Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в лес свистящих звуков».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                 Дамирова

                                                                                                 Надежда Ибрагимовна, Такташева Наталья Петровна

                                                                                                 

                                                                                              

 

 

г. Волгодонск

 

 

Цель: Обобщить знания и умения детей по курсу развитие речи и подготовить к обучению грамоте.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о свистящих звуках.

2. Закрепить умения детей в звуковом и звукобуквенном анализе слов.

3. Закрепить представление о графическом представлении букв.

4. Развивать у детей слуховое восприятие.

5. Развивать у детей творческое мышление. Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

6. Формировать у детей навыки слогового чтения и образования слов.

7.Воспитывать у детей чувство коллективизма, гуманного отношения к окружающему, культуру речевого общения.

 

Оборудование: записи пения птиц, голоса зверей, песни «Вместе весело шагать», «У Жирафа», деревья, цветы, пеньки, игрушки зверей.

 Демонстрационный материал: 2 больших цветка ромашки, 2 пары мишеней зеленого и синего цветов, лук и стрелы, надписи, указатели, поляна Загадкина, тир «Свистящие стрелы», озеро Спасалкино, опушка Смекалкино.

Раздаточный материал: карточки и кружочки, рыбки и птицы, игра «Назови слово» (карточки), карандаши, фломастеры.

 

                                                             Ход занятия:

 Дети входят в зал – лес, в котором есть полянка, озеро, деревья, кустарники, цветы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали.

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Да, но лес такой необыкновенный. Я узнала от сороки, которая прилетала к нам на участок, что существует лес свистящих звуков. А какие свистящие звуки вы знаете?

Дети: Мы знаем такие свистящие звуки, как «С», «З», «Ц».

  

                                    

Воспитатель: Сорока рассказала, что в этом лесу обитают звери, птицы, насекомые и растут растения, в названиях которых есть свистящие звуки, по-моему, в этот лес мы с вами и пришли. Хозяином этого леса является Соловей Разбойник. Что-то в лесу совсем тихо. Вам ребята не кажется странным, что в лесу тишина?

Дети высказываются по этому поводу (звучит запись ветра и свиста).

Воспитатель: Смотрите ребята здесь какое-то письмо на пенёчке. Написано детям д/с «Шанс». Прочитаем?

Дети: Да.

Ребёнок читает письмо:

                 «СПАСИТЕ НАШ ЛЕС ОТ СОЛОВЬЯ РАЗБОЙНИКА.

                                                                   Звери и птицы».

Воспитатель: Вот теперь понятно, почему никого не слышно. Кто-то проказничает. Ребята, ну что, поможем нашим друзьям меньшим зверям и птицам. Давайте  впереди пойдут ребята, в именах и фамилиях которых есть свистящие звуки.

Дети называют имена и фамилии, выделяя свистящий звук

Воспитатель: Вы не боитесь Соловья Разбойника?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда в путь. Чтобы было легче в пути, споём песню про друзей (звучит песня про друзей). Куда мы пришли?

Дети читают «Поляна-Загадкина»

Воспитатель: Посмотри ребята, что вы видите?

Дети: По всей поляне разлетелись лепестки цветов.

Воспитатель: Кто же это мог сделать?

Дети: Сорвал лепестки цветов Соловей Разбойник.

Воспитатель: Смотрите, цветы грустные, давайте поможем лепесткам найти свою серединку, так чтобы получилось слово, на конце которого слог ЗА либо слог СА. Возьмите лепесток и подумайте, к какой из этих серединок его прикрепить, чтобы получилось слово. В конце слова должен быть слог ЗА или СА.

Дети читают слова, которые получились: ПОЛЬЗА, БЕРЁЗА, КОЛБАСА, КОСА, ГРОЗА, ГЛАЗА, ПОЛОСА, КЛЯКСА, КОЗА, СЛЕЗА, ГОЛОСА.

Воспитатель: Вам нравится на полянке, посмотрите, цветы нам улыбаются. Присаживайтесь кружком, напомните мне, как называется эта полянка?

Дети: Полянка называется Загадкина.

С ветки - на тропинку,

С травки – на былинку,

Прыгает пружинка

Зелёная спинка.

                                           Кузнечик.

Висит за окошком

Кулёк ледяной

Он полон капели

И пахнет весной.

                                          Сосулька.

Он жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

                                              Песок.

Что за чудо этот дом

Ребятишек возит он.

Носит обувь на резине

И питается бензином.

