Обучение грамоте. Тема: «Цветик-Семицветик» в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Итоговая непосредственно образовательная деятельность. Обучение грамоте. в подготовительной группе.

Тема«Цветик-Семицветик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_gramote_1.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая непосредственно образовательная деятельность.

Обучение грамоте.

Тема: «Цветик-Семицветик»

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепить полученные детьми знания по обучению грамоте.

Задачи:

Обучающие:

1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Читать слова по слогам.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения

4. Продолжать формировать умение делить слова на слоги.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание
  2. Развивать зрительное восприятие, фонематический слух,

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, видеописьмо, карточки с рисунками.

Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие); домики; полоски-схемы для составления предложения.

Организация детей: в кругу, за столами;

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.

- «Вопрос — ответ»

- «Составь предложение по картине»

- Физкультминутка

- «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»

- Игра «Наоборот».

- «Подели слова на слоги и определи их количество»

- «Собери цветок»

3. Итог НОД.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Давайте встанем в круг.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро! Солнцу и птицам.

- Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия.

Проблемная ситуация.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, цветик-семицветик, а к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова».

Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). В добрый путь!

Мы сегодня много будем говорить, и чтобы наша речь была красивой сделаем зарядку

для нашего язычка.

Подготовим наши язычки для чистоговорки

Повторите за мной чистоговорки:

Ра-ра-ра — начинается игра

Лы-лы-лы — забиваем мы голы

Жа-жа-жа — есть иголки у ежа

Са-са-са — под кустом сидит лиса

Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима

Ша-ша-ша — мама моет малыша

Ар-ар-ар — кипит наш самовар

Усь-усь-усь — на лугу пасётся гусь

Та-та-та — у нас в доме чистота

Ча-ча-ча — горит в комнате свеча.

Итак, откроем первым лепесток, Имя ребёнка?

Задание № 1. «Вопрос — ответ»

(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)

Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки речи.

• Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)

• Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, И, Э)

• Почему они называются «гласными» (они произносятся только с помощью голоса,

их можно петь)

• Назовите согласные звуки (Б, В, Д, Т, М, Н)

• Почему они не поются? Что мешает? (зубы, губы)

• Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и видим)

• Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

• Какие бывают согласные? (твердые и мягкие)

• Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)

• Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)

Вывод: Ребята, мы справились с первым заданием.

Как оно называлось?

Задание № 2. «Отгадай загадку и опиши»

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня … (Весна)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная,

«Составь предложение по картине»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна»). Давайте вспомним, ребята, что мы называем предложением. (Ответы детей: предложение – это 2,4,6 слов, которые дружат между собой.)

Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений:

1. Наступила долгожданная весна. (I____ ____ ____.)

2. Дети пошли гулять в парк. (I____ ____ ____ ___.)

(Дети выкладывают схемы предложений.

Ребенок, первым справившийся с заданием, выполняет у доски)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.

Вывод: Ребята, мы справились со вторым заданием.

Что мы делали?

Задание № 3. Физкультминутка «В школу осенью пойду»

В школу осенью пойду (дети шагают на месте)

Там друзей себе найду (дети здороваются друг с другом)

Научусь читать, писать (наклоны головы в сторону)

Быстро правильно считать (поочередно загибают пальцы)

Я таким ученым буду, (руки вверх)

Что свой садик не забуду. (обнимают себя).

Воспитатель: Молодцы! А давайте еще раз пойдем в школу.

Вывод: как называется наше третье задание?

Ребята, мы справились заданием.

Задание №4 «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

(Книга)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «Книга».

У вас на столах лежат кружочки синего, зеленого и красного цвета.

- Какие звуки обозначаются синим цветом?

- Какие звуки обозначаются красным цветом?

- Какие звуки обозначаются зеленым цветом?

- Сколько звуков в слове «Книга»?

- Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «Книга».

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова «Книга». Один ребенок работает у доски.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

(Ответы детей: 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных).

-У кого кружочки расположены в том же порядке, что и на доске, поднимите руки.

Молодцы!

Вывод: как называется наше четвертое задание?

Ребята, мы справились заданием.

Задание № 5 «Игра-наоборот».
(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети находят антоним)
Большой-маленький

Толстый-тонкий

Черный-белый

Старый-новый

Горячий-холодный

Легкий-тяжелый

Чистый-грязный

Ребенок-взрослый

Смеяться-плакать

Высокий-низкий

Вывод: что мы с вами делали?

Ребята, мы справились заданием.
(Дети садятся за столы)

Воспитатель: срываем следующий лепесток. Слушайте задание.

Задание № 6. «Подели слова на слоги и определи их количество».

Воспитатель. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в домике, столько слогов в слове. Вам нужно выбрать для каждого слова свой домик, я называю слово, а вы поднимаете тот домик, который подходит для данного слова. (у каждого по три домика с разным количеством окон).

Воспитатель показывает картины: радуга, роза, мак, сосульки, верба, грач.

Дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Вывод: как называется наше шестое задание?

Ребята, мы справились заданием.

Воспитатель. Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Задание № 7.

Собери слова из 2 слогов. «Собери цветок»

Воспитатель: ребята, на полянке у нас половинки цветов, они не простые, вам нужно собрать их и прочитать слово. ЛИСА, ЗАЯЦ, КАША, ВАЗА, ЛИПА.

Анализ:

Воспитатель:

- Ребята, от кого мы сегодня получили письмо с заданиями?

- Сколько заданий отправила нам Мудрая сова?

- Какое задание было самым интересным?

- Было ли вам сложно?

Итог:

А мне ребята очень понравилось, как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями Мудрой Совы! Я вами горжусь!

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать письмо и рассказать о наших достижениях Мудрой Сове в ответном письме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"

Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией  образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».

•Закреплять умение  детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.•Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя....

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».

Конспект итоговой  НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».Задачи:  •Закреплять умение  детей различать гласные, твердые и мягкие согласные...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. "Поможем Мальвине." для детей подготовительной группы.

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по обучению грамоте проводится систематическая работа по:1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направления...