Проект "Азбука финансов"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Познакомить воспитанников подготовительных групп с основами финансовой грамотности. Провести мероприятия по ознакомлению с историческими сведениями о денежных знаках, с современными деньгами и способами их хранения, познакомить в общих чертах с услугами современных банков, функциями банкоматов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Азбука финансов»

Тип проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.

Цель проекта: Познакомить воспитанников подготовительных групп с основами финансовой грамотности. Провести мероприятия по ознакомлению с историческими сведениями о денежных знаках, с современными деньгами и способами их хранения, познакомить в общих чертах с услугами современных банков, функциями банкоматов.

Задачи проекта:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий
  • Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
  • Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности.
  • Воспитывать бережливость.
  • Развивать умение детей общаться, договариваться, распределять роли в сюжетно-ролевой игре.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы , воспитатели, родители.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Открытия Феечки Копеечки».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический:

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме досуга «Ярмарка товаров и услуг»

Актуальность включения основ экономического воспитания

в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых

решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят

и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Именно старший дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

На этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Таким образом, очень необходима работа воспитателей в ДОУ, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.

Знакомство с финансовой грамотностью выстраиваем на основе образовательной программы развития финансовой грамотности дошкольников «Открытия Феечки Копеечки» Л.В.Любимовой. Программа состоит из трех модулей: модуль I «Семейный круг», модуль II «Копилка», модуль III «Богатства Пармы».

В 6-7 лет систематизируются, обогащаются представления детей о товарно-денежных отношениях, об истории и эволюции происхождения денег, о том, что к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия и достатка. Совершенствуются умения детей различать и называть товары и услуги, опираясь на собственный опыт. Обогащаются представления детей о деньгах разного достоинства, разной ценности (покупательской способности), дети различают деньги разного достоинства (1, 2, 5, 10 условных единиц). Знакомятся с предприятием региона – Монетным двором Санкт-Петербурга: формируются представления детей о процессе изготовления денежных знаков, дети знакомятся с профессиями людей, работающих на Монетном дворе. Обогащаются представления детей о системе хранения денег. Знакомятся с понятиями «безналичные деньги» и «электронные деньги». Совершенствуются умения детей различать наличные и безналичные деньги, применять данное умение в самостоятельной игровой деятельности.

Задачи:

«Семейный круг» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  • Знакомить детей дошкольного возраста с содержанием деятельности людей

профессий, прежде всего ближнего окружения (связанных с производством

товаров, экономикой, профессии родителей) и актуализировать значимость

труда, где нет осязаемого (готового) продукта.

  • Знакомить детей с основами планирования семейного бюджета (доход, расход,

заработная плата, виды расходов, основные потребности и пр.)

  • Формировать навыки бережного отношения к результатам труда взрослых,

умение ценить чужой и собственный труд.

  • Формировать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с

деньгами, умение копить средства в повседневной практической деятельности

и понимать суть и значение благотворительной деятельности человека.

  • Приобщать детей к повседневным делам семьи. Воспитывать, мотивировать и

стимулировать желаний и стремлений детей быть занятыми полезным делом,

трудиться на благо семьи, помогать взрослым.

  • Воспитывать у детей навыки и привычки культурного и рационального

поведения в быту, а также навыки целесообразного взаимодействия с

окружающим миром вещей и предметов. Воспитывать бережливость и

умение планировать покупки.

«Копилка»(декабрь ,январь, февраль)

  • Познакомить детей с понятием «деньги», с историей возникновения

денег.

  • Формировать представление детей о разных видах денег.
  • Познакомить с ведущим предприятием региона: печатной фабрикой

Гознак.

  • Способствовать формированию представлений детей о значении денег в

жизни человека в прошлом и современном мире.

  • Обогащать представление детей о способах хранения денег.
  • Содействовать развитию умения детей различать российские деньги от

денег дальнего и ближнего зарубежья.

  • Содействовать развитию умения детей различать деньги разного

достоинства (1,2,5,10 усл. единиц).

  • Формировать умения детей различать и называть товары и услуги,

опираясь на собственный опыт.

  • Воспитывать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной

необходимости.

  • Воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях,

связанных с деньгами.

«Богатства Пармы».(март, апрель, май)

  • формирование у детей дошкольного возраста представлений об особенностях производства товаров

сельскохозяйственного и промышленного комплексов Оренбуржья.

Формы работы:

• беседа, обсуждение,

• просмотр слайд-презентации, мультфильмов,

• чтение художественной литературы, комиксов,

• игровые ситуации,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание картин,

• сюжетно-ролевая игра,

• продуктивная и экспериментальная деятельность

• экскурсии.

Тематический план работы с детьми и родителями (законными представителями)

Месяц/ Раздел

Тема

Совместная и самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

1

«Семейный круг»

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

«Феечка – Копеечка знакомится с профессиями.»

Игровые модули: «Школа», «Аптека», «Банк», «Рекламное
агентство».
Атрибуты и оборудование для с/р игр разных профессий.
Интерактивные и живые экскурсии на предприятия и учреждения города.

