Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкательной форме),развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogo_raznoy_est_posudy_i_nuzhna_ona_povsyudu.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи  с детьми средней группы по лексической теме «Много разной есть посуды и нужна она повсюду»

Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи у детей среднего дошкольного возраста через составление рассказа - описания по схеме.

Задачи:

- Коррекционно-обучающие:

  • уточнить, активизировать и  расширить словарь по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, чашка,  тарелка, ложка, вилка, варить, жарить, кипятить, мыть, чистить.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, использование в речи существительных в родительном падеже; употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме)
  • Закреплять умение составлять рассказы-описания по предложенному плану;

Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать связную речь.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Развивать дыхание и силу голоса.
  • Развивать  общую и мелкую  моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: 

  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, трудолюбия, аккуратности

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая: декорации леса, предметные картинки с изображением посуды, кукла Федора, силуэты посуды, набор детской  посуды (чашки и блюдца разных цветов, чайник), салфетки, составная картинка (чайник, кофейник),  план – схема для составления рассказа.

Планируемые результаты: У детей расширяется и уточняется представление о посуде. Дети научатся согласованию прилагательных с существительными, употреблению в речи существительных в родительном падеже; существительных в уменьшительно-ласкательной форме, составлению рассказа- описания по предложенному . У детей развивается общая и мелкая моторика, координация речи с движением, дети научатся сотрудничать в игре.

 Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Мотивационно-побудительный

1.- Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются).

Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.

Основной

2.Беседа о посуде.

- С хорошим настроением я предлагаю пройти  на стульчики. Посмотрите, что у вас под стульчиками. Возьмите картинки  и Егор ,что это? (Чашка, чайник, тарелка, сковорода и т.д. )(прикрепляет картинки на доску)

- Как назвать эти предметы одним словом? (Посуда)

-Для чего нужна посуда? (В посуде готовят еду, из посуды едят, пьют.

3. «В гостях у Федоры»

Узнаем, у кого из вас самые внимательные ушки. Слушайте внимательно, отвечайте старательно.

 Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит....
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.

-Стихи из какой сказки вы услышали?

-Вы узнали героя сказки?

-А вы бы хотели отправится  к ней в гости?

-тогда закройте глазки. Колокольчик, позвени и к Федоре нас приведи.

 (появляется кукла).

- Ребята,  как вы думаете, почему расстроена  Федора? (от неё убежала вся посуда.)

- Почему посуда убежала от Федоры, кто знает причину? (Потому что Федора не мыла посуду, била её, запылила, закоптила)

- Куда убежала посуда? (Посуда убежала в лес.)

  –Как же нам помочь Федоре? (ответы)

-А посуда спряталась в лесу.

- Готовы отправится в лес на поиски посуды?.

Колокольчик позвени и в лес дорожку покажи.

4.Гимнастика для глаз.

Вот мы вышли на опушку леса.  Кто там на веточке сидит?  (птичка- синичка. Может она нам поможет найти посуду? понаблюдаем за ней. (Следят глазами за полётом птички (вверх, вниз, влево, вправо, вверх, вниз – садится на домик).

5. «Узнай по силуэту»

- Вот где спряталась посуда ( в лесном домике). Ой, какая она грязная! Федора не может узнать свою посуду. –Поможем ?  Карина , что это?(Это грязная тарелка) итд.

(силуэты: кастрюля, сковорода, чашка, чайник, тарелка, ложка)

6. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

- Надо бы помочь Федоре вымыть посуду. Приготовьте свои ручки.

Кран с водою мы открыли

Производят вращательные движения кистью правой руки, как будто открывают кран с водой.

И посуду перемыли.

Кладут правую ладонь на левую и совершают по ней круговые движения, как будто моют тарелку.

Тёрли, тёрли, мыли, мыли,

Тёрли, тёрли, мыли, мыли –

Те же движения, но левой рукой по правой.

Всё кругом в воде и мыле

Разводят руки в стороны, выражая недоумение.

7. Игра «Собери чайник»

- Когда  посуда бежала по лесу   чайник  и кофейник даже сломались. Назовите без чего чайник? (Кофейник?) ( чайник ( кофейник) без носика, без крышки, ручки, без стенки, без донышка)

Покажем , как мы огорчились. Что же делать?

Чайник  был красный, а кофейник –желтый. - Ребята ,поможем собрать посуду?.  Девочки – чайник, мальчики -кофейник. 1, 2, 3 посуду собери

- Ну вот, теперь всё в порядке. Покажите, как вы рады.

- Ребята, а для чего нам нужен чайник?  (чтобы кипятить воду, заваривать чай.

8. Игра «Найди пару»

- Федора приглашает нас пить чай. Чайник у нас есть, а что ещё нужно для того, чтобы пить чай? - Нужны чашки и блюдца.

- Вот чашки, а блюдца все перепутались. Соберем их в чайную пару? Возьмите чашки и блюдца. Найдите свою пару  и  встаньте вместе. (У меня жёлтая чашка и жёлтое блюдце и т.д.)

Поставьте их на салфетки вокруг чайника

Вот и  чайник начинает закипать:

  Буль-буль, буль-буль. (тихо)

- Кипит наш чайник:

  Буль-буль-буль, (громко)

  Буль-буль-буль.

- Вскипел и загудел –

  У-у-у…(произносят высоким голосом)

- А теперь вот так –

  У-у-у…(произносят низким голосом)

- Ну-ка, чашки, не зевай –

  Наливаем в чашки чай.

9.  Составление рассказа о посуде.

- Посуда найдена, мы ее помыли, наладили. Посуда была грязная, а сейчас чистая. Была разбитая, а теперь целая.

 О такой посуде хочется рассказать. А помогут нам в этом картинки.  Колокольчик, помоги, ребят на стульчики проводи.

(Пройдите на свои стульчики.) Посмотрите.

Сначала назовите:  

-Что это?

-Какого цвета?

- Какие части  у нее есть?

-Скажите для чего она нужна?

(Это чайник. Он синий. У него есть крышка, ручка, дно, стенки, носик.

 В чайнике кипятят воду, заваривают чай.)

- У нее есть крышка, ручки, дно, стенки.

-Ребята ,а вы бы хотели   рассказать о красивой чашке? А помогут вам картинки. Молодцы!

10. Игра «Назови ласково»  (с мячом)

-Федора благодарит вас за помощь. Теперь всегда будет следить за посудой, мыть её, чистить, будет любить свою посуду и называть её ласково.

- Ребята, давайте и мы с вами

назовём посуду ласково.  1,2,3 начало игры

Чашка - чашечка

Тарелка- тарелочка

Кружка - кружечка

Кастрюля - кастрюлечка

Сковорода – сковородочка

Ложка - ложечка

10.  о чём мы говорили сегодня на занятии?( - О посуде.)

- Какую посуду вы запомнили?

- Как нужно обращаться с посудой, чтобы она не убежала? (Нужно мыть её, чистить.)

- Вы хорошо потрудились, и за это Федора решила подарить вам маленькие сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Тема: "Ранняя весна. Перелётные птицы"

Аннотация.Конспект НОД составлен учителем-логопедом Мишустиной Е.А.  для детей 6-7 лет с ФФН, посещающих логопедические занятия в ДОУ.В процессе занятия решаются следующие задачи: расширение, уто...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...