                                               Автобус.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничкам.

                                               Кисточка.

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Едет только с горы.

                                           Санки.

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты,

А на них, то голубые

Пунцовые и золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

                                        Салют.

Он большой, как футбольный мяч,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус

Что за шар? Это…

                                       Арбуз.                         

Воспитатель: Что же на этой полянке делают? Как вы думаете?

Дети: На этой полянке загадывают загадки.

(Дети загадывают по очереди свою загадку, другие отгадывают).

Воспитатель: Скажите, есть в отгадке-слове свистящий звук. Какой и где он находится, в начале, середине или конце слова.

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну что, цветы нам благодарны, но надо продолжать наш путь.

(Под музыку дети доходят до тира «Свистящие стрелы». Звучит запись голоса Соловья Разбойника: «Ха-ха-ха, я собрал всех зверей и не выпущу их на волю)

Воспитатель: Отпустите, пожалуйста, зверей.

Соловей: Ну, нет. Вот если сыграете в мою любимую игру «Свистящие стрелы», тогда и выпущу зверей. Правила этой игры находятся в тире.

Воспитатель: Ну что, ребята, сыграем? Только не ошибайтесь, иначе Соловей Разбойник не выпустит зверей.

Дети читают правила игры:

В моём тире есть две пары мишеней. Одна пара звуков обозначается буквой ЭС, а другая пара звуков обозначается буквой ЗЭ.

Воспитатель: Определите, где какая пара находится.

(Определяют по шапочкам соломенная – ЭС, с колокольчиком – ЗЭ). А теперь возьмите карточки.

Дети называют, что изображено на картинке.

Воспитатель: Произнося слово, выпустите свою свистящую стрелу в ту мишень, которая обозначает этот звук.

Дети пускают стрелы, выделяя свистящий звук.

После выполнения задания слышится запись голосов зверей.

Воспитатель: Какие звери живут в лесу свистящих звуков.

Дети: Лиса, заяц, зебра, носорог, слон, суслик, барсук, соболь, ласка, куница, медведица.

Воспитатель: Порадуемся, что звери вернулись и научим Соловья Разбойника весёлой песенке про жирафа, зебру, слона. (Звучит песня «У Жирафа»).

Воспитатель: Куда мы с вами пришли?

Дети читают ОЗЕРО СПАСАЛКИНО.

Воспитатель: Определите сколько слогов в слове СПАСАЛКИНО.

Дети: В слове СПА/САЛ/КИ/НО – 4 слога.

Воспитатель: Ребята, кого мы здесь будем спасать?

Дети: На озере Спасалкино мы будем спасать рыб и птиц.

Воспитатель: Посмотрите и здесь Соловей Разбойник побывал, и своим свистом стёр названия рыб и птиц, если мы не поможем, они исчезнут навсегда из этого леса. Кого ты хочешь спасти птицу или рыбу. Возьмите карандаши и восстановите стёртые части букв и тогда вы узнаете, кого вы спасли.

Дети выпускают в озеро рыб, сажают на деревья птиц (звучит запись пения птиц).

Воспитатель: Давайте посоветуем зверям, птицам и Соловью Разбойнику делать утром зарядку и даже покажем, как её делать.

Ребёнок показывает физминутку:

     Каждый день по утрам делайте зарядку.

     Очень нравится нам делать по-порядку.

     Весело шагать, руки поднимать.

     Присесть и встать. Прыгать и скакать.

Воспитатель: Куда мы с вами пришли?

Дети читают: ОПУШКА СМЕ/КАЛ/КИ/НА (прихлопывают слоги).

Читают записку:

 «ПОМОГИТЕ РАССКОЛДОВАТЬ СЛОВА» Соловей Разбойник.

Воспитатель: На этой опушке вам ребята понадобится что?

Дети: Нам понадобится смекалка.

Воспитатель: Соловей Разбойник стал добрым, поможем ему.

Дети по картинкам определяют первый звук, пишут на листочке буквы и «расшифровывают» слова, которые заколдованы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, сорока оставила микрофон и вопросы. Она хочет написать о нас в лесной газете. Ответим на её вопросы.

«В какой лес мы сегодня попали? В каких местах леса побывали? Кого и что вы спасали? Что вам больше всего понравилось? Вам понравилось в нашем лесу?»

Дети стараются отвечать полными предложениями.

