Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ирина Петровна Новиченкова

Задачи:

Образовательные:

·         Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.

·         Учить писать букву Я.

·         Учить читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, познакомить детей с мягкими согласными и их условным обозначением - зеленый квадрат.

·         Учить записывать предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении.

·         Продолжать учить проводить фонетический разбор прочитанных слов.

Развивающие:

·         Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

·         Развивать зрительный гнозис и фонематические процессы.

·         Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

 Воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.

Предварительная работа: просмотр мультипликационных фильмов про звуки, отгадывание загадок, выполнение физкультурных разминок, артикуляционных и пальчиковых гимнастик

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе

На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.
  • Учить писать букву Я.
  • Учить читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, познакомить детей с мягкими согласными и их условным обозначением - зеленый квадрат.
  • Учить записывать предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении.
  • Продолжать учить проводить фонетический разбор прочитанных слов.

Развивающие:

  • Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
  • Развивать зрительный гнозис и фонематические процессы.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

 Воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.

Предварительная работа: просмотр мультипликационных фильмов про звуки, отгадывание загадок, выполнение физкультурных разминок, артикуляционных и пальчиковых гимнастик.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, буква Я, картинки с буквой Я, игрушка ёжик, рабочие тетради Е. В. Колесниковой «От А до Я» на каждого ребенка, цветные карандаши, простой карандаш.

Ход занятия

  1. Организационный момент. (дети стоят у доски)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем, в страну сказок улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Смотрим глазками опять

Дышится легко,

Плавно, глубоко

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы.

Итак,  ребята мы продолжаем с вами путешествие по большой и интересной стране в которой живут звуки и буквы. Мы уже много с вами изучили букв и звуков. Чем же отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и видим.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Сегодня сопровождать наше путешествие будет…Послушайте кто

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (Ответы детей)

Ну конечно же это Ёжик. Вот он какой, но он пришел не с пустыми иголками.

Посмотрите, что у него на спинке? (Показывает картинку)

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Посмотрите на доску с какой буквой мы сегодня будем знакомиться? (картинка буква Я)

Дети: С буквой Я.

Воспитатель: Посмотрите на что еще похожа букву Я? (картинки переворачивает,)

Дети: На ветку с яблоком, на скворечник.

Воспитатель: Буква Я самая большая хвастунишка. Только и повторяет Я-Я-Я.

Вот как гордо ножка отставлена у буквы Я. (Пишет на мольберте)

Буква «я» – гласная буква.

Звук «я» [йа] – имеет двойной звук

Звуков два: [й], [а].

  1. Основная часть. Слова с буквой Я.

Воспитатель: Назовите слова в которых есть буква Я.

Дети: Яблоко, ящерица, поляна.

А теперь ребята нам нужно поработать в тетрадях (дети проходят за столы)

А что бы вы писали красиво нужно сделать

Давайте вспомним какая у нас тема недели? (животные нашего края)

Пальчиковую гимнастику.

«Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять, как животных нам назвать (поочерёдно разгибать пальцы левой руки)

Самых близких, самых верных-Каждый знает их наверно (хлопаем в ладоши)

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке)

Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая окружающих)

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой)

Значит, домашними всех их зовут.

Воспитатель: Ребята напомните мне буква Я какая гласная или согласная? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно гласная, поэтому какой возьмёте карандаш?

Дети: Красного цвета.

3. Воспитатель: Сначало букву Я в слоговом домике обводим по точкам, затем заселяем в пустые клеточки самостоятельно.

4. Чтение слогов.

Язычок наш тоже хочет приготовиться к занятию

Расслабиться -- пя- пя- пя- пя.

Причесаться – «причёсываем язычок».

Посмотрел на себя с одной стороны, с другой стороны – упр. «Часики».

Вот теперь и он готов к занятию.

Воспитатель: Давайте вместе прочитаем слоги «ЛА-ЛЯ»«МА-МЯ»«НА-НЯ»«РА-РЯ».

Одинаково ли звучат согласные?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, звучание согласной зависит от того, какая гласная написана после неё: если А, то согласная звучит твёрдо, если Я – то мягко.

Мягкие согласные будем обозначать в схеме слова зелёным квадратом.

Как обозначаются в схеме слова твёрдые согласные?

Дети: Синим квадратом.

5. Чтение и фонетический разбор слов.

Воспитатель: Прочитаем вместе слово «МАЛ».

Какой первый звук, второй, третий?

Дети: Первый - твёрдый согласный, второй - гласный, третий – тоже твёрдый согласный.

Воспитатель: Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями звуков.

Прочитаем вместе слово «МЯЛ».

Какой первый звук, второй, третий?

Дети: Первый - мягкий согласный, второй - гласный, третий – тоже твёрдый согласный.

Воспитатель: Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями звуков.

Теперь проверьте себя, все справились?

6. Игра «Загадки и отгадки».

Воспитатель: Отгадайте загадки, затем надо найти в тетради отгадку и написать букву, с которой начинается слова-отгадки.

Бегает среди камней –

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! –

Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица)

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

(Яйцо)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Какую букву напечатали под каждой картинкой?

ДетиБукву Я.

Физкультминутка.

Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем. (Садятся)

7. Игровое упражнение «Как зовут девочку».

Воспитатель: К нам в гости пришла девочка, нужно узнать как её зовут.

Определите, какая буква пишется первой в названии нарисованных картинок, и написать под каждой из них.

Прочитайте имя девочки.

Дети: Яна.

8. Учимся читать и записывать предложение в виде схемы.

Воспитатель: Прочитаем предложение МАМА ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА.

Запишем в виде схемы.

Сколько нарисуем прямоугольников?

Дети: 4.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в предложении 4 слова.

Воспитатель: Какое первое слово? Второе? Третье? Четвёртое?

Дети: Первое – мама, второе – Яну, третье – мылом, четвёртое – мыла.

Воспитатель: Ребята, а почему наша схема начинается с верхней палочки? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, потому что предложения начинаются с большой буквы.

Заключительная часть.

Рефлексия: Кто к нам приходил в гости? А что он принес? С какой буквой мы сегодня с вами познакомились? (Я) Она какая? (Гласная) Каким цветом обозначается? (Красным)Звук Я какой? (двойной) Произнесите их. (Й-А) Ребята, а кто по вашему мнению на занятиях был самым активным? (Ответы детей) Молодцы ребята!

На этом наше путешествие заканчивается, Ёжик остался вами очень доволен, но ему пора в лес, а нам готовиться к следующему занятию. (Дети говорят ёжику досвидания и прощаются с гостями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Буква "Я".Чтение слогов,слов,предложений.

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям ДОУ. Содержание конспекта наполнено загадками,игровыми упражнениями, самостоятельной деятельностью детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Гласный звук У. Буква У"

В конспекте органично сочетаются игры, упражнения, задания, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики рук....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Согласные звуки [Ф]-[ФЬ]. Буква Ф"

Данное занятие - изучение нового материала: знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками [ф] [ф’], буквой Ф. Занятие построено в форме путешествия, присутствуют интересные задания....

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;- умение концентрировать внимание;- слухоречевую память, фонематическое восприятие;- мимику;- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонаци...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: "Звук и буква Р."

Задачи:Обучающие:- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- познакомить с буквой «Р»;- учить составлять слова по заданным буквам, составлять предложен...