«Подготовка к обучению грамоте» (4-7 лет)
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (средняя группа)

Чунарева Наталия Сергеевна

«Подготовка к обучению грамоте» (4-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

4.2. «Подготовка к обучению грамоте» (4-7 лет)

Месяц

Дата проведения

Тема

Цель

Количество часов

Учебно-методическое пособие

Фактическая дата проведения

Сентябрь

14.09.2023

Знакомство с термином слово

1. Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, тренировать

его дыхательную систему. 2. Знакомить ребенка с термином слово.

3. Формировать у ребенка умение называть звуки [с] и [с’ ].

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.32

28.09.2023

Составление из слов предложения

1. Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, развивать

слуховое внимание, регулировать громкость голоса. 2. Закреплять правильное

произнесение звуков [с] и [с’ ]. 3. Составлять из слов предложения ичитать их по живой модели.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.32

 12.10.2023

Слова разные: короткие и длинные

1. Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка. 2. Формировать

умение произносить звук [ш]. 3. Дать детям представление о протяженности

слов.

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.34

26.10.2023

Формирование умения слышать

звуки

1. Знакомить детей с устройством речевого аппарата, проводить артикуляционную

гимнастику. 2. Закреплять произнесение звуков [ш] и [с]

и дифференцировать их. 3. Формировать у детей умение слышать звуки,

интонационно выделяемые в слове воспитателем.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.35

Октябрь

09.11.2023

Формирование умения слышать

звуки

1. Формировать у детей умение регулировать громкость голоса, 2. Формировать умение правильно произносить звук [з] и закреплять

правильное произнесение звука [з]. 3. Формировать у'мение слышать

зву ки, интонационно выделяемые в слове воспитателем.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.37

23.11.2023

Выделение звука в слове

Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, обучать

его регулированию силы голоса. 2. Закреплять произнесение звуков [з] и

[з’ ]. 3. Учить детей слышать интонационно выделенный звук в слове и выделять

его самостоятельно по образцу.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.39

07.12.2023

Выделение звука в слове

1. Совершенствование речедвигательного аппарата детей, тренировка

дыхательной системы. 2. Закрепление произнесения звука [ж].

3. Обучение интонационному выделению звука в слове по образцу.

11

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.40

21.12.2023

Самостоятельное выделение звука

в слове

1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать

дыхательную систему. 2. Закреплять произнесение звуков [ж] и [з] и дифференцировать

их. 3. Обучать детей самостоятельному интонационному

выделению звука в слове.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.41

Ноябрь

11.01.2024

Знакомство с термином «звук»

1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей. 2. Развивать

фонематический слух. 3. Формировать умение слышать интонационно выделенный

в слове звук и называть его изолированно. 4. Знакомить детей

с термином звук.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.43

25.01.2024

Выделение звука в слове

1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей. 2. Развивать

у детей фонематический слух. 3. Обучать детей умению слышать интонационно

выделенный в слове звук и называть его изолированно, сохраняя

твердость или мягкость. 4. Обучать детей самостоятельному интонационному выделению звука в слове.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.44

08.02.2024

Знакомство с понятием: твердый и

мягкий согласные звуки

1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей. 2. Развивать

у детей фонематический слух. 3. Обучать умению слышать интонационно

выделенный звук и называть его изолированно. 4. Обучать умению различать

твердые и мягкие согласные звуки.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.45

22.02.2024

Различение звуков: твердый и мягкий

1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей, тренировать

их дыхательную систему. 2. Обучать детей умению слышать интонационное

выделение звука в слове и называть этот зву к изолированно, подчеркивая

его твердость или мягкость. 3. Обучать самостоятельному интонационному

выделению звука в слове.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.47

Декабрь

07.03.2024

Выделение звука в слове и сравнение

слов по протяженности

1.Совершенствовать артикуляционный аппарат детей. 2. Развивать

у детей фонематический слух. 3. Учить слышать интонационно выделенный

в слове звук и называть его изолированно. 4. Обучать самостоятельному

интонационному выделению звука в слове. 5. Учить сравнивать слова по

протяженности.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.48

21.03.2024

Обучение называть слова с заданным

звуком

1. Обучать детей произносить слова с самостоятельным интонационным

выделением заданного звука. 2. Обучать называть слова с заданным

звуком. 3. Формировать у детей умение соотносить произнесение слова

с движением руки (произвольность темпа произнесения слов).

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.49

11.04.2024

Сравнение слов по протяженности

1. Закреплять умение интонационно выделять любой звук в слове

и называть его изолированно. 2. Сравнивать слова по протяженности.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.50

25.04.2024

Знакомство со словами,

начинающимися с твердого или

мягкого согласного звука

1. Учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

2. Ввести знаковое изображение твердых и мягких согласных звуков.

3. Учить детей интонационно выделять звуки в слове и относить их к тому

или иному знаку. 4. Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого

или мягкого согласного звука.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.52

Январь

16.05.2024

Знакомство с термином

«предложение»

1. Ввео и термин предложение. Учить составлять модель предложения

из двух слов и распространять его до трех-четырех слов (по живой

модели). 2. 11родолжать учить детей интонационно выделять звук в слове

и относить этот звук к соответствующему знаковому изображению. 3. 11ро-

должать учить детей называть слова с твердым или мягким согласным звуком

в соответствии со знаковым изображением.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.54

30.05.2024

Определение первого звука /в слове

I. Учить детей определять первый звук в слове. 2. Учить детей интонационно

выделять любой первый звук в слове по образцу, представленному

воспитателем

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.54

3неделя

Составление модели предложения.