Воспитатель: Ну что ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_n_i.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия «Шанс»

Дошкольное отделение

Конспект итогового открытого занятия

по обучению грамоте и развитию речи

в подготовительной  группе

Тема: «Путешествие в лес свистящих звуков».

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                 Дамирова

                                                                                                 Надежда Ибрагимовна

                                                                                                 

                                                                                             

г. Волгодонск

Цель: Обобщить знания и умения детей по курсу развитие речи и подготовить к обучению грамоте.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о свистящих звуках.

2. Закрепить умения детей в звуковом и звукобуквенном анализе слов.

3. Закрепить представление о графическом представлении букв.

4. Развивать у детей слуховое восприятие.

5. Развивать у детей творческое мышление. Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

6. Формировать у детей навыки слогового чтения и образования слов.

7.Воспитывать у детей чувство коллективизма, гуманного отношения к окружающему, культуру речевого общения.

Оборудование: записи пения птиц, голоса зверей, песни «Вместе весело шагать», «У Жирафа», деревья, цветы, пеньки, игрушки зверей.

 Демонстрационный материал: 2 больших цветка ромашки, 2 пары мишеней зеленого и синего цветов, лук и стрелы, надписи, указатели, поляна Загадкина, тир «Свистящие стрелы», озеро Спасалкино, опушка Смекалкино.

Раздаточный материал: карточки и кружочки, рыбки и птицы, игра «Назови слово» (карточки), карандаши, фломастеры.

                                                             Ход занятия:

 Дети входят в зал – лес, в котором есть полянка, озеро, деревья, кустарники, цветы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали.

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Да, но лес такой необыкновенный. Я узнала от сороки, которая прилетала к нам на участок, что существует лес свистящих звуков. А какие свистящие звуки вы знаете?

Дети: Мы знаем такие свистящие звуки, как «С», «З», «Ц».

   

                                   

Воспитатель: Сорока рассказала, что в этом лесу обитают звери, птицы, насекомые и растут растения, в названиях которых есть свистящие звуки, по-моему, в этот лес мы с вами и пришли. Хозяином этого леса является Соловей Разбойник. Что-то в лесу совсем тихо. Вам ребята не кажется странным, что в лесу тишина?

Дети высказываются по этому поводу (звучит запись ветра и свиста).

Воспитатель: Смотрите ребята здесь какое-то письмо на пенёчке. Написано детям д/с «Шанс». Прочитаем?

Дети: Да.

Ребёнок читает письмо:

                 «СПАСИТЕ НАШ ЛЕС ОТ СОЛОВЬЯ РАЗБОЙНИКА.

                                                                   Звери и птицы».

Воспитатель: Вот теперь понятно, почему никого не слышно. Кто-то проказничает. Ребята, ну что, поможем нашим друзьям меньшим зверям и птицам. Давайте  впереди пойдут ребята, в именах и фамилиях которых есть свистящие звуки.

Дети называют имена и фамилии, выделяя свистящий звук

Воспитатель: Вы не боитесь Соловья Разбойника?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда в путь. Чтобы было легче в пути, споём песню про друзей (звучит песня про друзей). Куда мы пришли?

Дети читают «Поляна-Загадкина»

Воспитатель: Посмотри ребята, что вы видите?

Дети: По всей поляне разлетелись лепестки цветов.

Воспитатель: Кто же это мог сделать?

Дети: Сорвал лепестки цветов Соловей Разбойник.

Воспитатель: Смотрите, цветы грустные, давайте поможем лепесткам найти свою серединку, так чтобы получилось слово, на конце которого слог ЗА либо слог СА. Возьмите лепесток и подумайте, к какой из этих серединок его прикрепить, чтобы получилось слово. В конце слова должен быть слог ЗА или СА.

Дети читают слова, которые получились: ПОЛЬЗА, БЕРЁЗА, КОЛБАСА, КОСА, ГРОЗА, ГЛАЗА, ПОЛОСА, КЛЯКСА, КОЗА, СЛЕЗА, ГОЛОСА.

Воспитатель: Вам нравится на полянке, посмотрите, цветы нам улыбаются. Присаживайтесь кружком, напомните мне, как называется эта полянка?

Дети: Полянка называется Загадкина.

С ветки - на тропинку,

С травки – на былинку,

Прыгает пружинка

Зелёная спинка.

                                           Кузнечик.

Висит за окошком

Кулёк ледяной

Он полон капели

И пахнет весной.

                                          Сосулька.

Он жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

                                              Песок.

Что за чудо этот дом

Ребятишек возит он.

