Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Предложение. Дифференциация звуков а,о,у,ы,и,э
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Киселева Мария Михайловна

Познакомить с предложением. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их  нахождение в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_predlozhenie_zvuki_aoieyt.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

Тема.         Предложение. Дифференциация звуков а,о,у,ы,и,э

Формы работы: речевая ситуация

  Цель. Познакомить с предложением. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их        нахождение в словах.

Задачи:

Образовательная:Закрепить соотношение звук — буква.упражнять детей в умении делить слова на слоги;учить членить предложения на слова;учить выделять на слух предложения из высказывания;

Развивающая:развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения;развивать фонематическое восприятие (гласные звуки);развивать мыслительные операции: анализ, синтез, конкретизация.

Воспитательная:воспитывать чувства взаимопомощи; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность, самостоятельность;        воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности

Материал.

Панно букв [а, о, у, ы, и, э];коробка;картинка кот;длинная полоска из бумаги; 3 короткие полоски.

Раздаточный: 1 длинная полоска из бумаги; 3 короткие полоски; картинка дом, нос, книга, бусы, раскраска.

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Посмотрите, ребята, что это? (коробка)

-В этой коробке, что-то лежит. (потресу коробкой тихонько).

-Вы хотите узнать, что там?

Простановка цели детьми

-Тогда нужно будет выполнить задания, а в конце вы узнаете, что же там лежит. Я пока что отложу коробку и приступим к заданиям.

Совместная работа и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности

- Посмотрите, что вы видите на панно? (буквы)

- а кто может произнести эти звуки? [а, о, у, ы, и, э]

- как можно назвать все звуки? (гласные).

- как вы узнали, что звуки гласные? (при их произнесении воздушная струя не встречает преград).

- Вы правильно сказали, что звуки [а, о, у, ы, и, э] гласные и определили, что при их произнесении воздушная струя не встречает преград.

Вот первое задание называется «Найди гласный звук».

- Работать будете парами. У вас на столах лежат картинки. На одной картинке изображены предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным звуком): дом, рак. 

-Вам надо взять картинку, в названии которой слышится один гласный звук. Нужно произнести слово, протягивая гласный звук, и назвать его. (Например, в слове лу-у-у-к — гласная [у]).

-, что у вас изображено на картинке? Отвечайте полным ответом (на картинке у нас изображён дом)

-  произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (до-о-о-м)

- правильно, в слове дом «О» протягивается.

-Ребята, кто тоже выбрал слово дом? поднимите карточки.

- А кто выбрал др. карточку?

-, а вы какую картинку выбрали? (нос).

- произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (но-о-ос)

- правильно, в слове нос «о» протягивается.

А теперь, на другой картинке изображены предметы, названия которых — двусложные слова (с двумя гласными звуками): бусы, книга.

- Вам нужно взять картинки, произнести слово, найти гласные звуки и назвать их. (Например: в слове лу-у-у-ужа-а-а-а — два гласных звука — [у] и [а].)

-, какую картинку выбрали? ( бусы)

- произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (бу-у-сы-ы)

- правильно, в слове «бусы», 2 гласных звука протягивается. «У», «Ы».

- А кто выбрал др. карточку?

-, а вы какую картинку выбрали? (книга).

-, произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (кни-и-га-а)

- правильно, в слове «книга» 2 гласных звука протягивается «И», «А».

Следующее задание называется «Измени слово».

Ребята, слушайте следующее задание. Вам надо взять картинки со стола с односложными словами и изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. (например: кот—котик).

-, какую картинку ты выбрал? (нос)

- как ты изменил слово (нос), чтобы слышались два гласных? (носик)

-произнеси, чтобы тянулись гласные. ( но-о-ос-и-ик)

- Ребята,  правильно изменил слово? (да)

- Кто так же изменил? А кто выбрал другую картинку?

- Коля, а ты какую картинку выбрал? (дом)

- произнеси, чтобы тянулись гласные. (до-о-оми-и-ик)

- правильно, и слово дом, тоже можно было брать.

