Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: Звуки Г-ГЬ Буква Г
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе по теме: Звуки  Г-ГЬ

Буква  Г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе по теме: Звуки  Г-ГЬ

Буква  Г

Цель: Создание условий для формирования представлений о звуках Г-Гь и букве Г.

Задачи: 

  1. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Г-ГЬ.
  2. Познакомить с буквой Г. Учить на слух определять мягкость и твердость согласных.

Учить делить  слова на слоги. Печатать слова под диктовку.

Оборудование: картинки со звуком Г, зеркала, конверты с элементами буквы Г, фасоль

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия:

I. Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).

Учитель-логопед: - Здравствуйте ребята. Сегодня на занятие я пришла к вам не одна, а вот с этими сказочными героями (показывает гномов), вы их узнали, кто это? (ответы детей) Правильно, это гномы, одного зовут Гога, а второго Гена. Сегодня Гога и Гена помогут нам познакомиться с новыми звуками и буквой, это звуки [г] и [г’] и буквой Г. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- В каких домиках живут гласные звуки? (только в красных) В каких домиках живут согласные звуки? (твёрдые согласные в синих домиках, мягкие согласные в зелёных).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

.

II. Основная часть

1. Акустико-артикуляционный образ звуков. 

Учитель-логопед:  -Давайте вместе с вами произнесём слова Гога,. Какой первый звук вы слышите в этих словах? Звук [г].

Проговаривание хором и индивидуально 3 детей.

Учитель-логопед: - Ребята, с помощью чего произносится звук [г]? (зубов, языка). Звук гласный или согласный? (согласный).

- Твердый звук или мягкий? (твердый).

Поставьте руку на горлышко и произнесите звук [г]. Вы должны почувствовать, как ваше горло дребезжит. Голосовые связки работают, горло дребезжит. Есть голос.

- Звук глухой или звонкий? (звонкий).

Учитель-логопед: - А теперь скажем слова Гена, гитара. Какой здесь слышим первый звук? Звук [г’].

Произнесите звук [г’], обратите внимание, в каком положении у вас теперь находятся губы, зубы и кончик языка Проговаривание хором и индивидуально 2-3 детей.

Поставьте руку на горлышко и произнесите звук [г’] .Горло дребезжит, голосовые связки работают, есть голос.

Учитель-логопед: - А сейчас мы с вами охарактеризуем звуки [г] и [г’]по схеме (учитель-логопед демонстрирует схему):

Звук [г] - согласный, твердый, звонкий, обозначается синим кругом;

Звук [г’] - согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым кругом.

3. Развитие фонематического слуха.

Работа со звуковыми фонариками (синий, зеленый)

Учитель-логопед: - Сейчас я проверю, какой у вас слух. Я буду произносить различные звуки, когда вы услышите звук [г] – поднимайте фонарик синего цвета, а когда услышите звук [г’] – поднимайте фонарик зеленого цвета.

[а], [г’], [м] , [г] ,[н’], [г’],  [о], [в], [г], [п], [т’], [г’]

4. Учитель-логопед: - Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Слушайте внимательно и все движения повторяйте за мной.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения)

5. Знакомство с буквой Г.

Учитель-логопед: - Звуки [г] и [г’]обозначаются буквой Г.

Рассмотрите, пожалуйста, букву Г (учитель-логопед демонстрирует картинку с буквой Г). Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки). На что похожа эта буква? (на кочергу)

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

7.Учитель-логопед: Наши гномы хотят поиграть с вами в прятки. Нам нужно выбрать, кто будет прятать гнома по считалке 

«Г» в начале слышится

В словах: гитара, гусеница, 

Гранат, графин и граммофон.

Кто не услышал, выйди вон.

Галка, галстук, горностай –

Из круга мигом выбегай.  (Новоторцева Н.  с.36)

Для игры вам всем необходимо выйти в круг 

Игра в кругу. У всех детей руки за спиной, водящий проходит за кругом и дает одному ребенку в руки игрушку - гнома. Остальные дети отгадывают у кого в руках гном.

Учитель-логопед:- Молодцы, ребята, присаживайтесь за столы. (Напоминание о правильной осанке).

8.Чтение слоговой таблицы

Чтение букв               А     О     У    Ы      Э

Чтение слогов с Г   ГА  ГО   ГУ   ГЫ  ГЭ

9. Автоматизация звука в словах.

Учитель-логопед: Выполните звуковой анализ слова гном и составьте звуковую схему. Назовите гласный звук с в слове гном [о].

Сколько гласных звуков в слове? Следовательно, сколько слогов в слове? (один). Сколько гласных - столько и слогов.

Назовите звуки в слове по порядку. [г], [н], [о],[м].

Сколько всего звуков в слове? (четыре звука).

Из четырех звуков один гласный. Сколько согласных звуков в слове гном? (три согласных).  Составление звуковой схемы в рабочих в тетрадях.

Проверка по образцу

C:\Users\Настя\Documents\Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительно.jpg

10. Речевые игры.

  1. Игра «Скажи наоборот»

Учитель-логопед: - Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило - во всех словах первый звук [г]:

Тихо – громко;

Веселый – грустный;

Сладкое – горькое;

Чистая – грязная;

Шершавый – гладкий;

Нежное - грубое.

  1. 2) Игра «Закончи предложение»

Учитель-логопед: - Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].

У Гали голубые … (глаза).

На клумбе выросли … (гвоздики).

Гончар вылепил из глины …. (горшок)

Гром гремит во время … (грозы).

На лугу гогочут … (гуси).

III . Итог

Учитель-логопед: Ну что, ребята, вот и подошло к концу наше занятие. С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? (звуки [г] и [г’] и буква Г). Чему вы сегодня научились? (Сегодня мы научились различать звуки [г] и [г’]). Что больше понравилось? Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: "Зимний лес"

Данный материал поможет провести НОД по всем правилам ФГТ...

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) Тема: «В гостях у звука (Э)»

Задачи:- Познакомить детей со звуком «Э» и с буквой «Э», его классификация;- развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; составление слогов.- Находить звук &laqu...

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Задачи:1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).2. Совершенствовать фонематическ...

Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: «Звук [а], буква А»

Конспект занятия по обучению грамотеПодготовительная группаТема: «Звук [а], буква А»...

план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

ООД по обучению грамоте подготовительная группа "Муха - Цокотуха"...

занятие по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Тема: Поможем звукам. Цели:Повторить и закрепить знания о буквах и звуках. Продолжать  учить различать гласные и согласные звуки, буквы. Закрепить умения находить место звука в слове. Способ...