Носит обувь на резине

И питается бензином.

                                               Автобус.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничкам.

                                               Кисточка.

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Едет только с горы.

                                           Санки.

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты,

А на них, то голубые

Пунцовые и золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

                                        Салют.

Он большой, как футбольный мяч,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус

Что за шар? Это…

                                       Арбуз.                          

Воспитатель: Что же на этой полянке делают? Как вы думаете?

Дети: На этой полянке загадывают загадки.

(Дети загадывают по очереди свою загадку, другие отгадывают).

Воспитатель: Скажите, есть в отгадке-слове свистящий звук. Какой и где он находится, в начале, середине или конце слова.

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну что, цветы нам благодарны, но надо продолжать наш путь.

(Под музыку дети доходят до тира «Свистящие стрелы». Звучит запись голоса Соловья Разбойника: «Ха-ха-ха, я собрал всех зверей и не выпущу их на волю)

Воспитатель: Отпустите, пожалуйста, зверей.

Соловей: Ну, нет. Вот если сыграете в мою любимую игру «Свистящие стрелы», тогда и выпущу зверей. Правила этой игры находятся в тире.

Воспитатель: Ну что, ребята, сыграем? Только не ошибайтесь, иначе Соловей Разбойник не выпустит зверей.

Дети читают правила игры:

В моём тире есть две пары мишеней. Одна пара звуков обозначается буквой ЭС, а другая пара звуков обозначается буквой ЗЭ.

Воспитатель: Определите, где какая пара находится.

(Определяют по шапочкам соломенная – ЭС, с колокольчиком – ЗЭ). А теперь возьмите карточки.

Дети называют, что изображено на картинке.

Воспитатель: Произнося слово, выпустите свою свистящую стрелу в ту мишень, которая обозначает этот звук.

Дети пускают стрелы, выделяя свистящий звук.

После выполнения задания слышится запись голосов зверей.

Воспитатель: Какие звери живут в лесу свистящих звуков.

Дети: Лиса, заяц, зебра, носорог, слон, суслик, барсук, соболь, ласка, куница, медведица.

Воспитатель: Порадуемся, что звери вернулись и научим Соловья Разбойника весёлой песенке про жирафа, зебру, слона. (Звучит песня «У Жирафа»).

Воспитатель: Куда мы с вами пришли?

Дети читают ОЗЕРО СПАСАЛКИНО.

Воспитатель: Определите сколько слогов в слове СПАСАЛКИНО.

Дети: В слове СПА/САЛ/КИ/НО – 4 слога.

Воспитатель: Ребята, кого мы здесь будем спасать?

Дети: На озере Спасалкино мы будем спасать рыб и птиц.

Воспитатель: Посмотрите и здесь Соловей Разбойник побывал, и своим свистом стёр названия рыб и птиц, если мы не поможем, они исчезнут навсегда из этого леса. Кого ты хочешь спасти птицу или рыбу. Возьмите карандаши и восстановите стёртые части букв и тогда вы узнаете, кого вы спасли.

Дети выпускают в озеро рыб, сажают на деревья птиц (звучит запись пения птиц).

Воспитатель: Давайте посоветуем зверям, птицам и Соловью Разбойнику делать утром зарядку и даже покажем, как её делать.

Ребёнок показывает физминутку:

     Каждый день по утрам делайте зарядку.

     Очень нравится нам делать по-порядку.

     Весело шагать, руки поднимать.

     Присесть и встать. Прыгать и скакать.

Воспитатель: Куда мы с вами пришли?

Дети читают: ОПУШКА СМЕ/КАЛ/КИ/НА (прихлопывают слоги).

Читают записку:

 «ПОМОГИТЕ РАССКОЛДОВАТЬ СЛОВА» Соловей Разбойник.

Воспитатель: На этой опушке вам ребята понадобится что?

Дети: Нам понадобится смекалка.

Воспитатель: Соловей Разбойник стал добрым, поможем ему.

Дети по картинкам определяют первый звук, пишут на листочке буквы и «расшифровывают» слова, которые заколдованы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, сорока оставила микрофон и вопросы. Она хочет написать о нас в лесной газете. Ответим на её вопросы.

«В какой лес мы сегодня попали? В каких местах леса побывали? Кого и что вы спасали? Что вам больше всего понравилось? Вам понравилось в нашем лесу?»

Дети стараются отвечать полными предложениями.

Воспитатель: Ну что ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад.