Обучения грамоте "От предложения к звуку"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лохматова Клавдия Викторовна

Цели:

1. Закреплять знания детей о предложении.

2. Продолжать формировать у воспитанников навык составления предложений с подсчётом слов и его графическим изображением.

3. Продолжать учить детей проводить слоговой анализ слов.

4. Продолжать учить дошкольников интонационному выделению звуков в слове, определению их порядка и количества.

5. Формировать у детей умение графически изображать звуковой состав слова.

 

Оборудование: полоски (для обозначения слов и слогов – по 4 на каждого), фишки разных цветов (красные, синие, зелёные – по 2 на каждого), рабочие карточки (для выкладывания схем предложений, слоговых и звуковых схем), картинки: лебедь, индюки, сова; мел, доска, магниты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1» «Рябинка»

                                                                                  Воспитатель: Лохматова К.В

г.Нефтеюганск  2022

Цели:

1. Закреплять знания детей о предложении.

2. Продолжать формировать у воспитанников навык составления предложений с подсчётом слов и его графическим изображением.

3. Продолжать учить детей проводить слоговой анализ слов.

4. Продолжать учить дошкольников интонационному выделению звуков в слове, определению их порядка и количества.

5. Формировать у детей умение графически изображать звуковой состав слова.

Оборудование: полоски (для обозначения слов и слогов – по 4 на каждого), фишки разных цветов (красные, синие, зелёные – по 2 на каждого), рабочие карточки (для выкладывания схем предложений, слоговых и звуковых схем), картинки: лебедь, индюки, сова; мел, доска, магниты.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

(построение детей в шеренгу)

Педагог.: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости. Пожелаем им доброго утра».

Дети: «Доброе утро!»

П: - Пройдите, выберите себе место, встаньте за стулом. Послушайте правило для занятия. Повторите за мной все слова и движения.

Мы слушаем внимательно,  кисти рук за ушами, указательный палец правой руки вверх

Всё делаем старательно. прижать одну ладонь к другой, кивнуть головой

На вопросы отвечаем, плечи поднять, изобразить открывание-закрывание рта с помощью рук

Руку вверх поднимаем. правую руку положить на левую, поднять правую вверх

2. Основная часть занятия:

1) П.: Садитесь. Сегодня мы поговорим о предложениях. Будем их составлять, на слова разделять, слова делить на слоги и звуки. Послушайте, что я скажу. Если это – предложение, хлопните. Если нет -  топните.

Бумага, цветы

Дом, крыша, двери

В доме живут люди.

наступать

хороший

сегодня хороший день

За окном светит солнце

на, поля

П.: Хорошо справились. Что вы делали, чтобы выполнить задание верно?

Д.: Мы слушали, старались понять, о чём Вы говорите.

П.: Что же такое предложение? (педагог подводит детей к ответу, что предложение – это законченная мысль).

П.: Из чего состоят предложения?

Д.: Предложения состоят из слов.

Далее педагог вспоминает вместе с дошкольниками о том, что слова в предложении «идут» по порядку и «связаны» друг с другом по смыслу.

П: - Ребята, давайте составим свои предложения. Вот моё: «Меня зовут Алина Юрьевна». Сколько слов в нём? Посчитайте

Д.: В Вашем предложении 4 слова (дети считают на пальцах, называя каждое слово)

П.: Составьте предложения о себе (дошкольник по очереди называют себя, считая слова)

2) П.: Ребята, садитесь за столы.

- Каждое предложение можно изобразить с помощью слов-полосочек. Первое слово всегда обозначается полоской с уголком, в конце ставится точка, если мы говорим предложение спокойно, не спрашивая и не восклицая.

- Послушайте предложение. Посчитайте слова. Выложите схему предложения с помощью полосочек (педагог чертит схему на доске).

Примеры предложений для последующего разбора: 1. Наступила весна.         2.  После весны будет лето. 3. Скоро наступит праздник.

П.: Какое предложение я назвала? Повторите. Сколько в нём слов? Сколько полосок выложили? Какое первое слово? Второе? … (дети отвечают на вопросы, подняв руку)

3) Динамическая пауза:

П.: - Каждое слово можно разделить на кусочки – слоги. Будем играть, слова на слоги разделять. Вставайте из-за столов, сделайте круг.

а) на каждый слог – кивок: «каша», «малина», «красивый», «веселиться»

б) на каждый слог поднимаем плечи: «любить», «музыка», «забота», «кот»

в) на каждый слог приседаем: «сумка», «диван», «дом».

В случае ошибок детей педагог предлагает воспользоваться методом «Рука-подбородок» (тыльная сторона ладони одной руки ставится близко к подбородку, слово проговаривается медленно. Нужно сосчитать, сколько раз подбородок коснётся руки. Это и будет количеством слогов).

4) П.: Садитесь за столы. Давайте разделим на слоги каждое слово в предложении про праздник.

Педагог проводит с детьми слоговой анализ:

- Сколько слогов в слове? Назовите по порядку (первый - …).

Схемы убираются.

5) П.:  Слова состоят из звуков. Какие вы знаете звуки? (ответы детей)

- Придумайте слова со звуком [у] ([м], [ч’])

Д.: улитка, ужин…

П.: - У меня для вас задание. Помогите расшифровать слово – название картинки. Оно состоит из 3-х звуков (педагог чертит 3 клеточки). Чтобы узнать, что это за звуки, нужно определить 1-й звук каждой картинки-подсказки. Назовите картинки.

Д.: - лебедь, индюки, сова

П.: Расшифруем 1-й звук. Какой первый звук в слове «лебедь»? (утрированное произнесение этого звука)

Д.: Первый звук в слове «лебедь» - звук [л’]

П.: Какой это звук? Давайте подумаем. Можно ли этот звук долго и легко произносить, петь?

Д.: Нет

П: Что мешает?

Д.: Язык

П.: Значит, звук какой? /в случае возникновения трудности определения звука, педагог уточняет понятия «согласный» и «гласный» звук/

Д.: Согласный

П.: А как мы его произносим? Нежно или строго?

Д.: Нежно

П.: Значит, этот звук …

Д.: Мягкий

П. Обозначаем в схеме этот звук зелёным кружочком (дети обозначают на своих схемах)

Далее анализируются остальные первые звуки названий картинок – подсказок с выкладыванием кружочков красного и синего цветов.

Педагог предлагает дошкольникам назвать «найденные» звуки по порядку, «прочитать» слово.

Д.: Получилось слово «лис» (педагог показывает картинку с изображением лиса и даёт каждому ребёнку изображение животного для раскрашивания дома)

6) Итог занятия.

П.: Ребята, сегодня на занятии мы говорили с вами о предложениях, составляли их, изображали с помощью полосок. Мы делили слова на слоги, говорили о звуках, придумывали с ними слова. Вы составляли – «расшифровывали» слово из первых звуков – названий картинок, выкладывали звуковую схему.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»

Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь детей; формировать культуру общения....

«Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»Цель: повторение и закрепление понятий «п...

Автоматизация звуков «РЬ» в словах, словосочетаниях и предложениях; Дифференциация звуков «Р(РЬ)»

Автоматизация звуков «РЬ» в словах, словосочетаниях и предложениях;Дифференциация звуков «Р(РЬ)» в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи...

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы "От предложения к звуку"

Этот материал представляет собой подробный конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 6–7 лет. В нём описаны основные методы работы, которые можно использовать в процесе неп...