Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Тема: "Ранняя весна. Перелётные птицы"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Аннотация.

    Конспект НОД составлен учителем-логопедом Мишустиной Е.А.  для детей 6-7 лет с ФФН, посещающих логопедические занятия в ДОУ.

    В процессе занятия решаются следующие задачи: расширение, уточнение и активизация словаря по темам "Ранняя весна" и "Перелётные птицы". Совершенствование грамматического строя речи (закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, обозначающие  животных и птиц, закреплять умение употреблять  существительные в форме  множественного числа в родительном падеже).  Автоматизация звука [Л] в связной речи.  Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения.

    Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие  и поддержание интереса у детей.

    Разнообразие приёмов обучения, их рациональная сменяемость позволяет выстроить занятие как целостную систему, закрепить ранее изученные темы.

    Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon microsoft_word_97_-_2003_document.doc92.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема « Ранняя весна.  Перелётные птицы»

    Коррекционно – образовательные цели:  

    • Расширять, уточнять и активизировать  словарь по теме « Ранняя весна»,

    « Перелётные птицы».

    • Учить детей отвечать на вопросы  полными предложениями.
    •  Совершенствовать  грамматический  строй  речи  (закреплять умение образовывать притяжательные  прилагательные от существительных, обозначающих животных и птиц, закреплять умение употреблять  существительные в форме множественного числа в  родительном  падеже, учить подбирать прилагательные к существительному)
    • Автоматизация произношения  звука [Л] в  связной речи.
    • Учить определять место звука в слове.
    • Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения.

    Коррекционно – развивающие цели:

    • Развитие фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа.
    • Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением.
    • Учить определять  место звука в слове (начало, середина, конец).

    Коррекционно-воспитательные: 

    • воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

    Оборудование:  картины « Ранняя весна», « Прилёт птиц», логический квадрат,

    «птичьи» ребусы, полянка со следами, картинки перелётных птиц, сюрпризный момент.

    Ход занятия:
    I.    Орг. момент.
    – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
    – Здравствуйте.
    II.    Эмоциональная настройка.
    – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
    – Хорошее, радостное, веселое.
    – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
    Собрались все дети в круг.
    Я – твой друг и ты – мой друг.
    Крепче за руки возьмемся
    И друг другу улыбнемся.

    III. Беседа о времени года.
    Логопед: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, вы внимательно послушайте и отгадайте её.

    Яростно река ревёт

    И разламывает лёд.

                          В домик свой скворец вернулся,

                  А в лесу медведь проснулся.

          Слышны трели соловья,

        Это к нам пришла……

    Дети: Весна!
    Логопед: Правильно! А скажите, как вы догадались, что загадка действительно о весне? Какие слова из загадки помогли вам?

    Дети: Лёд разламывается, птицы возвращаются, в лесу проснулся медведь, снег тает,….

    Логопед: Молодцы!
    Логопед: Какие весенние месяцы вы знаете?
    Дети: Март, апрель, май.
    Логопед: Какой сейчас месяц?
    Дети: Сейчас месяц март.

    Логопед: Март – первый весенний месяц, это ранняя весна.
    IV.    Постановка учебной задачи.

    Логопед:  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами отправимся в весенний лес и посмотрим, что же произошло с природой с наступлением весны. Отправляемся в путь?

    Дети:   Да!

    Дети и Логопед (хором):  Вышли из детского сада,

                                                  Пошли мы не просто так,

                                                  Прямо и направо,

                                                  А потом назад,

                                                  А потом обратно,

                                                  А потом кругом,

                                                 А потом вприпрыжку,

                                                 А потом бегом.

    ( Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

    Логопед: Вот мы и на  лесной полянке.

    ( Вывешиваются  картины « Ранняя весна» №1,  « Прилёт птиц» № 5 )

    Беседа по картине.

    Логопед: Ребята, посмотрите на картины, и вспомните приметы весны.

    Дети: Снег на берегах и лёд на реке растаяли. Ледоход. ( СЛОВАРНАЯ РАБОТА) Маленькая речка  вышла из берегов (разлилась) и затопила луг, поля, деревья стоят в воде. Появляются проталинки. С крыш « плачут» сосульки. Капель. Листьев на деревьях ещё нет, но уже набухли  почки. Стоит ясная, тихая погода: небо чистое, голубое, только кое – где по нему плывут лёгкие облака. В воздухе появляются новые запахи: пахнет весной, землёй, талой водой.

