« Дифференциация звуков Л, Р в слогах, словах, предложениях , рассказах».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект  логопедического занятия. В игровой форме дети повторяют все этапы обучения дифференцации сложных звуков (Л), (Р).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_r-l.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Направление деятельности: коммуникативная

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Тема непосредственно - образовательной деятельности:

« Дифференциация звуков Л, Р в слогах, словах, предложениях , рассказах».

Возрастная группа: старшая (подгруппа)

          Цель: Дифференциация звуков р, л  в слогах, словах  различной слоговой структуры, предложениях, рассказах.

          Задачи:

  • уточнение артикуляционного уклада звука [р], [л];
  • совершенствование движений артикуляционного аппарата;
  • развитие  фонематического  слуха;
  • дифференциация звуков (р), (л) в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • развитие мелкой моторики;
  • развивать слухового, зрительного внимания и памяти;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • воспитание внимания к обращенной речи;

   Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие;  познавательное развитие; речевое развитие;  физическое развитие.

  Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: картинки с изображением трактора и самолёта; схема акустико-артикуляционной характеристики звуков; карточки с изображением: Лягушки, Слона, чашечки, маляра, дятла, грибка, пирога и артикуляционных укладов; бассейны с фасолью, мелкие игрушки - транспорт; две лесенки разного цвета; игрушка - Карлсон; карточки с изображением ягод, фруктов и варенья, сока, из них изготовленных; схемы рассказов смайлики.

Ход занятия.

1.  Организационный момент

Логопед: Послушайте стихотворение и догадайтесь, какие два звука будут у нас сегодня в гостях:

Этот трактор сильный очень,
Не боится ям и кочек.

Едет в поле без дорог

Громко песенку поёт «Р-р-р».

***

Кружит в небе самолёт

На посадку он идёт.

Чтобы нам не страшно было

 Песню весело поёт «Л-л-л».

(Ответы детей).

Логопед: Мы с вами поговорим о звуках (Р), (Л). Ещё совсем недавно эти звуки капризничали и не хотели правильно звучать в вашей речи. Но вы потрудились и теперь не только правильно произносите (Р), (Л), но и не путаете их в словах. Я предлагаю вспомнить, как мы «налаживали контакт» с этими звуками.

1.  Акустико-артикуляционная характеристика звуков

Логопед: Возьмите в руки зеркала и произнесите дежурные звуки.

Охарактеризуйте их по таблице.

Губы, Зубы, Язык, Воздушная струя, Голос, Твёрдость, мягкость

- Произнесите звук Р перед зеркалом. Расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении :

- В каком положении находятся губы? (Губы растянуты).
- В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены).
- В каком положении находится язык? ( Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, альвеолам и дрожит, вибрирует).
- Произнесите звук Р еще раз. Определите, как проходит звук при его произнесении, свободно или встречает преграду.  Воздух встречает преграду.
• Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Р еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко?
• Если горлышко дрожит значит какой звук Р- звонкий или глухой? (звонкий)
• Как произносится звук Р в слове «рак» твердо или мягко? (твердо),в слове «рис»? (мягко).
• Дайте полную характеристику звука Р
• Звук Р согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

• Произнесите звук Л перед зеркалом. Расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении.
• В каком положении находятся губы? ( Губы в улыбке).
• В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены).
• В каком положении находится язык?
• Широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам.
• Произнесите звук Л еще раз. Определите как проходит воздух при его произнесении. Свободно или встречает преграду? Воздух встречает преграду.
• Если воздух встречает преграду значит какой звук Л гласный или согласный? ( Звук Л согласный).
• Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Л еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко?
• Если горлышко дрожит значит какой звук Л- звонкий или глухой?(звонкий)
• Как произносится звук Л в слове «лук» твердо или мягко? (твердо), а в слове «лес»? (мягко)
• Дайте полную характеристику звука Л
 Звук Л согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.
• Давайте вспомним все о звуках Р и Л и заполним таблицу.

Чем похожи эти звуки?

они оба согласные

могут быть мягкими и твердыми

положение языка вверху за верхними зубами

воздух при произнесении горячий

губы в улыбке, зубы не сомкнуты.

Чем они различны?

при звуке Р язык дрожит, вибрирует

при Л упирается в верхние десны, лежит спокойно.

2 Артикуляционная гимнастика.

Логопед:-Что вы делали, чтобы научиться чётко произносить звуки речи? (Выполняли артикуляционную гимнастику).

- Возьмите в руки зеркала и выполним некоторые знакомые артикуляционные упражнения.

Слова логопеда

Артикуляционные упражнения

- Улыбнёмся как « Лягушки», А теперь мы добрый «Слон».Тянем губы прямо к ушкам, А теперь водичку пьём.

