Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"
    план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

    Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкательной форме),развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnogo_raznoy_est_posudy_i_nuzhna_ona_povsyudu.docx25.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи  с детьми средней группы по лексической теме «Много разной есть посуды и нужна она повсюду»

    Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи у детей среднего дошкольного возраста через составление рассказа - описания по схеме.

    Задачи:

    - Коррекционно-обучающие:

    • уточнить, активизировать и  расширить словарь по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, чашка,  тарелка, ложка, вилка, варить, жарить, кипятить, мыть, чистить.
    • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, использование в речи существительных в родительном падеже; употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме)
    • Закреплять умение составлять рассказы-описания по предложенному плану;

    Коррекционно-развивающие: 

    • Развивать связную речь.
    • Развивать память, внимание, логическое мышление.
    • Развивать зрительное восприятие.
    • Развивать дыхание и силу голоса.
    • Развивать  общую и мелкую  моторику.
    • Развивать координацию речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные: 

    • воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, трудолюбия, аккуратности

    Образовательная среда:

    - характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

    - средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

    - предметно-практическая: декорации леса, предметные картинки с изображением посуды, кукла Федора, силуэты посуды, набор детской  посуды (чашки и блюдца разных цветов, чайник), салфетки, составная картинка (чайник, кофейник),  план – схема для составления рассказа.

    Планируемые результаты: У детей расширяется и уточняется представление о посуде. Дети научатся согласованию прилагательных с существительными, употреблению в речи существительных в родительном падеже; существительных в уменьшительно-ласкательной форме, составлению рассказа- описания по предложенному . У детей развивается общая и мелкая моторика, координация речи с движением, дети научатся сотрудничать в игре.

     Примерный план деятельности:

    Этапы деятельности

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Мотивационно-побудительный

    1.- Колокольчик, мой дружок,
    Собери детей в кружок.

    (Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

    - Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются).

    Начинаем мы играть.
    Дружно за руки возьмемся.
    И друг другу улыбнемся.

    Основной

    2.Беседа о посуде.

    - С хорошим настроением я предлагаю пройти  на стульчики. Посмотрите, что у вас под стульчиками. Возьмите картинки  и Егор ,что это? (Чашка, чайник, тарелка, сковорода и т.д. )(прикрепляет картинки на доску)

    - Как назвать эти предметы одним словом? (Посуда)

    -Для чего нужна посуда? (В посуде готовят еду, из посуды едят, пьют.

    3. «В гостях у Федоры»

    Узнаем, у кого из вас самые внимательные ушки. Слушайте внимательно, отвечайте старательно.

     Вот и чайник за кофейником бежит,
    Тараторит, тараторит, дребезжит....
    А за ними блюдца, блюдца -
    Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
    Вдоль по улице несутся -
    Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
    На стаканы - дзынь!- натыкаются,
    И стаканы - дзынь!- разбиваются.

    -Стихи из какой сказки вы услышали?

    -Вы узнали героя сказки?

    -А вы бы хотели отправится  к ней в гости?

    -тогда закройте глазки. Колокольчик, позвени и к Федоре нас приведи.

     (появляется кукла).

    - Ребята,  как вы думаете, почему расстроена  Федора? (от неё убежала вся посуда.)

    - Почему посуда убежала от Федоры, кто знает причину? (Потому что Федора не мыла посуду, била её, запылила, закоптила)

    - Куда убежала посуда? (Посуда убежала в лес.)

      –Как же нам помочь Федоре? (ответы)

    -А посуда спряталась в лесу.

    - Готовы отправится в лес на поиски посуды?.

    Колокольчик позвени и в лес дорожку покажи.

    4.Гимнастика для глаз.

    Вот мы вышли на опушку леса.  Кто там на веточке сидит?  (птичка- синичка. Может она нам поможет найти посуду? понаблюдаем за ней. (Следят глазами за полётом птички (вверх, вниз, влево, вправо, вверх, вниз – садится на домик).

    5. «Узнай по силуэту»

    - Вот где спряталась посуда ( в лесном домике). Ой, какая она грязная! Федора не может узнать свою посуду. –Поможем ?  Карина , что это?(Это грязная тарелка) итд.

