Федеральная образовательная программа ДО. Раздел "Обучение грамоте дошкольников"
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

Мы предлагаем вам подробнее ознакомиться в области речевого развития с содержанием образовательной деятельности по «Подготовке к обучению грамоте» в каждой возрастной группе в соответствие с федеральной образовательной программой дошкольного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городская педагогическая конференция г. Югорск 2023г. Презентацию подготовила Учитель-логопед высшей категории Хуснутдинова Ф.Х. МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» «Реализация ФОП ДО образовательной области «Речевое развитие» раздела «Подготовка к обучению грамоте».

Слайд 2

Образовательная область «Речевое развитие» п. 20 Основными задачами образовательной деятельности являются: От 3-х- до 4-х лет От 4-х до 5 лет От 5 дл 6 лет От 6 до 7 лет Задачи и содержание образовательной деятельности: Формирование словаря. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Подготовка к обучению грамоте . Интерес к художественной литературе.

Слайд 3

Возраст 3-4 года 20.4.1. Основные задачи: 20.4.2. Содержание образовательной деятельности. Подготовка детей к обучению грамоте. Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. Педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане Согласно п. 20.4.1 задачей по подготовке к обучению грамоте является

Слайд 4

Возраст 4-5 лет 20.5.1. Основные задачи: 20.5.2. Содержание образовательной деятельности. Подготовка детей к обучению грамоте. Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. - Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). - Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), - Определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; - Выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

Слайд 5

Возраст 5-6 лет 20.6.1. Основные задачи: 20.6. 2. Содержание образовательной деятельности. Подготовка детей к обучению грамоте. - Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. - Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. Педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины "слово", "звук", "буква", "предложение", "гласный звук" и "согласный звук", проводить звуковой анализ слова, делить на слоги 2-х- 3- х слоговые слова; Осуществлять звуковой анализ простых слов из 3-х звуков; интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, -Составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

Слайд 6

Возраст 6-7 лет 20.7.1. Основные задачи: 20.7. 2. Содержание образовательной деятельности. Подготовка детей к обучению грамоте. - Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. - Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов. Педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, - Помогает освоить звуковой анализ слов, состоящих из 4-х, 5 звуков. - Закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; - Определять количество и последовательность слов в предложении; - Составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; - Знать названия букв, читать слоги.

Слайд 7

Методическая поддержка Рабочей Программы

Слайд 8

Этапы овладения звуковым анализом слова: Определение наличия звука в слове. Определение места звука в слове: начало, середина, конец. Различение по качественным характеристикам: гласный-согласный, мягкий согласный – твёрдый согласный, звонкий согласный – глухой согласный. Проведение звукового анализа с использованием фишек. Определение последовательности, количества и места звука в слове по отношению к другим звукам (т.е полный звуковой анализ слова). Проведение анализа предложения.



Предварительный просмотр:

Доклад учителя-логопеда

на Городской Педагогической конференции

Тема: «Реализация ФОП ДО образовательной области «Речевое развитие» раздела «Подготовка к обучению грамоте».

Добрый день, участники Городской Педагогической конференции!

Предлагаю вашему вниманию тему своего выступления «Реализация раздела

«Подготовка детей к обучению грамоте по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФОП ДО» (Слайд № 1).

Согласно Федеральной программе в образовательной области «Речевое развитие» задачами и содержанием образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3-х до 7 лет являются:

  • Формирование словаря.
  • Звуковая культура речи.
  • Грамматический строй речи.
  • Связная речь.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Интерес к художественной литературе.

Появление в структуре образовательной области «Речевое развитие» раздела

«Подготовка детей к обучению грамоте» является существенным отличием образовательной области «Речевое развитие» ФОП ДО от прежних примерных образовательных программ.

Мы предлагаем вам подробнее ознакомиться в области речевого развития с содержанием образовательной деятельности по «Подготовке к обучению грамоте» в каждой возрастной группе. Обратите внимание на слайд.

Слайд № 3 Образовательная область «Речевое развитие» от 3-х до 4-х лет

 

20.4.1. Основные задачи:

20.4.2. Содержание образовательной деятельности.

5) Подготовка детей к обучению грамоте.

