Знакомство с звуком "ЙУ", буквой Ю, ю. Чтение слогов, слов.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель:

Ознакомление с буквой Юю. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

 

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

 

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniyu_gramote.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с Звуком [ЙУ], буквой Ю, ю». Чтение слогов, слов

Программное содержание:

Ознакомление с буквой Юю. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитные доски, магниты, картинка «Солнышко», «Тучки», наборы на каждого ребенка для звукового анализа, графическое изображение буквы Ю, картинки -домики для звуков, мяч среднего диаметра)

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Давайте в начале занятия мы с вами разомнем наши ротики чтобы красиво и правильно разговаривать.

Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы).  Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

-Повторяйте скороговорки!

Ю—ю—ю — песенку пою.

Ою-ою-ою — я лицо умою,

Ою-ою-ою — чистою водою.

Рю-рю-рю — кашу я варю.

Рю-рю-рю — я за ней смотрю.

Аю-аю-аю — ложечкой мешаю.

Аю-аю-аю — время засекаю.

Лю-лю-лю — кашу я люблю.

Рю-рю-рю — съем, ещё сварю.

-Скажите мне пожалуйста какую букву чаще всего мы произносили в чистоговорке?

-Правильно букву Ю! Мы с вами познакомится с буквой Ю.

-Давайте подумаем буква Ю она какая? Гласная или согласная? Правильно гласная потому что поется. А в каком домике она будет жить?

-А каким кружочком мы ее обозначаем? Правильно красным!

2. Игра на внимание:

-Давайте поиграем в игру «Подними красный флажок если услышишь букву Ю».

- Вы были очень внимательны!

- Давайте произнесем все вместе Ю! скажите мне пожалуйста, сколько звуков мы слышим?

- Правильно два Й и У! Буква Ю жадина и у нее два звука Й У!

3. Звукобуквенный анализ слов:

-Но это ребята будет когда буква Ю будет стоять перед согласным звуком например слово Юла. Сколько букв в этом слове? А звуков? Правильно четыре! Ребята, а теперь самостоятельно разберите слово ЮНГА! Сколько букв в этом слове? Правильно, а звуков? Пять!

-Так, а теперь мы все вместе разберем слово люк!

-Сколько букв в этом слове? А звуков? Ребята в этом слове будет и звуков и букв одинаково. Потому что когда буква Ю стоит после согласного, то она обозначает один звук, а согласный становится мягким. Теперь мы разберем слово Ключ! Сколько букв в этом слове? А звуков? Молодцы! Ну а теперь отдохнем!

4. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Пальчиковая гимнастика.

5. Слушанье сказки. Пересказ с помощью вопросов.

- Рябята я хочу вам рассказать сказку! Послушайте внимательно!

Сказка"Юла"

Жила среди игрушек Юла. Характером обладала не очень хорошим. Была вертлявой, болтливой, надоедливой. Юла считала себя самой красивой. Она об этом могла говорить целыми днями. Как заведётся прыгать на одной ноге – не остановишь. А нога-то одна, да и та острая. Крутится-вертится Юла и напевает свою несложную песню: «Ю-ж-ж-ж! Ю-ж-ж-ж!» Перепонки от этой песни болят. Хоть уши затыкай! А она своё продолжает.

Однажды собрались игрушки все вместе и решили Юле сказать, что о ней думают. А она и не подумала их слушать. Игрушки объявили ей бойкот: «Ни в одну игру с нами ты больше не будешь принята».

Притихла Юла, сидит в уголке, помалкивает. А игрушкам и без неё весело. Собралась с духом Юла, попросила прощенья у друзей, стала прислушиваться к мнению других. Вот как Юлу проучили.

- О чем это сказка?

- Какая была юла?

- Что всегда делала юла?

- Что сделали игрушки с юлой?

- Где потом была юла?

- Что сделала юла чтобы подружиться с игрушками?

- Как вы считаете юла правильно поступила?

- Ну раз юла правильно себя повела, тогда мы ей сделаем поощрение и нарисуем ей подружку букву Ю.

6. Рисование буквы Ю.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась… буква Ю

- Буква ю состоит из столбика, пояска и кружочка!

- Напишите в воздухе букву Ю!

- Приступайте к работе! (рисунки детей).

- какие красивые у вас получились буквы Ю!

7. Игра «Назови слова на букву Ю».

- Ребята, давайте с вами вспомним какие слова мы с вами знаем на букву Ю! Я буду вам по очереди кидать мяч, а вы мне назовете слово которое начинается на букву Ю! (юла, юбка, юнга, юрта, юг, юпитер)

8. Подвидение итогов.

- наше занятие подходит к концу дети, я хочу задать еще раз мой вопрос, так почему же буква «Ю» жадная, непростая буква? (Если она стоит в начале слова, то в ней живут сразу два звука. Каких) Еще что вы знаете о букве «Ю»? (Буква Ю – гласная, она показывает, что согласный перед ней мягкий.)

Какие задания вам понравились больше всего? Чем мы еще занимались на занятии? Были ли у вас трудности в выполнении заданий? Давайте постараемся сами, с помощью солнышка, оценить свою работу на занятии, выберете себе солнышко:

Веселое солнышко – вы довольны своей работой, с заданиями справлялись легко и просто.

Солнышко с тучками – у вас в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

Презентация к занятию по теме: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Компьютерная презентация разработана к учебному занятию  в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет. ...

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Буква "Я".Чтение слогов,слов,предложений.

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям ДОУ. Содержание конспекта наполнено загадками,игровыми упражнениями, самостоятельной деятельностью детей....

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»

Задачи: Образовательные:·         Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...

Звук и буква "М" . Чтение слогов, слов. Ударение.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа и формировать звуковую аналитико-синтетическую активность....