    (силуэты: кастрюля, сковорода, чашка, чайник, тарелка, ложка)

    6. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

    - Надо бы помочь Федоре вымыть посуду. Приготовьте свои ручки.

    Кран с водою мы открыли

    Производят вращательные движения кистью правой руки, как будто открывают кран с водой.

    И посуду перемыли.

    Кладут правую ладонь на левую и совершают по ней круговые движения, как будто моют тарелку.

    Тёрли, тёрли, мыли, мыли,

    Тёрли, тёрли, мыли, мыли –

    Те же движения, но левой рукой по правой.

    Всё кругом в воде и мыле

    Разводят руки в стороны, выражая недоумение.

    7. Игра «Собери чайник»

    - Когда  посуда бежала по лесу   чайник  и кофейник даже сломались. Назовите без чего чайник? (Кофейник?) ( чайник ( кофейник) без носика, без крышки, ручки, без стенки, без донышка)

    Покажем , как мы огорчились. Что же делать?

    Чайник  был красный, а кофейник –желтый. - Ребята ,поможем собрать посуду?.  Девочки – чайник, мальчики -кофейник. 1, 2, 3 посуду собери

    - Ну вот, теперь всё в порядке. Покажите, как вы рады.

    - Ребята, а для чего нам нужен чайник?  (чтобы кипятить воду, заваривать чай.

    8. Игра «Найди пару»

    - Федора приглашает нас пить чай. Чайник у нас есть, а что ещё нужно для того, чтобы пить чай? - Нужны чашки и блюдца.

    - Вот чашки, а блюдца все перепутались. Соберем их в чайную пару? Возьмите чашки и блюдца. Найдите свою пару  и  встаньте вместе. (У меня жёлтая чашка и жёлтое блюдце и т.д.)

    Поставьте их на салфетки вокруг чайника

    Вот и  чайник начинает закипать:

      Буль-буль, буль-буль. (тихо)

    - Кипит наш чайник:

      Буль-буль-буль, (громко)

      Буль-буль-буль.

    - Вскипел и загудел –

      У-у-у…(произносят высоким голосом)

    - А теперь вот так –

      У-у-у…(произносят низким голосом)

    - Ну-ка, чашки, не зевай –

      Наливаем в чашки чай.

    9.  Составление рассказа о посуде.

    - Посуда найдена, мы ее помыли, наладили. Посуда была грязная, а сейчас чистая. Была разбитая, а теперь целая.

     О такой посуде хочется рассказать. А помогут нам в этом картинки.  Колокольчик, помоги, ребят на стульчики проводи.

    (Пройдите на свои стульчики.) Посмотрите.

    Сначала назовите:  

    -Что это?

    -Какого цвета?

    - Какие части  у нее есть?

    -Скажите для чего она нужна?

    (Это чайник. Он синий. У него есть крышка, ручка, дно, стенки, носик.

     В чайнике кипятят воду, заваривают чай.)

    - У нее есть крышка, ручки, дно, стенки.

    -Ребята ,а вы бы хотели   рассказать о красивой чашке? А помогут вам картинки. Молодцы!

    10. Игра «Назови ласково»  (с мячом)

    -Федора благодарит вас за помощь. Теперь всегда будет следить за посудой, мыть её, чистить, будет любить свою посуду и называть её ласково.

    - Ребята, давайте и мы с вами

    назовём посуду ласково.  1,2,3 начало игры

    Чашка - чашечка

    Тарелка- тарелочка

    Кружка - кружечка

    Кастрюля - кастрюлечка

    Сковорода – сковородочка

    Ложка - ложечка

    10.  о чём мы говорили сегодня на занятии?( - О посуде.)

    - Какую посуду вы запомнили?

    - Как нужно обращаться с посудой, чтобы она не убежала? (Нужно мыть её, чистить.)

    - Вы хорошо потрудились, и за это Федора решила подарить вам маленькие сувениры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

    На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

    Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для средней группы.

    Лексическая тема «Транспорт»Виды деятельности: игровая, коммуникативнаяЦели:1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Тема: "Ранняя весна. Перелётные птицы"

    Аннотация.Конспект НОД составлен учителем-логопедом Мишустиной Е.А.  для детей 6-7 лет с ФФН, посещающих логопедические занятия в ДОУ.В процессе занятия решаются следующие задачи: расширение, уто...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

    Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

    Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...