конспект открытого занятия "Звуки слышим мы повсюду..."
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Туманова Ольга Владимировна

конспект открытого занятия по проекту "Раз словечко, два словечко". Конспект по обучению грамоте и развитию фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 КВ» города Пикалево

Конспект

открытого занятия

 по проекту «Раз словечко, два словечко»

на тему: «Звуки слышим мы повсюду…»

средняя группа №9

Дата проведения: 10.04.2024г.

Подготовила и апробировала:

Воспитатель: Туманова О.В.

     

2024

Цель:

  • Развитие фонематического слуха у детей

Форма проведения: интегрированное занятие

Образовательные области:

  • Приоритетная: речевое развитие

 

  • В интеграции: социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие.

Задачи: 

Обучающие:

  • Продолжать закладывать речевые предпосылки к обучению грамоте;
  • Продолжать учить давать качественную характеристику звуков;
  • Следить за правильностью выполнения артикуляционной гимнастики;
  • Следить за правильным произношением звуков;
  • Продолжать учить делить слова на слоги и выделять место звука в слове;
  • Учить находить на слух лишний слово.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать устную речь;
  • Развивать память, внимание, мышление, речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к учению, к продуктивной деятельности, к грамоте.

 

Оборудование:

 

Игрушка Лягушонок, артикуляционная гимнастика в картинках, карточки «Звуки», картинка животных, схемы, картинки со звуками, различные материалы (камни, бусы, ракушки, фасоль), презентация, игрушки мишка, заяц, собака.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся.

Улыбнемся солнышку:

Здравствуй золотое!

Улыбнемся небу:

Здравствуй голубое!

Улыбнемся мы весне:

Здравствуй разноцветная!

Улыбнемся мы гостям:

Здравствуйте, приветствуем!

Воспитатель: а еще я вам предлагаю вспомнить «Правила дружных дошколят» и настроиться на занятие:

Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, легко.

II. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с Лягушонком загадаем вам загадку, а вы внимательно слушайте и отгадайте:

«Если б не было его, не сказали б ничего».

Дети: - Язык.
Воспитатель: верно, у нашего Лягушонка вон какой он длинный. Он хочет вас спросить:

Для чего нужен язык человеку? (что бы разговаривать)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает, спокойно лежит).

III. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: а больше всего язычок любит играть. Поиграем с ним. (дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)

1) Упражнение «Лошадка»

 Я - веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий.

(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)

2) Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так.

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

3) Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!

IV. Основная часть.  

1. Вспомним песенки – звуки.

Воспитатель: наш язычок помогает нам говорить, произносить звуки и слова. Давайте послушаем как это получается у Софии.

София Рогозина

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Да, все верно. Звуки окружают нас повсюду.

А какие бывают звуки?

Дети: звонке и глухие, твердые и мягкие, согласные и гласные.

Воспитатель: Мы с вами и Лягушонком уже выучили много звуков и сейчас их повторим. А учили мы их с помощью песенок.

Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенки:

Песенка большого насоса: с-с-с-с… и маленького сь-сь-сь-сь…

Песенка большого комара: з-з-з-з … и маленького зь-зь-зь-зь…

Песенка цыпленка ц-ц-ц-ц…

Песенка ветра ш-ш-ш-ш…

Песенка жука ж-ж-ж-ж…

Песенка щетки щ-щ-щ-щ…

Песенка чайника ч-ч-ч-ч…

Песенка большого мотора р-р-р-р… маленького рь-рь-рь-рь…

Песенка большой лисы л-л-л-л… маленького лисенка ль-ль-ль-ль…

Песенка мамы козы м-м-м-м… козленка мь-мь-мь-мь…

Песенка большого барабана б-б-б-б… маленького бь-бь-бь-бь…

Песенка петуха к-к-к-к… а петушка кь-кь-кь-кь…

Песенка гуся г-г-г-г… и гусенка гь-гь-гь-гь…

Воспитатель: вы такие молодцы! Лягушонок тоже подпевал вам.

Проблемная ситуация: У нас появился у нас Звукарь, домик, где живут буквы.

Ой, ребята, что наш Лягушонок расстроился, что-то у него случилось…

Воспитатель: Лягушонок, что у тебя случилось? Ребята, у него потерялись буквы из Звукаря. Поможем Лягушонку?

Дети: да!

Воспитатель: чтобы найти наши буквы, Лягушонок предлагает выполнить задания. И отгадать загадки, для поиска буквы. Готовы?

