Главные вкладки

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

    Тема.  Ударение.

    Формы работы: речевая ситуация

    Цель.  Знакомить детей с ударением

    Задачи.   Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.

    Материал.  Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина; цветы (картинки): астра, ирис, мак, цифры 1 и 2.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rr_udarenie.docx19.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

    Тема.          Ударение.

    Формы работы: речевая ситуация

    Цель.  Знакомить детей с ударением

    Задачи.   Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.

    Материал.  Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина; цветы (картинки): астра, ирис, мак, цифры 1 и 2.

    Ход НОД

    Этапы работы

    Действия педагога

    (методы и приёмы)

    Мотивация детей к деятельности

    Зачитываю отрывок из пьесы Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться», вспоминая с детьми пройденный материал.

    Слониха привела своего Слоненка на урок к Сурку.

    Сурок. Как тебя зовут?

    Слоненок. Не знаю.

    Сурок. А где слоны живут?

    Слоненок. Не знаю.

    Сурок. А сколько тебе лет?

    Слоненок. Не знаю.

    Сурок. А что ты ел на обед?

    Слоненок. Не знаю.

    Слониха. Он знает. Он растерялся.

    Это простительно малышу.

    Разрешите, я сама его спрошу.

    Что ты ел на обед? Брю... Слоненок. ...ки... Слониха. Не *ки», а «кву». Слоненок. ...кву! Слониха. Правильно, брюкву!

    А что еще? Клю... Слоненок. ...кву!

    Слониха. Правильно, клюкву!

    А с чем? С бул... Слоненок. С булкой! Слониха. С какой? Слоненок. Со сдобной! Слониха. Вот видите, какой он у меня способный.

    Простановка цели детьми

    После обсуждения ситуации выражаю уверенность, что дети в группе способны ответить на сложные вопросы Сурка.

    Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

    — Какие слова слониха со слоненком произносили по слогам? Повторите их (брюк-ва, клюк-ва, бул-ка). Сколько в этих словах слогов? Докажите. Назовите гласные и согласные в первом слоге бул-, во втором слоге -ка, (Б-у-у-у-л-к-а-а.)

    А теперь самый сложный вопрос: могут ли согласные без гласных образовать слог? (Нет, ничего у них не получится, только бр-кв, кл-кв, а не брюк-ва, не клюк-ва).

          Слого-звуковой анализ слов.

    Поощряя ответы детей на вопросы Сурка, дарю им цветы (картинки): астру, ирис, мак. Далее работа продолжается в форме вопросов-заданий.

    — Назовите каждый цветок. (Мак, ирис, астра.) Что вы произнесли? (Слова.) Из чего состоит слово? (Из звуков.) Соотнесите количество звуков в слове ирис со звуковыми схемами-бусами. (Даны сразу три схемы для слов мак, ирис, астра.)

    Раскрасьте красным цветом бусинки-гласные звуки в схеме к слову ирис (первый и третий кружки).

        Введение понятия «ударение».

    Могут быть предложены следующие вопросы и задания:

    — Сколько слогов в слове ирис? (Два слога: и-рис.) (Воспитатель обращает внимание на слоги из одной гласной, напоминает, что без гласных слогов не бывает.)

    Далее проводятся упражнения в произнесении слов с подчеркнутым выделением ударного слога. (И-и-и-рис.)

    — Вы заметили, что слоги в слове звучат по-разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче. Вы слышите, как мой голос как бы тихонько ударяет по началу слова. Это слышится ударение. (И-рис.)

    Предлагаю детям выделить голосом другой слог. (И-рис.) Ударение слышится на втором слоге. Спрашивает, что получилось. (Получилось другое слово: вместо цветка появилась ириска.)

    — Определите, в какой части слова слышится ударение, куда падает ударение — на первый или второй слог. (Дети могут продемонстрировать ответ цифрами 1 или 2.)

    Слова для упражнений: шу-уба, ша-апка, ва-арежка, ча-ашка, ло-ожка, ча-айник, ле-ето, о-осень, зима-а, весна-а.

    Вывод: в каждом слове один из слогов произносится громче, сильнее другого; мы как будто ударяем голосом по этому слогу; он становится ударным.

      Слого-звуковой анализ новых слов. Знак ударения.

    — Придумайте слова, которые начинаются со слога ма-. (Ма-ша, ма-шина и др.) На какой слог падает ударение в этих словах?

    Соотнесите слово Маша со звуковой схемой. (Даны схемы разных слов.) Сколько здесь гласных? (Две.) Какая из них произносится с большей силой голоса? (Дается неверное ударение: Маша — Маша).

         Показываю знак ударения на своей схеме, дети ставят этот знак на своих схемах. Аналогичная работа может быть проведена и с другими словами.

    — Назовите слова, которые имеют в конце слог -на. (Малина, корзина, Нина.)

    На схемах выбранных слов дети ставят знак ударения.

      Обращаю внимание, что знак ударения всегда стоит над гласной буквой. (Ударение — это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем его звучать громче, сильнее, протяжнее. А звучать, петь, тянуться могут только гласные.

    Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

     Подготовка к письму. Проведение волнистых линий, обведение овальных и круглых предметов, нарисованных пунктирной линией.

    Подведение итога

        О чем мы сегодня говорили? Какой вывод мы можем сделать? Какое у вас настроение?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».

    Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...

    Конспект занятий по речевому развитию для детей подготовительной группы №3 ГДОУ №53 города Санкт-Петербурга на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Образовательный задачи:1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.2. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.Во...

    Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»

    Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»...

    Конспект занятия по речевому развитию для детей первой младшей группы Чтение потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Рассказывание сказки "Теремок"

    Конспект  занятия по речевому развитию для детей  первой младшей группы   Чтение потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Рассказывание сказки "Теремок". Поможет педагог...

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее

    Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема.   Сочетание звуков [jэ] и буква Ее...