А»

C:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-19 at

(Приложение - 4)

Занятие по обучению грамоте. Тема: «Знакомство с букой и звуком «Л»»

C:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-19 at  (1).jpegC:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-19 at  (1).jpeg

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа)

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков Л, Л’. Познакомить с буквой Л.

Программное содержание:

- Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

- Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.

- Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук»

- Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.

- Развивать внимание, память, речь.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. Все готовы приступить к занятию?(Ответы детей)

Воспитатель: Тогда для вас игра, кто правильно выполняет задание, присаживается на стульчик за стол.

Дидактическая игра "Назови ласково"

Воспитатель: Садится тот, кто назовёт предметы одежды ласково.

  • Чулки - чулочки
  • Платки - платочки
  • Плащи - плащики
  • Платья - платьица
  • Купальники - купальнички

Все дети сидят за столами.

Раздается звук летающей тарелки и на экране появляется изображение инопланетянина с письмом в руках.

Воспитатель: Ребята, что это за странный звук? Посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети: инопланетянин.

Воспитатель: Обратите внимание, у него в руках конверт. Он видимо хочет нам передать какое-то послание. Нужно открыть конверт.

На следующем слайде открытый конверт с написанной на листе загадкой.

Воспитатель: Да тут загадка. О чем она, мы узнаем, если отгадаем.

Воспитатель зачитывает загадку.

Я родился на Луне,

Оказался на Земле,

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я…

Дети: ЛУНТИК!

На экране появляется Лунтик.

Воспитатель: Кто из вас помнит историю Лунтика? Как он попал на землю? Что с ним потом случилось?

Дети: Он упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Воспитатель:Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам. Давайте пригласим его к нам на занятие, ему будет интересно.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»? Дети: Звук [Л]

Воспитатель: Верно, и сегодня мы будем изучать букву ЭЛЬ и звуки Л и Ль. При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.Что мы можем сказать о звуке [Л]?

Воспитатель: Можем мы его пропеть?

Дети: нет.

Воспитатель: Значит, какой это звук?

Дети: согласный

  1. Характеристика звука

Воспитатель: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

- Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"].

- Что мы можем сказать о звуке [Л"]?

- Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова со звуками [л] - [л'], а вы если услышите звук л поднимите синий звуковой сигнал, звук ль - зелёный звуковой сигнал.

Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.

Дети выполняют задание.

Деление слов на слоги.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки. Что на них изображено? (носки, платье, платок, шарф, колготки, брюки, майка, юбка, шуба).

Ребята, как можно одним словом назвать все перечисленные предметы? (Одежда).

Куда мы вешаем одежду? (В шкаф).

Вот перед вами три шкафа. Внимательно посмотрите на них, что вы видите? (У одного шкафа одна дверца, у другого две, у третьего три).

Одежду, в названии которой один слог, мы "повесим" в шкаф с одной дверцей, два слога с двумя дверцами, три слога с тремя дверцами.

(Опускают картинки в шкафы - конверты)

У кого в названии одежды есть звуки [л] - [л'] (ответы детей)

  1. Физминутка. Игра "Гласные и согласные"

Воспитатель: Ребята, а сейчас покажем Лунтику наши игры.

Дети приглашаются на коврик, где раскиданы кружочки красного, синего и зелёного цветов (звуковые обозначения гласных и согласных звуков). Дети разбегаются по залу, логопед раздаёт буквы, после слов: "Раз, два, три, домик свой займи", дети должны занять свой домик, кто не успел занять домик, называет слово на букву, которую держит в руках.

(Приложение - 5)

Игра «Составь слово».

C:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-19 at

(Приложение – 6)

Выкладывание букв из деталей («Буквенный конструктор»), палочек, ниточек и т. д.

C:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-19 at

(Приложение - 7)

Работа со слоговыми таблицами. Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами

C:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-19 at

(Приложение – 8)

Рабочие тетради по обучению грамоте Е.В.Колесникова. «От А до Я».

C:\Users\Друг\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-19 at


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Совместная деятельность с детьми "Краски весны"

Данная методическая разработка предназначена для детей младшего возраста. Она содержит материалы для формирования представления детей о весенних изменениях в природе и жизни животных. Способствует раз...

Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.

Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы музыкально-ритмических движений:«Колобок - румяный бок»

Развивать творческие способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты. Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать и...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми "Лесной ручеек" (средняя группа)

Актуальность: привлечение внимания общества к охране леса и его обитателей. Цель: формировать навыки сотрудничества между детьми и способствовать развитию заботливого отношения к природе....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми 3-4 лет по произведению в переводе С. Я. Маршака «Кораблик».

В младшем возрасте дети с удовольствием слушают поэтические произведения. С. Я. Маршак один из литераторов 20 века , особенно ярко посветивший себя этому творчеству. Он предполагал, что маленькие слуш...

Методическая разработка совместной деятельности в старшей группе с использованием макета «Пешеходный переход» «Безопасность на дорогах» и обучение детей правилам дорожного движения.

Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашего города Санкт-Пете...