Мультимедийная презентация
«Профессии экономической сферы».
Чтение худ. литер- ры:

Галиев Ш. «Три копейки на покупку»;

Сказка «Волшебное кольцо»;
Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены».
Д/игры:

«Кому что нужно для работы?»

«Кто что делает?»
Беседа «Профессии моих родителей» Игра-интервью «Профессии в моей семье»

«Профессия экономист»

Беседа размышление «Кем я буду когда вырасту…»

Рисование «Моя будущая профессия»

Консультация «Что почитать детям? (об экономике)»

Экскурсия: семейный выход в банк, магазин, почту, бугалтерию

«Феечка – Копеечка стала рачительной хозяйкой»

Беседы:

«Как приходят деньги в семью?»

Конспект командной игры «Доходы»

«Знакомство с правилами экономии.»
Чтение. худ. литер-ры:
С. Михалков «Праздник
непослушания»
Д/игры:».

«Хочу и надо»

Игра «Выбери товар»

«Правила экономии»,

«Как сберечь ресурсы»

Практическая работа «Мини-банк»

Игра-викторина по финансовой грамотности тема «Деньги любят счёт»

С/р игры :

«Идём за покупками»

«Продуктовый магазин», «Рынок»

Конспект командной игры «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Фотоколлаж «Мы в магазине»

Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

Буклеты-памятки для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье»

Азы домашней бухгалтерии с Феечкой – Копеечкой»

Интернет ресурсы на темы: «Потребности человека»,

«Планирование семейного бюджета».
Чтение худ. литер-ры:
Э. Успенский «Трое из
Простоквашино».
Авторские сказки:
Ястребовой Л.и Мальгиной Н.
«Хранители бюджета»,
«История одной реки».

Чтение и обсуждение главы «Какие бывают доходы» из книги Э.Матвеева «Дима и Совёнок»
Д/игры:

«Учись экономить»
«Какие бывают доходы»

«Доходы, расходы»

Домино- «Деньги»

Беседа «Что такое семейный бюджет»

Конспект ООД. Тема: «Экономия тепла, света, воды»

«Почему взрослые работают?»

Игровое занятие «Бюджет семьи, доход, расход» Изготовление совместно с детьми карты-схемы «Семейные затраты»

Родительское собрание «Финансово – экономическое воспитание в семье.

Знакомство родителей с программой Word и Excel для дошкольников (планирование семейного бюджета. Обсуждение в сетевой группе: Дискуссия «Стоит ли давать детям карманные деньги?». Рефлексия по дискуссии в сетевой группе – деловая игра: «Стоит ли давать детям карманные деньги?».

«Феечка – Копеечка учит быть помощником в семье»

Беседа: «Труд - основа жизни».

Тематические альбомы
и презентации о домашних и
повседневных необходимых делах семьи:

«Полезная помощь»,

«Сам справляюсь с важным делом».

Д/игра: «Мамины помощники»

Игра – пантомима «Любимые
дела по дому»
Оборудование для организации всех видов трудовой деятельности
детей в группе и на улице

Обсуждение в сетевой группе: Дискуссия: «Оплачивать ли детям выполнение домашних обязанностей в своей семье?».

Проект «Дневник домашних обязанностей».

« Как Феечка – Копеечка управляла своими желаниями»

Тематические альбомы
и видеосюжеты, мультфильмы, книги, отражающие темы:

«Копилка»,

«Можно и нельзя»,

«Основные потребности человека»,
«Благотворительность».
Чтение худ. литер-ры:
В. Катаев «Цветик –семицветик».
Д/игра: «Хочу и надо»

Игра «Домик-копилка»

Д/игра – планинг «Как
накопить на любимую
игрушку».

Беседа «На чём можно экономить»

Конструирование из бумаги «Кошелёк»

«Хочу и надо» - проблемная ситуация, направленная на углубление знаний детей о том, что расходы бывают основные (необходимые) и неосновные (желаемые)

Памятка «Ребенок в
магазине. Правила
поведения»

2

«Копилка»

(декабрь ,январь, февраль)

«Как Феечка Копеечка узнала, что такое деньги»

Беседы, презентации, иллюстрации:

«Что такое деньги».

” Эволюция денег”

” Появление первых денег на

Руси”.”

«Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).

” Российские деньги и деньги разных стран»

” Деньги разного достоинства и

разной ценности»

«Путешествие на Монетный двор.”

«Где

рождаются деньги. Дом, в котором «живут» деньги»

” Свой домашний банк, или

копилка для денег”

Лэпбук:

СРИ: «Банк.», «Супермаркет», «Рынок», «Монетный двор», «Аукцион», «Рекламное агенство»,

Д/И:«Обмен», «Кто что делает?» (люди труда), «Кому что нужно» «Что продается в магазине?».

«Давай положим в корзинку».

«Какой товар лишний?»

«Что забыли положить в корзинку?»

«Все по полочкам».

«Путаница».

