Главные вкладки

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

    Тема.   Сочетание звуков [jэ] и буква Ее

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rr_sochetanie_zvukov_je_i_bukva_ee.docx58.41 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

    Тема.         Сочетание звуков [jэ] и буква Ее

    Формы работы: речевая ситуация

    Цель.  Формировать умения слышать при произнесении сочетание звуков [jэ].  Знакомить с буквой Ее.

    Задачи. Формировать умения слышать при произнесении сочетание звуков [jэ]; упражнять в делении слов на слоги и определении, в каком по счету слоге находится буква Е; знакомить с буквой Ее; закреплять образы букв.

      Воспитывать умения слушать друг друга, доброжелательное отношение друг другу.

    Материал.   Панно букв, набор картинок, счетные палочки.

    «Приветствие»

    Дети сидят на ковре в кругу.

    Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

    Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

    Выхожу из дома я(Показать рукой на себя).

    «Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

    Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

    Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

    Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

    Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

    Ход НОД

    Этапы работы

    Действия педагога

    (методы и приёмы)

    Мотивация детей к деятельности

    Ребята,  Маша-следопыт в этом году  решила принять участие в конкурсе «АБВГдей-ка». Что бы стать участником конкурса надо выполнить задание отборочного тура. Маша выполнила задание и просит нас, его проверить. Ей так хочется принять участие в этом конкурсе. Но она не уверена, что выполнила его правильно.

    Простановка цели детьми

     - Вы согласны помочь Маше?

    - Как вы думаете, мы сможете помочь Маше?

     - Посмотрим задание.

     - Маше надо было написать названия предметов изображенных на картинках.

    Описание: Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590219/pub_5dadc6213d008800af1297f0_5dadc63aecfb8000b06bed33/scale_1200

     

     ЙОЛКА

    Описание: Описание: https://spkubani.club/files/9ea/9eac3e6590da63a2385cd0d687271788.jpg

    ЙУЛА

    - Посмотрите Маша, правильно выполнила задание? Где Маша ошиблась? ( Звуки [jо]  в слове ёлка обозначаются одной буквой Ё.  А звуки  [jу] в слове юла обозначаются буквой Ю.

    - Исправим ошибки.

    - Как, вы думаете, мы сможем рассказать Маше про эти необычные буквы, что бы она больше не делала таких ошибок?

    - Хорошо. Выполняя задания, вы будите  себя оценивать. Те ребята, кто сможет сам выполнить задание, возьмет себе солнышко. Если при выполнении задания у вас возникнут трудности и вам понадобится помощь, то вы возьмете тучку.

    Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

     I. Найдите на панно буквы Я, Ю, Ё и расскажите, каким звукам они соответствуют, (Я = [j]  + [а]; Ю = [j] + [у]; Ё = [j] + [о].)

    — Сегодня звук [j], закрыв свой домик, пошел в гости к соседу, который живет на первом этаже. Жилец этой квартиры, звук [э], очень гостеприимно встретил своего соседа. Звук [э] знал, что звук [j] подружился со звуками [а], [у], [о]. Ему очень хотелось, чтобы и с ним подружился звук [j]. Будучи гостеприимным, он разрешил звуку [j] представиться первым, затем представился сам: [э]. У них получилась новая песенка:

     — Звук [э] пригласил звук [j] пройти в комнату и посмотреть телевизор. Произошло какое-то чудо: в передаче показывали предметы только со звуковым сочетанием [jэ]. Вот посмотрите (выставляю на наборное полотно картинки): ели, ежи, ежевика, поезд, наездник, платье, девочка (ее зовут Ева).

     - Закончить предложения словами, изображенными на картинках.

    По телевизору показывали лес, в котором росли высокие ... (ели).

    Под деревьями бегали колючие ... (ежи).

    На опушке леса росла спелая ... (ежевика).

    К станции подошел ... (поезд).

    Из вагона вышла девочка ... (Ева).

    На ней было новое ... (платье).

    На лошади скакал смелый ... (наездник).

    2.  Деление слов на слоги – ежи, ежевика, поезд.

    Дальше мы продолжим нашу работу за столами. Проходите за столы.

    — Звуки [j] и [э] внимательно посмотрели телепередачу. Они задумались: их песенка жила в каждом слове, но в одних словах она была в начале, в других — в середине, а в третьих — в конце. Слова эти были различные по длине: одни короткие, другие длинные. Решили звуки определить, где, в каком по счету слоге слышится их песенка.

    Мы свами тоже попробуем разделить слова на слоги и определить где находиться звук [jэ] в начале, в конце или в середине слова. Помогут нам счетные палочки.   Количество слогов мы будем выкладывать счетными палочками одного цвета, слог с [jэ] выкладывать палочкой другого цвета.

    Дети делят слова на слоги, выкладывают. Требую от детей развернутого ответа.

    Например: в слове е-жи — два слога, [jэ] находится в первом слоге.

    Оцените себя.

    Физминутка

    Читаю стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

    Лады, лады, ладушки,            (Хлопают в ладоши.)

    Едем в гости к бабушке,      (Топают.)

    К нашей милой бабушке,      (Прыгают.)

    Бабушке Загадушке,

    Едут к ней ребятушки,      (Парами выполняют

    хлопки в ладоши.)

    Милые внучатушки.

    Игра повторяется 2–3 раза.

     3.   Знакомство с буквой.

    Звуковому сочетанию [jэ] соответствует буква Ее.

    Показывает букву и размещает ее на панно букв по адресу: пятый этаж (пятый ряд снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

    Стихотворение для прочтения или заучивания:

    «Е» и «Ё» — родные сестры,

    Различить сестер непросто.

    Но у буквы «Ё» две точки,

    Словно к лесенке гвоздочки.

    «Е» на грядке пригодилась —

    Вместо грабель потрудилась.

     4.   Чтение слогов с последующим подбором слов (к отдельным слогам).

    мэ              бэ              пэ              нэ

    ме              бе              пе              не

    Оцените себя.

    Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

     Закрепление образа буквы.

     Посмотрите, какие буквы напечатаны у вас на листочках ?

     (Напечатаны буквы Ё и Е большие и маленькие, разного цвета).  

    - Красным карандашом обведите все буквы Е, зеленым — буквы Ё.

    -Вы выполнили еще одно задание, оцените себя.

    Подведение итога

      - Ребята, как вы думаете, у нас получилось помочь Маше? Что мы для этого сделали? Она теперь сможет правильно выполнить задание и принять участие в конкурсе?

    - Ребята, посмотрите, как вы сегодня себя оценили?

    - У всех солнышки. Все сегодня были молодцы! (Оценивание детей и раздача звездочек).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».

    Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...

    Конспект занятий по речевому развитию для детей подготовительной группы №3 ГДОУ №53 города Санкт-Петербурга на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Образовательный задачи:1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.2. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.Во...

    Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»

    Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»...

    Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»

    Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»Задачи:Образовательные:продолжать учить совершенствовать грамматический строй речи(образование однокоренных с...

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема.  Ударение.Формы работы: речевая ситуацияЦель.  Знакомить детей с...

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...