2. 1 задание «Раздели слово на слоги и подбери схему»

Воспитатель: Лягушонок предлагает разделить слова на слоги. Но прежде вспомним стихотворение:

 Мы слова на слоги делим,

Мы хлопки считать умеем.

Раз хлопок – слово волк,

Два хлопка – явился зай-чик,

От ли-сы он побегайчик.

Три хлопка и те-ре-мок,

Каждый нам хлопок помог.

Слово можно прошагать,

Чтобы слоги посчитать:

Раз, два, три шажок –

Получился пи-ро-жок.

Воспитатель: первое задание «Раздели слово и подбери схему». Подойдите к столам. Веберите себе любую картинку, тихонечко разделите на слоги и подберите схему.

Дети: делят слова на слоги, хлопками, находят правильную схему и объясняют свой выбор.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, а теперь послушайте загадку. И отгадку вам нужно найти.

Дикий зверь, малину ест,
У него — берлога есть.
Крепок зимний его сон...
Догадались, кто же он?

Дети: Мишка. (дети ищут медведя в группе, находят берут мишку букву и вставляют в звукарь).

3. 2 задание «Найди звук»

Воспитатель: Какие вы молодцы! Идем дальше?

Дети: да!

Воспитатель: звуки умеют прятаться, где их можно найти?

Дети: в начале слова, в середине и в конце.

Воспитатель: Лягушонок предлагает следующее задание. Я буду произносить слова со звуком «К», а вам нужно будет отгадать, где он находится. Если вы услышите звук «К» в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. А если в середине, то нужно подпрыгнуть. Нужно быть очень внимательными, чтобы не ошибиться. внимательно: Капуста, Цирк, Конфета, Чайник, Карандаш, Ракета, Кит, Нос, Лук, Корова, Рак, Лиса.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, а теперь послушайте загадку. И отгадку вам нужно найти.

Ловко прыгает зверек,
Вместо хвостика пушок,
Ушки длинные торчат,
Глазки-бусинки глядят,
Его морковкой угости,
Съест ее на раз, два, три?

Дети: Заяц. (дети ищут зайчика в группе, находят берут букву и вставляют в звукарь).

4. 3 задание «Четвертый лишний».

Воспитатель: вы все верно справились с заданиями. А теперь садитесь на стульчики и слушаем следующее задание, задание называется «Четвертый лишний». Вам нужно на слух выбрать лишнее слово. Все слова будут начинаться на один и тот же звук, а одно будет от них отличаться и начинаться оно будет на другой звук.

1. Река – ракета – репка – карандаш

2. Лиса – лампа – бегемот – лыжи

4. Машина – жук – жираф – желудь.

5. Слон – сапоги – шапка – снег.

6. Щетка - зебра – зонт – заяц. 

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, а теперь послушайте загадку. И отгадку вам нужно найти.

Самый верный в мире друг,
Не найти таких вокруг,
Часто дом наш охраняет,
Кто заходит, сразу лает.

Дети: Собака. (дети ищут собаку в группе, находят берут букву и вставляют в звукарь).

V. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: посмотрите Лягушонок наш обрадовался, что снова в Звукаре порядок и все буквы на своих местах. Он предлагает вам украсить картинки.

Воспитатель: Что изображено на картинках?

Дети: Буквы.

 Выберите какая буква вам больше всего нравится и материалы, чем бы вы хотели украсть картинку со звуком. И можно приступать к работе. Не забудьте про правило дружных дошколят.

VI. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: что больше всего вам сегодня понравилось на занятии?

Что еще мы сегодня делали?

Дети: ответы детей.

А еще ребята хотят рассказать стихи:

Ксения: Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Варвара К: Мы кричим, смеёмся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну!

Максим: Рёв слонов и мух жужжанье,

Топот, свист, мычанье, ржанье-

Звуки эти на заре,

Записал я в Звукаре.

Воспитатель: да, молодцы. И наш Звукарь дальше еще будет пополняется другими буквами. Спасибо вам за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Воздух повсюду"

Цели: Формировать у детей представления о свойствах воздуха (невидимость, легкость).Продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования.Развивать умение понятно ...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкатель...

конспект совместноной деятельности эксперементирование "Воздух повсюду"

laquo;Воздух по всюду».Цель: Развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательная:1. формировать представление детей о воздухе, его свойствах.Ра...

Открытое занятие «Доброта живет повсюду»

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы...

конспект " Чтобы уши слышали”

конспект " Чтобы уши слышали&rdquo...