Ребята, мы сейчас работали с отдельными словами.

— Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово дом.

 Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. п.

Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом.

Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение.

Только с помощью предложений мы можем сообщать другим различные сведения.

- Ребята, скажите, что вы узнали о доме в этом предложении?

- Кто построил дом? (рабочие).

- Какой это дом? (новый)

Предложения мы будем обозначать длинной полоской бумаги. (показ бумажной полоски).

Следующее задание называется «Составь предложение».

Ребята, вам нужно будет составить предложения, взяв за основу слова кот. 

-Артем, какое ты оставил предложение? (кот лакает молоко)

Кто составил предложения педагог дает длинные полоски бумаги.

Давайте встанем около своих столов и разомнёмся

 "Я мороза не боюсь".

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши).

Подойдет ко мне мороз (присели),

Тронет руку, тронет нос (показываем руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопки в ладоши),

Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).

Присаживаемся за столы.

Следующее задание нужно найти предложений из высказываний на слух.

А) — Предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы, В рассказах одно предложение от другого отделяется паузой (короткой остановкой). Послушайте коротенький рассказик из трех предложений.

Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза) Они ходят в детский сад. (Пауза) В детском саду они играют и занимаются.

- Повторите первое предложение. (Маша и Петя живут в большом городе).

- О чем оно вам рассказало? (Маша и Петя живут в большом городе. Они ходят в детский сад. В детском саду они играют и занимаются.)

б) — Послушайте другой рассказик; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений.

Петя пошел гулять. (Пауза) Во дворе он нашел котенка. (Пауза) Мальчик взял котенка домой.

Сколько полосок бумаги вы выложили? (3).

- правильно, нужно было выложить 3 полоски.

-  повтори первое предложение (Петя пошел гулять.)

- повтори второе предложение (Во дворе он нашел котенка.)

-  повтори третье предложение (Мальчик взял котенка домой.)

- Правильно, вы выложили столько полосок, сколько предложений.

Следующее задание нужно выделить слова из предложения.

Слушайте внимательно, я произношу предложения, а вы должны определить в них количество слов.

Слово- будет обозначаться короткой линией на полоске бумаги. | — —• |

Я буду говорить предложения, а вы говорить сколько коротких полосок вы выложили на длинную полоску.

- слушайте внимательно предложение (Мальчик надувает шарик.)

- , сколько полосок ты положили? (з)

- правильно, в предложении «Мальчик надувает шарик» 3 слова.

- а теперь послушайте сле-ее предложение (Дети рисуют.)

- правильно, в предложении «Дети рисуют.» 2 слова.

Отложите полоски на край стола.

Подведение итога

- что вы сегодня узнали нового на занятии? (если мы говорим про одно слово, то нам ни о чем не говорит, не рассказывает, мы не сможем определить цвет, величину)

- что было легко вам выполнить? (определить, что [а, о, у, ы, и, э] гласные).

- что было сложным? (определять сколько слов в предложении)

- что вам понравилось на занятии? (составлять схемы предложений).

Ребята, мы выполнили все задания теперь мы можем узнать, что там лежит. (Открываю коробку). Тут наши буквы, о которых мы говорили в начале занятия. Вы можете выбрать себе любую букву и раскрасить дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».

Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...

Конспект занятий по речевому развитию для детей подготовительной группы №3 ГДОУ №53 города Санкт-Петербурга на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».

Образовательный задачи:1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.2. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.Во...

Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»

Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»...

Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»

Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»Задачи:Образовательные:продолжать учить совершенствовать грамматический строй речи(образование однокоренных с...

Конспект занятия по речевому развитию для детей первой младшей группы Чтение потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Рассказывание сказки "Теремок"

Конспект  занятия по речевому развитию для детей  первой младшей группы   Чтение потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Рассказывание сказки "Теремок". Поможет педагог...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема.  Ударение.Формы работы: речевая ситуацияЦель.  Знакомить детей с...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема.   Сочетание звуков [jэ] и буква Ее...