« Дифференциация звуков [Ж-Ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях».
план-конспект по обучению грамоте

Конспект открытого логопедического занятия в 1-ом классе/ Формирование у младших школьников умений, необходимых для различения звуков [ Ж-Ш] и букв Ж-Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_differentsiatsiya_sh-zh.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия в 1-ом классе

Тема: « Дифференциация звуков [Ж-Ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях».

 

Цель занятия: Формирование у младших  школьников умений, необходимых для различения   звуков [ Ж-Ш] и букв Ж-Ш

Задачи:

 1. Коррекционно-образовательные:

- закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков [ Ж-Ш],

-  отвечать на вопросы полными  предложениями.

 2. Коррекционно-развивающие:

– совершенствовать фонематические представления;

– развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;

– развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, зрительно-пространственные ориентировки;

– развивать самостоятельность, самоконтроль;

– формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации.

 3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навык самоконтроля,

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга и педагога,

– воспитывать положительное отношение к процессу обучения.

 Ход занятия.

I. Организационный момент.

Встанем в круг и возьмём друг друга за руки. Назовите по очереди признаки весны. Сядет тот, кто назовёт слово со звуком Ж.

II. Введение в тему.

- К нам в гости пришёл мальчик-Звук и принёс вам загадки. Отгадайте их:

- Среди всех зверей малыш

   Эта серенькая…..(мышь)

- Он ходит, голову задрав,

   Не потому, что важный граф,

   Не потому, что гордый нрав,

   А потому, что он….(жираф)

- Каким звуком заканчивается слово «МЫШЬ»?

- С какого звука начинается слово «ЖИРАФ»?

- Мальчик звук предлагает вам узнать: чем похожи и чем различаются эти звуки.

- Произнесём звук  [Ш] (Заполнение таблицы на доске)

 Губы: слегка вытянуты вперёд широким хоботком. Зубы: между зубами небольшая щель. Язык: кончик языка находится за верхними зубами.

-При произношении звука [Ж] есть преграда?

-Значит это какой звук-гласный или согласный?

-Мы произносим его с голосом? Значит он какой?

-Звук [Ж] твёрдый или мягкий?

-Дайте характеристику звуку  [Ж]. (согласный, звонкий, твёрдый).

Произнесём звук  [Ш] ( тот же разбор и характеристика звука).

- Чем похожи и чем различаются эти звуки?

- А вот и наша Буковка пришла и принесла буквы: Звуки [Ж-Ш] на письме обозначаются буквами Ж и Ш (Закрепить образ букв: на что похожи буквы).

-Догадались, чем мы будем заниматься на занятии? (Учиться различать звуки [Ж-Ш] и буквы Ж-Ш)

 III. Развитие фонематического слуха.

 1..Повторите за мной звуковые цепочки:

ЖА – ЖА – ША                      ЖУ – ШУ – ЖУ

 ШО – ШО – ЖО                     ШИ – ЖИ - ШИ

АЖА – АША – АЖА               УШУ – УЖУ - УШУ

2. Игра «Скажи наоборот»: жа-жа -- …ша-ша

                                             жу-жу --- …шу-шу

                                             ши-ши ---…жи-жи. И т.д.                                    

3.Задание на листочках: Фонематический диктант (колокольчики:  зачеркнуть – если в слове глухой звук и закрасить – если звонкий)

 шум, жук, шапка, журчал, лыжи, мешок, кружил, камыш, мошка, пожарный

4. Задание на листочке: Распредели предметы по вагонам: ЖИ, ШИ.

(Повторить правило написания ЖИ-ШИ).

IV. Развитие межполушарных связей.

Выполняем упражнение двумя руками  «Кулак –ребро – ладонь»

V. Задание на листочках: Развитие внимания, закрепление зрительного образа букв. Корректурная проба. (букву Ж обвести в кружок, а букву Ш подчеркнуть)

VII.  Физминутка( Речь с движениями).

Ёжик в бане вымыл ушки,

 Шею, кожицу на брюшке.

  И спросил енота ёж:

 - Ты мне спинку не потрёшь?

- Напишите на спинах друг у друга буквы Ж или Ш.

VIII. Задание на листочках: Прочитай слово, замени Ж на Ш и наоборот и получи новое слово. Запись новых слов: шар, шаль, шарит, Луша; жить, сажа, мажет (Повторить правило написания большой буквы в именах).

IX. Задание на листочках: Прочитай текст. Подчеркни сочетание ЖИ и ШИ в словах. Подчеркни слова, которые обозначают действие предметов. Начерти схему предпоследнего предложения.

Пришла весна. Оживает природа. Тает снежок. Журчат ручьи. На дорожках появились большие лужи. Жужжат первые жуки.

X. Итог. Рефлексия.

-Какие звуки мы учились различать?

-Дайте характеристики этим звукам.

-Что больше всего понравилось на занятии?

-В чём испытывали затруднения?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков (с – з) в слогах, словах, предложениях.

Цель: Дифференциация звуков (с – з) в слогах, словах, предложениях.Задачи занятия:Учить находить местоположение звуков (с - з) при помощи звуковой линейкиАвтоматизировать поставленные звуки...

« Дифференциация звуков Л, Р в слогах, словах, предложениях , рассказах».

Конспект  логопедического занятия. В игровой форме дети повторяют все этапы обучения дифференцации сложных звуков (Л), (Р)....

Конспект логопедического занятия на тему: "Поздняя осень.Ягоды.Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах, предложениях".

Данный конспект поможет учителям -логопедам спланировать логопедическое занятие по теме: "Поздняя осень. Ягоды. Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах и предложениях".При планировании занятия я ...

Тема: «Путешествие в страну сказок». Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях.

Конспект совместной деятельности с детьми.Логопедическое развлечение на логопункте....

Дифференциация звуков [c]- [ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Закреплять навык дифференциации звуков  [c]- [ш] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:Учить дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам....

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»

Направление коррекционной работы: Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания и...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность д...