    Логопед: А почему вода затопила берег, когда это бывает?

    Дети:

    Логопед: Посмотрите внимательно, вдалеке виднеется небольшой куст. Кто мне скажет, чем куст отличается от дерева?

    Дети: У деревьев один ствол, а у кустарника  несколько, но более тонких, дерево высокое, а кустик – низкий.

    Логопед: Совершенно верно, молодцы!

    Логопед: Вам понравилась эта картина?

    Дети:

    Логопед: Мне тоже она очень понравилась, потому что пахнет весной, весной всё просыпается, весной хочется говорить красивые слова. Давайте и мы будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна какая?

    Дети: - Солнечная весна, тёплая, весёлая, радостная, зелёная, поющая,ясная, красивая, нарядная, долгожданная…..

    Логопед: Отправляемся дальше в путь! И чтобы не замочить ножки, будем прыгать  по кочкам.   ( Дети идут по кочкам и считают)

    Дети: - Одна кочка, две кочки, три кочки, четыре кочки, ……десять кочек.

    Много (Чего?)……

    ( Дети раздвигают ветви деревьев  руками и выходят на опушку леса).

    Игра « Следопыт»  (Образование притяжательных прилагательных)

    Картинки с изображением следов животных и птицы.

    Логопед: Ребята, а посмотрите, внимательно, чей след здесь лишний? Почему?

    Дети: птичий, потому что…..

    Логопед: Совершенно верно.  Ребята, скажите, кто из вас умеет разгадывать ребусы?

    Птичьи ребусы (утка, цапля, ласточка, грач)

    https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=b25c5541a7f661c0aa84c7bfe2c6d79c-l&n=13           https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ab87c08d25f6f47388eb1735e902fde8-l&n=13   

    http://vse-razgadaem.ru/wp-content/uploads/2015/04/rebusy-pro-ptic-9.jpg                  http://d1.endata.cx/data/games/46651/46__a419ea7b21c6a0442693f0c5596cb79a39fd36be.jpg 

    Логопед:  Вспомним ещё  птиц, которые к нам прилетают?

    Дети:…                   (выставляются картинки перелётных птиц)

    Логопед: Как мы их назовем?

    Дети:

    Логопед: - А какая птичка,  ребята, к нам прилетает первой?

    Дети: - Первыми к нам прилетают грачи.

    Логопед: - Конечно, и они  принесли   задание, с которым вы должны справиться.

    Логические квадраты

    Соловей (картинки)

    ласточка

    лебедь

    лебедь

    соловей

    ? (ласточка)

    ласточка

    ? (Лебедь)

    ? (соловей)

    Игра « Около» (окоЛо Ласточки соЛовей и Лебедь)

    Логопед: Ребята, давайте, найдём, где же спрятался звук [Л], в слове СОЛОВЕЙ, ЛАСТОЧКА

    Логопед: В слове ЛЕБЕДЬ назовите 1-й звук. Какой он?

    Логопед: Молодцы!

    Игра « Прятки»  (на картинках закрываются некоторые части тела птиц, а ребёнок должен сказать, чего не стоЛо).

    Дети: не стало соловьиного пера,  не стало лебединого клюва и т.д.

    Логопед: Мы с вами долго гуляли по лесу, устали и теперь пора нам возвращаться в детский сад.

                                                    Долго мы по лесу шли,    

                                                    Прямо и направо,

                                                  А потом назад,

                                                  А потом обратно,

                                                  А потом кругом,

                                                 А потом вприпрыжку,

                                                 А потом бегом.

                                                 Вот и пришли мы.

    V. Итог занятия

    Логопед: Все вы молодцы! Со всеми заданиями справились. Вспомните, ЧЕГО в нашем лесу было много?   КОГО было много?

    Логопед: Сегодня все были активны, старались, поэтому я хочу  сделать приятное, подарить вам маленькие сюрпризы.  (выпечка птички)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

    Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

    Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"

    Занятие по формированию  лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....