1. Учить детей определять и называть первый звук в слове. 2. Учить

детей сос тавлять модель предложения из двух слов и распространять его до

трех-четырехслов. 3. Развивать у детей фонематический слух (учить дифференцировать

твердые и мягкие согласные звуки). 4. Учить детей называть

слова, начинающиеся с твердого или мягкого согласного звука в соответствии

со знаковым изображением.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.56

4неделя

Составление распространенных

предложений

1. Учить детей определять и называть и слове первый звук. 2. Развивать

у детей фонематический слух (дифференциация твердых и мягких согласных).

3. Учить детей составлять модели предложений из двух слов.

Учить составлять распространенные предложения. Обучат!, детей чтению

 предложений по живой модели.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.57

Февраль

1неделя

Различение звуков противоположных по

твердости –мягкости.

1. Закреплять у детей умение интонационно выделять первый звук в

слове и называть его изолированно. 2. Закреплять умение различать твердые

и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. Учить

детей называть звуки, противоположные по твердости-мягкости.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.58

2неделя

Дифференциация твердых и мягких

согласных звуков

1. Учить детей называть первый звук в слове без предварительного

интонационного выделения. 2. Закреплять дифференциацию твердых и

мягких согласных звуков и отнесение их к определенному знаковому изображению.

3. Учить детей называть слова но определенном)' фонематическому

признаку.

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.59

3неделя

Парные согласные звуки – твердые и

мягкие

1. Учить детей называть первый звук в слове без предварительного

интонационного выделения. 2. Обучать детей дифференциации твердых и

мягких согласных звуков и сравниванию звуков по этому признаку. 3. Учить

детей называть парные согласные звуки — твердые и мягкие.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.61

4неделя

Обозначение определенными знаками твердых и мягких согласных звуков

1. Закреплять у детей дифференциацию твердых и мягких согласных

звуков. 2. Обучать детей обозначать определенными знаками твердые и

мягкие согласные звуки. 3. Закреплять умение детей называть слова по

определенному фонетическому признаку.

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.62

Март

1неделя

Обозначение определенными знаками Подготовка к обучению

твердых и мягких согласных звуков

1. Обучать детей обозначать соответствующими знаками твердые

и мягкие согласные звуки. 2. Закреплять дифференциацию твердых н мягких

согласных с соотнесением их с каким-либо знаковым изображением.

3. Закреплять умение детей называть слова но определенному фонетическому

признаку.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.63

2неделя

Знакомство со звонкими и глухими

согласными звуками

1 Развивать у детей фонематический слух — умение различать глухие

и звонкие согласные звуки. 2. Учить определению звонкости-глухости согласных

звуков. 3. Учить дифференциации согласных звуков но звонкости-

глухости. 4. Закреплять у детей умение называть слова по определенному

фонематическому признаку.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.64

3неделя

Определение звонкости-глухости

согласных звуков

1. Развивать у детей фонематический слух. 2. Обучать определению

звонкости-глухости согласного звука (любого). 3. Обучать дифференциации

согласных звуков по звонкости-глухости. 4. Обучать дифференциации

согласных звуков по твердости-мягкости и обозначать этот признак с помощью

определенного знакового изображения.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.65

4неделя

Обучение самостоятельному определению

звонкости-глухости согласного звука

1. Продолжать знакомить детей со звонкими и глухими согласными

звуками. 2. Обучать детей самостоятельному определению звонкости-глухо*

с ги согласного звука. 3. Обучать умению находить пару звонкому и глухому

согласному звуку. 4. Учить называть слова по определенному фонематическому

признаку.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.66

Апрель

1неделя

Закрепление умений находить парные

согласные звуки: твердые-мягкие, звонкие-

глухие

1. пр< >должать знакомить детей со звонкими и глухими согласными

звуками. 2. Закреплять умение находить парные звуки к твердому, мягкому,

звонкому, глухом)' согласным звукам. 3. Называть слова по определенному

фонематичес кому признаку.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.68

2неделя

Закрепление умений определять звонкость-

глухость, твердость- мягкость согласных

звуков

1. Закреплять у детей умение определять звонкость-глухость, твердость-

мягкость согласных звуков. 2. Закреплять умение называть первый

звук в слове без предварительного интонационного выделения. 3. Называть

слова по определенному фонематическому признаку.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.69

3неделя

Знакомство со смысловым значением и

звуковой формой слова

1 . Учить детей разграничивать смысловое значение и звуковую форму

слова. 2. Учить детей относить звонкие и глухие согласные к твердым и

мягким. 3. Закреплять умение называть первый звук в слове без предварительного

интонационного выделения. 4 .11азывать слова по определенному

фонематическому признаку.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.70

4неделя

Звонкие и глухие звуки в слове

1. Закреплять у детей умение различать твердость-мягкость согласных

звуков в слове без предварительного интонационного выделения.

2. Учить различать звонкие и глухие согласные звуки в слове без предварительного

интонационного выделения. 3. 11азывать слова по определенному

фонематическом)' признаку.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.71

Май

1неделя

Выделение звука в середине слова

1. Закреплять у детей интонационное выделение звука в середине

слова. 2. Закреплять знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных

звуках. 3 .11азывать слова по определенному фонематическому признаку.

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.78

2неделя

Повторение

Закреплять знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных

звуках.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.32

3неделя

Повторение

 Закреплять знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных

звуках.

1

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.32

4неделя

Подготовка к обучению

грамоте детей 3-7 лет

Л.Е. Журова

М.И.Кузнецова

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2018 стр.32

Итого:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...