- С бабушкою вместе месим, месим тесто.

- Чай попьём из чашечки, заварен из ромашечки.

- Красить потолок пора, пригласили маляра.

- Высоко вверх взлетели бесстрашные качели.

 - Дятел высоко сидит, клювом дерево долбит.

- Мы пойдём с тобой в лесок, чтобы отыскать грибок.

 «Лягушки»-«Слон»,

«Месим тесто»

«Чашечка»

«Маляр»,

«Качели»,

«Дятел»,

 «Грибок».

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Я буду называть разные виды транспорта, а вы произносите или песенку трактора -звук(р), или песенку самолёта- звук (л), если услышали их в словах. ( Пароход, лодка, автобус, автомобиль, вертолёт, трамвай, троллейбус, метро, электричка, экскаватор, мотоцикл, поезд, грузовик).

4. Дифференциация в слогах, словах.

Игра «Наоборот».

Логопед: ла     дети: ра

                Ро              ло

                Ул              ур

                Ала           ара

                Оро          оло

                Бла           бра

               Рак            лак

              Ложки       рожки

              Город        голод

               Игла         игра

Физминутка.

Самолёты

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

Машина

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Влево-вправо – чистота!

Волосы ерошит ветер,

Мы шоферы хоть куда! (Выполнять соответствующие движения).

  5.   Выделение звука на фоне слова, определение места в слове.

                     

                       (Два бассейна с фасолью.)                     

                        Логопед: Расставьте найденный в фасоли транспорт по гаражам:

                        в желтый – в названии которого есть звук Л, ЛЬ,   в синий – со звуком Р, РЬ

                        В гаражах по три этажа: 1- звук вначале слова, 2 – в середине, 3 – в конце.

Логопед: Указательный – опустим,

                Средний пальчик – вглубь нырнёт.

                Большой палец - он поможет.

                И игрушку там найдёт.

                 6. Дифференциация звуков в словосочетаниях. 

Логопед: Я слышу странный рокот. Это Карлсон в гости залетел. Что он любит? (Варенье). А ещё сок.  Вы угостите его вареньем и соком. Называйте, из каких ягод и фруктов приготовили варенье и сок и как называется продукт. (Пример: Сок из яблок. Яблочный сок.)

(На карточках)

Сок.

Из апельсинов – апельсиновый сок.

Из винограда – виноградный сок.

Из персиков персиковый сок.

Из мандаринов – мандариновый сок.

Из моркови – морковный сок.

Из лимонов – лимонный сок.

Из абрикосов – абрикосовый сок.

Из груш – грушевый сок.

Из огурца – огуречный сок.

Из свеклы – свекольный сок.

Варенье.

Из малины – малиновое варенье.

Из черники – черничное варенье.

Из брусники – брусничное варенье.

Из смородины – смородиновое варенье

Из рябины – рябиновое варенье.

Из черешни – черешневое варенье.

7. Дифференциация звуков в предложениях.

Логопед: Поужинал  Карлсон, и уселся на диванчик сочинять рассказ про транспорт. Вот какой рассказ он сочинил. Если ты заметишь ошибку, исправь её. Отвечай полными предложениями.

Трактор вспахивает речку.

Самолёт едет по небу.

Лодка плывёт по улице.

Грузовик летит по дороге.

Велосипед – воздушный транспорт.

Вертолёт – наземный транспорт.

8. Составление рассказов по схемам.

(По серии сюжетных картинок о транспорте дети составляют рассказы.)

9. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков (с – з) в слогах, словах, предложениях.

Цель: Дифференциация звуков (с – з) в слогах, словах, предложениях.Задачи занятия:Учить находить местоположение звуков (с - з) при помощи звуковой линейкиАвтоматизировать поставленные звуки...

Конспект логопедического занятия на тему: "Поздняя осень.Ягоды.Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах, предложениях".

Данный конспект поможет учителям -логопедам спланировать логопедическое занятие по теме: "Поздняя осень. Ягоды. Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах и предложениях".При планировании занятия я ...

Тема: «Путешествие в страну сказок». Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях.

Конспект совместной деятельности с детьми.Логопедическое развлечение на логопункте....

Дифференциация звуков [c]- [ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Закреплять навык дифференциации звуков  [c]- [ш] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:Учить дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам....

Дифференциация звуков С-Ш, в слогах, словах. предложениях

Конспект подгруппового занятия для детей 6-7 лет...

Конспект фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] – [З] в слогах, словах, предложениях, играх"

Цели:1. Образовательные:а) закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;б) закрепление произношения и различения звуков в отражённом повторении за логопед...

Конспект занятия по дифференциации звуков [д]-[т] в слогах, словах, предложениях

Конспект занятия по дифференциации звуков [д]-[т] в слогах, словах, предложениях...