«Что угодно для души».

«Что сколько стоит».

«Давай поменяемся».

«Деньги»

«Нужные покупки».

«Много - мало».

«Дорого – дешево».

«Потребность – возможность».

«Запланированная покупка».

«Запланированная покупка - 2».

«Что откуда берется?»

«Бюджет».

«Сдача».

«Надо» и «хочу».

«Осознанный выбор».

«Умелые руки».

«Что важнее?» «Размен»

«Разложите товар»

«Угадай, где продаются»

«Все по полочкам».

«Дорого – дешево».

«Купи другу подарок»

«Волшебный кошелек»

«Домино»

ЧХЛ: РНС «Мена», «Гуси-лебеди», стихотворения А.Барто «Так на так», Ш.Галиева «Три копейки на покупку», комикс «История о рублике и его друзьях»,К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах. Экономика для детей в сказках, играх и задачках.

Проблемные и игровые экономические ситуации.

Экспериментальная деятельность: «Рассмотрим деньги в лупу», «Мокрые банкноты»

Продуктивная деятельность: Изготовление кошельков для игр в магазин.

Мастерская по изготовлению денег «Придумай денежку» , Творческое занятие: изображаем жадность и щедрость»

Книжка-раскраска по финансовой грамотности для дошкольников.

Просмотр мультипликационных сюжетов: «Галилео. История изобретения Денег», фильмов экономического содержания «Дорогая копейка», «Пятачок», «Заработанный рубль», «Азбука денег тетушки Совы. Безналичные деньги», «Как старик корову продавал».«Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

Консультация «Как доступно рассказать ребенку об истории появления денег»

Буклет «От ракушек до наших дней»

Маленькая покупка в магазине (экскурсия в магазин)

Экскурсия в банк с ребенком.

Гость группы «Я работаю в банке»

Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».

Буклет «Как я коплю деньги дома».

Создание экономического словаря

«Феечка Копеечка – коллекционер, или Какие бывают деньги»

«Где живут деньги»

«Феечка Копеечка на Монетном дворе»

3

«Богатства Пармы».

(март, апрель, май)

«Растут ли булки на деревьях?»

; Оренбуржье хлебный край”.(Беседа, Презентация)

;Молочный и маслосыродельный спрос”.( Беседа, Презентация)

;Газпром Оренбург»( Беседа, Презентация)

;Саракташский консервный завод»( Беседа, Презентация)

;Илецксоль»( Беседа, Презентация)

; Экспорт продукции Оренбуржья”.( Беседа , Презентация)

Мероприятия:

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

«Работать и зарабатывать»

«Труд - основа жизни»

Игра «Бартер/ Обмен»

ИГРА«Угадай, где продаются»

«Семейная мастерская»

по изготовлению

«Плюшки,

булочки, ватрушки».

«Семейная мастерская»

по формированию

тематического альбома

«От зерна до каравая»

Мастер класс с участием

родителей

«Шоколадное печенье»

(родитель-мастер).

Экскурсия с

родителями в

магазины, пекарни, мельницу.

«Семейная мастерская»

по изготовлению

атрибутов для

сюжетно-ролевых игр

«Хлебный магазин»,

«Пекарня» и др.

«Семейная мастерская»

(мастер-класс) по

оформлению

экспонатов коллекции

злаковых культур для

мини-музея.

Мастер класс «Лучше всех я

испеку», реклама

изготовленной

продукции, дегустация.

«Семейная мастерская»

по оформлению

тематического альбома

«Витрина молочного

магазина».

«Семейная мастерская»

по изготовлению

атрибутов к сюжетно-

ролевой игре

«Молочный магазин».

«Семейная мастерская»

по изготовлению

атрибутов к сюжетно-

ролевой игре «Ферма».

Экскурсия с ребенком в

«Молочный магазин».

«Семейная мастерская»

по изготовлению

атрибутов к сюжетно-

ролевой игре

«Молочный комбинат».

«Семейная мастерская»

по оформлению

тематического альбома

«Молочный комбинат».

«Изготовление

ящика для лука»,

Экскурсия в теплицу, на приусадебный участок, огород, дачу.

«Семейная мастерская»

по

оформлению

тематического

альбома

«Такая разная соль».

Мастер-класс «Лепим из

соленого теста».

Квест-игра

«Соль

в

природе и быту».

«Соль лечит»,«Добыча соли»,

Викторина с родителями - По дорогам финансовой грамотности.

Деловая игра для родителей «Азбука финансов»

Пословицы и поговорки на экономическую тему

«Путешествие Феечки- Копеечки по молочной реке.»

«Голубое золото»

«От грядки до стола»

Удивительная соляная шахта Соль – Илецк.

4.

Досуг «Ярмарка товаров и услуг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Заметки для родителей "Дети и финансы"

Заметки для родителей "Дети и финансы"...

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитан...

Как подружиться с финансами?

Как подружиться с финансами?...

Презентация к проекту Финансы поют романсы

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответств...

Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"

Формирование первичных  экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...