Педагог        формирует        у        детей        умение

-        Формировать        умение        вслушиваться        в

вслушиваться в звучание слова, закрепляет в

звучание слова, знакомить детей с терминами

речи        детей        термины        «слово»,        «звук»        в

«слово», «звук» в практическом плане.

практическом плане.

                  Слайд № 4 Образовательная область «Речевое развитие» от 4-х до 5 лет.

20.5.1.        Основные задачи:

20.5.2.        Содержание образовательной деятельности.

5) Подготовка детей к обучению грамоте.

  • Продолжать знакомить с терминами «слово»,

«звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх.

Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные).

  • Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов),
  • Определять и изолированно произносить 1-ый

Педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи;

- формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими;

  • формирует умение сравнивать слова по протяженности;
  • помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить        слова,        интонационно подчеркивая в них первый звук;

- узнавать слова на заданный звук.

Слайд № 5 Образовательная область «Речевое развитие» от 5 до 6 лет

20.6.1. Основные задачи:

20.6. 2.        Содержание образовательной деятельности.

5) Подготовка детей к обучению грамоте.

  • Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины.
  • Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

Педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины "слово", "звук", "буква", "предложение", "гласный звук" и "согласный звук", проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трёхслоговые слова;

  • Осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных,
  • Составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.

Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

Слайд № 6 Образовательная область «Речевое развитие» от 6 до 7 лет

20.7.1. Основные задачи:

20.7. 2.        Содержание образовательной деятельности.

5) Подготовка детей к обучению грамоте.

  • Упражнять в составлении предложений из 2-

4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

  • Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

Педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям,

  • Помогает освоить звуковой анализ слов, состоящих из 4-х, 5 звуков.
  • Закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность,        давать        им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове;
  • Определять        количество        и последовательность слов в предложении;
  • Составлять  предложения  с  заданным

количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку;

- Знать названия букв, читать слоги.

  • Методическая поддержка раздела Рабочей программы.

В соответствии с задачами воспитания и обучения для реализации Федеральной программы ДОО самостоятельно определяет формы, способы, методы и средства. В связи с этим, наше дошкольное образовательное учреждение для реализации задачи по подготовке детей к обучению грамоте в качестве вариативной образовательной технологии использовала методическое пособие Л.Е.Журовой «Обучение дошкольников грамоте». Из многообразия представленных современных методических пособий известных авторов таких, как Дурова, Колесникова Е.А «От звука к слову», Ушакова Е.С. «Программа по развитию речи» и др., мы выбрали уже знакомую и опробированную нами методику. В данном пособии представлена последовательная поэтапная структура подготовки дошкольников к обучению грамоте, разработаны конспекты занятий для каждой возрастной группы, с подробным описанием демонстрационного материала. (Слайд № 7 Слайд 8).

Специалистом была разработана и составлена Рабочая программа с практическим материалом по образовательной области «Речевое развитие» раздела «Подготовка детей к обучению грамоте» для старших и подготовительных групп.

В учебном плане по образовательной области «Речевое развитие» запланировано 2 занятия в неделю: 1 занятие по развитию речи и 1 занятие по подготовке детей к обучению грамоте.

В младших и средних группах реализация задачи по подготовке детей к обучению грамоте предусмотрено через использование речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи для формирования фонематического слуха и речевого внимания у детей, способствующих дальнейшему овладению звуковым анализом слов.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по реализации Рабочей программы раздела «Подготовка детей к обучению грамоте» для педагогов ДОУ специалистом запланировано внутрифирменное обучение - в течение учебного года консультации и обучающие семинары-практикумы.

Таким образом, целенаправленная методическая работа позволит в полном объёме реализовать задачи, и содержание раздела «Подготовка к обучению грамоте» образовательной области «Речевое развитие» Федеральной образовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023

Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023...

Обучение педагогического персонала. Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса

Цель: подготовка педагогов ДОУ к переходу на новую федеральную образовательную программу. Формируемые знания и компетенции: Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФОП.Навыки постр...

Аналитическая справка по результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Аналитическая справкапо результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федерал...

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью в условиях реализации федеральной образовательной программы

Ознакомление дошкольниковс социальной действительностью в условиях реализации федеральной образовательной  программы...

Что такое ФОП ? (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.1.2022г. № 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования"), предоставлением пла

Что такое Федеральная образовательна программа дошкольного образования?Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:- федеральная рабочая программа в...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...