Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

Тема.  Ударение.

Формы работы: речевая ситуация

Цель.  Знакомить детей с ударением

Задачи.   Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.

Материал.  Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина; цветы (картинки): астра, ирис, мак, цифры 1 и 2.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_udarenie.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

Тема.          Ударение.

Формы работы: речевая ситуация

Цель.  Знакомить детей с ударением

Задачи.   Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.

Материал.  Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина; цветы (картинки): астра, ирис, мак, цифры 1 и 2.

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Зачитываю отрывок из пьесы Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться», вспоминая с детьми пройденный материал.

Слониха привела своего Слоненка на урок к Сурку.

Сурок. Как тебя зовут?

Слоненок. Не знаю.

Сурок. А где слоны живут?

Слоненок. Не знаю.

Сурок. А сколько тебе лет?

Слоненок. Не знаю.

Сурок. А что ты ел на обед?

Слоненок. Не знаю.

Слониха. Он знает. Он растерялся.

Это простительно малышу.

Разрешите, я сама его спрошу.

Что ты ел на обед? Брю... Слоненок. ...ки... Слониха. Не *ки», а «кву». Слоненок. ...кву! Слониха. Правильно, брюкву!

А что еще? Клю... Слоненок. ...кву!

Слониха. Правильно, клюкву!

А с чем? С бул... Слоненок. С булкой! Слониха. С какой? Слоненок. Со сдобной! Слониха. Вот видите, какой он у меня способный.

Простановка цели детьми

После обсуждения ситуации выражаю уверенность, что дети в группе способны ответить на сложные вопросы Сурка.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

— Какие слова слониха со слоненком произносили по слогам? Повторите их (брюк-ва, клюк-ва, бул-ка). Сколько в этих словах слогов? Докажите. Назовите гласные и согласные в первом слоге бул-, во втором слоге -ка, (Б-у-у-у-л-к-а-а.)

А теперь самый сложный вопрос: могут ли согласные без гласных образовать слог? (Нет, ничего у них не получится, только бр-кв, кл-кв, а не брюк-ва, не клюк-ва).

      Слого-звуковой анализ слов.

Поощряя ответы детей на вопросы Сурка, дарю им цветы (картинки): астру, ирис, мак. Далее работа продолжается в форме вопросов-заданий.

— Назовите каждый цветок. (Мак, ирис, астра.) Что вы произнесли? (Слова.) Из чего состоит слово? (Из звуков.) Соотнесите количество звуков в слове ирис со звуковыми схемами-бусами. (Даны сразу три схемы для слов мак, ирис, астра.)

Раскрасьте красным цветом бусинки-гласные звуки в схеме к слову ирис (первый и третий кружки).

    Введение понятия «ударение».

Могут быть предложены следующие вопросы и задания:

— Сколько слогов в слове ирис? (Два слога: и-рис.) (Воспитатель обращает внимание на слоги из одной гласной, напоминает, что без гласных слогов не бывает.)

Далее проводятся упражнения в произнесении слов с подчеркнутым выделением ударного слога. (И-и-и-рис.)

— Вы заметили, что слоги в слове звучат по-разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче. Вы слышите, как мой голос как бы тихонько ударяет по началу слова. Это слышится ударение. (И-рис.)

Предлагаю детям выделить голосом другой слог. (И-рис.) Ударение слышится на втором слоге. Спрашивает, что получилось. (Получилось другое слово: вместо цветка появилась ириска.)

— Определите, в какой части слова слышится ударение, куда падает ударение — на первый или второй слог. (Дети могут продемонстрировать ответ цифрами 1 или 2.)

Слова для упражнений: шу-уба, ша-апка, ва-арежка, ча-ашка, ло-ожка, ча-айник, ле-ето, о-осень, зима-а, весна-а.

Вывод: в каждом слове один из слогов произносится громче, сильнее другого; мы как будто ударяем голосом по этому слогу; он становится ударным.

  Слого-звуковой анализ новых слов. Знак ударения.

— Придумайте слова, которые начинаются со слога ма-. (Ма-ша, ма-шина и др.) На какой слог падает ударение в этих словах?

Соотнесите слово Маша со звуковой схемой. (Даны схемы разных слов.) Сколько здесь гласных? (Две.) Какая из них произносится с большей силой голоса? (Дается неверное ударение: Маша — Маша).

     Показываю знак ударения на своей схеме, дети ставят этот знак на своих схемах. Аналогичная работа может быть проведена и с другими словами.

— Назовите слова, которые имеют в конце слог -на. (Малина, корзина, Нина.)

На схемах выбранных слов дети ставят знак ударения.

  Обращаю внимание, что знак ударения всегда стоит над гласной буквой. (Ударение — это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем его звучать громче, сильнее, протяжнее. А звучать, петь, тянуться могут только гласные.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

 Подготовка к письму. Проведение волнистых линий, обведение овальных и круглых предметов, нарисованных пунктирной линией.

Подведение итога

    О чем мы сегодня говорили? Какой вывод мы можем сделать? Какое у вас настроение?